Предмет системы государственного управления

Е

· 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года[9].

· 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.

· 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.

· 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.

· 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу с 1 марта 2008 года.

ФЗ№131:

Принят 6 октября 2003 года, в полную силу вступил только в 2009г. Состоит из 12 частей. Этим законом завершился процесс реформирования МСУ. Итог реформ:

1) Унификация муницип.власти на всей территории РФ, прежде всего определена территориальная организация и в соотв. с этим типологизация МО.

2) Позволило упорядочить финансово-экономические отношения и прежде всего бюджетное взаимодействие, сферу компетенции.

3) Упорядочена структура мсу, определены полномочия представительного органа, главы МО и главы местной администрации.

4) Определено положение о контрольных органах; законодательно установлены место и сфера компетенции муниципальной избирательной комиссии.

Что является основой муниципальной службы?

- Реализуемая кадровая политика, которая должна включать целенаправленный отбор и подготовку кадров;

- подготовка кадрового резерва;

- аттестация;

- Правовое регулирование;

- прохождение муниципальной службы.

То есть то, от чего зависит качество и эффективность муниципального управления.

Формы собственности:

Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Частная: индивидуальная, общая (совместная и долевая).

Иные формы собственности: собственность общественных организаций, религиозных организаций.

Государственная (по ГК РФ):Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Муниципальная собственность:Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Организационно-правовые формы собственности: коммерческая и некоммерческая.

Гарантии прав МСУ:

Конституция и ФЗ№131 устанавливают гарантии прав:

1) Право на судебную защиту

2) Право на компенсацию доп.расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти.

3) Запрет на ограничение прав мсу.

"Европейская хартия местного самоуправления"

Принята в Страсбурге в 1985 году. Ратифицирована в 1998 году ФЗ№55 «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» от 20 марта 1998г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе.

Состоит из преамбулы и 3-х частей.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.

Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.

В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.

В третьей части содержатся обычные для конвенций Совета Европы положения технического характера.

Что такое система ГМУ?

Условием образования и функционирования системы ГМУ является общественное производство, целью которого является максимально полное удовлетворение всех потребностей людей при эффективной организации общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей.

Система ГМУ имеет как субъектную, так и объектную природу. Субъект определяет характер управленческого воздействия. Объект – в отношении чего это воздействие осуществляется.

Специфика Государственного управления?

Заключается в том, что субъектом этого управления выступает специально уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции на профес.основе.

Управление соц.системами.

- означает способность субъекта сделать динамику системы прогнозируемой и управляемой, для этого необходимо прогнозировать объект и выявить факторы, определяющие режим его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.

Предмет системы государственного управления

- территориальное образование (государство, регион или любое другое территориальное поселение, которое имеет территориальные границы, входит в состав регионов и способно к самоуправлению).

Основа Системы управления террит.образованием:

Основу составляют вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные включают: разделение террит.образования на уровни власти. Горизонтальные: на ветви власти.

Уровни власти: вертикально – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий от высших управленческих звеньев низшим.

Количество уровней свидетельствует о степени субординации в принятии управленческих решений и в порядке передачи командной информации.

Уровни власти задают способ разделения административной ответственности м/у должностными функциями в организационной структуре.

Ветви власти (зоны управления) – горизонтально упорядоченные направления управленческой деятельности, которые определяются в соответствии с принципом разделения властей, кот. используется в условиях демократического политического режима.

Разделение СГМУ на вертикальные и горизонтальные составляющие призвано обеспечить функционирование управляемой системы на основе принципов пропорциональности и непрерывности согласовано работе всех подразделений.

СГМУ содержит 2 основных уровня управления:

- государственный

- муниципальный.

Вместе с тем они согласованы в направлении эффективного управления общетсвом.

ФЗ №79 «О государственной гражданской службе РФ»

Принят 7 июля 2004 г. Содержит 17 глав.

Этим законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы гос.гражданской службы РФ.

Принципы гос.гражд. службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Группы должностей:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Права гражданского служащего:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и т.д.

Ограничения:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому и т.д.

Запреты:

Запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д.

Требования к служебному поведению:

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне:

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам и т.д.

Суверен– тот, кто полностью самостоятелен и ни от кого не зависит. Суверен власти в РФ – народ!

Наши рекомендации