Правовой прецедент как источник права
Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательное значение.
Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
Административный прецедент – решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Характеристики правового прецедента как источника права:
- множественность - в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов;
- казуистичность - прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации;
- гибкость - позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере.
Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел.
Страны
В странах англо-американского права судебный прецедент является ведущим источником права. В России (романо-герм. правовая система) прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов ВС и ВАС по отдельным вопросам правоприменения.
48. Правонарушение: понятие, социальная природа, признаки, виды
Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.
Деяние может осуществляться в виде как действий и бездействия.
В состав правонарушения входят:
1) объект правонарушения;
2) субъект правонарушения;
3) объективная сторона правонарушения;
4) субъективная сторона правонарушения.
Признаки правонарушений:
а) противоправное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
б) виновное поведение субъекта права, т.е. лицо должно осознанно совершать правонарушение, отдавать себе отчет в своих действиях (умысел или неосторожность).
в) причинение вреда обществу, государству, гражданам.
Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются прежде всего на преступления и проступки.
Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение). Именно с преступностью как явлением государство ведет развернутую и последовательную борьбу, стараясь сократить ее, свести к минимуму, ибо избавиться от нее совсем практически невозможно.
Проступки- менее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются в различных областях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.
Различают следующие виды проступков: 1) гражданские; 2) административные; 3) дисциплинарные; 4) материальные; 5) процессуальные.
Переходное государство
Это своего рода промежуточный тип государства. Это государство, которое лишено устойчивой социальной основы, вследствие чего является недолговечным. В политической области оно может характеризоваться блоком классовых сил, как это, к примеру, присуще странам, освободившимся от колониальной зависимости, где различные социальные силы объединяются на основе общенациональной идеи. Переходное государство характеризуется чрезмерной социальной стратификацией общества, неструктурированностыо и поляризацией его интересов, отсутствием так называемого среднего класса, придающего обществу стабильность и устойчивость. Оно отличается специфическим переходным типом экономики - скажем, от планово-централизованной к рыночной или от стихийного рынка - к цивилизованному и социально ориентированному.
Власть принадлежит не одному лицу (институту), а нескольким группам.
Абсолютно все государства на том или ином историческом отрезке своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Одни находятся в этом качестве длительное время, другие сравнительно короткий исторический промежуток времени. Нередко случается и так, что одно и то же общество на разных этапах своего развития не единожды переводит государство в режим переходного.
Так, государства с тоталитарным режимом и централизованной экономикой должны пройти сравнительно долгий путь социального переустройства, и прежде всего - в экономике.