Тема 2.2. Советское государство и право в период НЭПа (1921 – 1929 гг.)

Переход к новой экономической политике (НЭП). Изменения в государственной системе в период перехода к многоукладной экономике. Съезды Советов. Совет труда и обороны. Совет народных комиссаров (СНК). Органы государственного контроля. Партия в системе государственной власти.

Правовое регулирование многоукладной экономики. Тресты. Синдикаты. Кредитная система. Биржи. Акционирование. Госплан ВСНХ. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

Предпосылки образования СССР. Советские республики. Конфедеративные и федеративные отношения между ними. Национальные и территориальные автономии в составе РСФСР. Создание СССР и принятие Конституции СССР 1924 г.

Развитие советского права. Кодификация 1922 ‑ 1924 годов. Таможенный устав СССР 1924 г. Таможенный кодекс СССР 1928 г.

Семинар

(очная форма обучения)

Дебаты по вопросам:

1) Новая экономическая политика: предпосылки перехода, сущность и основные противоречия, влияние на развитие советской государственно-правовой системы.

2) Развитие гражданского права в условиях НЭПа: разработка и принятие Гражданского кодекса 1922 г.; основные положения вещного, обязательственного и наследственного права.

3) Брачно-семейный кодекс РСФСР 1926 года.

4) Разработка и принятие Уголовного кодекса 1922 г.

5) Основные положения Общей и Особенной частей Уголовного кодекса: понятие преступления; состав преступления; система преступлений; система наказаний.

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка.

2. Контроль выполнения заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе советского законодательства 1921-1929 гг.

4. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Дать определение терминам и понятиям: «кодификация»;«НЭП»; «продразверстка»; «продналог»; «кооперация»; «Госплан»; «ОГПУ»; «правовая идеология»; «частная собственность»; «аренда»; «концессия»; «меры социальной защиты»; «контрреволюционное преступление».

2. Решите задачи:

1) Варианты перехода к НЭПу

Л.Н. Литошенко А.А. Чаянов
   

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о НЭПе в 1921-1929 гг., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления, социально-экономических отношений в стране.

В первом задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода НЭПа. Необходимо быть готовыми аргументировано доказать правильность определения.

Во втором задании необходимо заполнить предложенные схемы, определив содержание подходов к экономической политике Л.Н. Литошенко и А.А. Чаянова, основные события периода НЭПа.

В ходе интеллектуальной разминки на семинаре целесообразно рассмотреть заданные термины и понятия.

В докладе надо осветить социально-экономические и политические предпосылки перехода к новой экономической политике, ее сущность, основные противоречия, влияние на государственный строй и развитие права, значение для нашей страны.

Отвечая на второй, третий и четвертый вопросы следует рассказать, основываясь на текстах кодексов, об основных институтах и особенностях гражданского (формы собственности, положение государственной собственности, реализация частного предпринимательства), земельного (виды и порядок аренды земли, принятие наемного труда, правовое положение кооперации), уголовного (виды преступлений и наказаний, внимание к хозяйственным преступлениям, нарушение законности) и процессуального права.

Рассматривая вопрос о создании СССР, следует проанализировать Декларацию и Договор об образовании СССР 1922 г. позиции советских республик на Съезде Советов СССР.

В заключение следует охарактеризовать объем и значение кодификационных работ 1922 – 1923 гг. для развития советского права.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. Проведите сравнительный анализ продовольственной разверстки и продовольственного налога?

2. Как проходила реорганизация ВЧК?

3. Кодификация советского права. Приведите примеры.

4. Почему И.В. Сталин и его соратники приступили к свертыванию политики нэпа в 1928 г.?

Наши рекомендации