Системы обеспечения национальной безопасности
Ушедшее тысячелетие преподнесло человечеству тревожный парадокс. С одной стороны, глобальная научно-техническая революция и ряд социально-политических перемен в мире проложили маршрут в новую, постиндустриальную цивилизацию, значительно расширив возможности создания достойных человека мирных условий жизни, свободного развития личности, с другой – привели к возникновению реальных угроз для существования общества, причем угроз, созданных самим человеком. Многие регионы мира и отдельные страны оказались перегруженными острыми противоречиями и конфликтами, унесшими только в последние годы сотни тысяч человеческих жизней. В этой связи исключительно актуальной стала проблема обеспечения, как отдельными государствами, так и союзами государств, своих национальных интересов. Это обусловливает вынужденную необходимость выделения практически всеми странами огромных материальных и духовных ресурсов для формирования своего потенциала.
Рассмотрение сущности и содержания потенциала государства предполагает анализ таких понятий как «потенциал», «потенциал общества», «потенциал конкретной сферы жизнедеятельности общества», «потенциал государства». В самом общем виде понятие «потенциал» означает совокупность максимальных возможностей отдельного человека, коллектива, класса, государства в той или иной области общественной жизни или их совокупности. «Потенциал» – в широком смысле слова – средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области: экономический потенциал, производственный потенциал, военный потенциал и т.д. Потенциалы существуют применительно к конкретным областям общественной жизни и включают в себя все имеющиеся возможности государства в экономической, политической, социальной, духовной и других сферах. При этом имеются в виду четко уясненные возможности, для осуществления которых в обществе сложились или складываются объективные, а не абстрактные условия.
Потенциал общества охватывает как реально имеющиеся на данный период, уже реализованные, активно проявляющие его возможности во всех сферах жизнедеятельности, так и другие, еще не реализованные возможности, которые можно мобилизовать и реализовать при соответствующих объективно и субъективно сложившихся условиях, при определенных усилиях со стороны субъектов и объектов системы обеспечения национальной безопасности.
Функции субъектов системы национальной безопасности выполняют государственные органы и различные общественные организации. От степени их подготовленности и научной компетенции на всех уровнях обеспечения зависят полнота, темпы и эффективность мобилизации и реализации совокупного потенциала общества.
Потенциал конкретной сферы жизнедеятельности в любом периоде времени характеризуется определенным уровнем его реализации, степенью его превращения в действующую, проявляющую себя силу. Естественно, что степень реализации любого вида потенциала, будучи зависимой от многих причин и условий объективного и субъективного порядка, является достаточно подвижной величиной. Происходит непрерывный процесс не только количественного, масштабного его увеличения, но и структурного, содержательного усложнения, появления новых видов потенциала. Это объясняется тем, что по мере развития и совершенствования производительных сил общества, науки и техники, общественных отношений, происходит дальнейшее, более глубокое дифференцирование различных областей общественного производства и всей жизни, появляются совершенно новые отрасли производства, новые сферы приложения труда и способностей человека, открываются неизвестные ранее богатства природы, новые методы и средства их использования.
В научной и учебной литературе выделяются несколько разновидностей потенциала, в которых объединены и которыми охватываются все подвиды потенциалов. К ним относятся экономический, политический, социальный и духовный потенциалы. Их производными являются научный, научно-технический, технологический, демографический, экологический, военный и другие потенциалы. Все они в сумме представляют собой совокупный (общий) потенциал государства. Необходимо подчеркнуть, что выделение указанных потенциалов носит достаточно условный характер. На практике нет четких, рельефно выделенных граней между указанными потенциалами. Они органично взаимосвязаны друг с другом.
Таким образом, потенциал государства – это совокупность наличных сил и средств, а также сил и средств, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы в целях обеспечения национальной безопасности. Основным субъектом реализации и совершенствования этого потенциала является само государство. Например, в годину грозной опасности, нависшей над страной в начале Великой Отечественной войны, монолитной стеной на защиту ее чести, свободы и независимости встали все советские люди. На фронте и в тылу, в районах, оккупированных фашистскими захватчиками, они, не щадя себя, ковали победу над сильным, коварным и злобным врагом. Вся мощь Советского социалистического государства, все его материальные и духовные силы были подчинены отстаиванию независимости Родины и Отечества. На это была направлена деятельность всех государственных, партийных и общественных организаций и учреждений. Страна стала единым боевым лагерем. Провозглашенный властью лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал непреложным законом жизни всего советского народа.
Основными слагаемыми потенциала государства являются:
научные и экономические возможности общества;
способность общества и государства содержать и совершенствовать силы и средства обеспечения национальной безопасности, соответствующие сложившейся обстановке, пополнять обученными кадрами, снабжать современными средствами защиты, всеми видами довольствия в мирное и военное время;
качество и количество средств защиты, способность государства к наращиванию их производства, мобилизационные возможности страны, сил и средств обеспечения национальной безопасности, их способность к быстрому развертыванию до максимального состава;
уровень боевой, оперативной и мобилизационной готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности, степень мобилизационной подготовки экономики государства, наличие запасов стратегического сырья, производственных резервов, других материальных средств;
морально-психологическая, общеобразовательная, техническая и специальная подготовка высшего руководства государства и сил обеспечения национальной безопасности;
морально-психологическое состояние общества и уровень его подготовки к выполнению мероприятий по обеспечению защищенности объектов безопасности от реальных и потенциальных угроз;
уровень разработки теории национальной безопасности и ее соответствие практике.
В зависимости от конкретных исторических условий, сложившихся или складывающихся отношений с другими странами, а также исходя из своих возможностей, каждое государство регулирует количество сил и средств, выделяемых им на обеспечение национальной безопасности и формирование своего потенциала. Полную же реализацию своего потенциала государство осуществляет далеко не всегда и на непродолжительное время, так как это сильно сказывается на всех сферах общественной жизни и приводит к гонке вооружений. В условиях мирного времени большинство государств, не преследующих агрессивных целей, стараются выработать наиболее оптимальную, минимально необходимую для обеспечения надежной национальной безопасности величину потенциала государства. В этом случае потенциал государства характеризуется:
во-первых, величиной сил и средств, которые государство уже выделило на цели обеспечения национальной безопасности с учетом своих возможностей из всего совокупного потенциала. Эта величина представляет собой реализованную, превращенную в национальный фактор часть потенциала государства;
во-вторых, величиной сил и средств, которую государство в состоянии дополнительно выделить на цели обеспечения национальной безопасности при максимальном напряжении всех своих возможностей.
Потенциал государства представляет собой целостную социальную систему, источники которой находятся в материальных и духовных возможностях общества. Функционирование потенциала государства как системы осуществляется в определенной внешней среде, окружающей ее и взаимосвязанной с ней, хотя и не входящей в данную систему. Что представляет собой внешняя среда потенциала государства? С теоретической точки зрения окружающей средой потенциала государства является все то, что в сам потенциал не входит. Например, изменение состояния потенциала государства зависит от изменения состояния потенциалов других государств, особенно сопредельных. Внутренней составляющей окружения, влияющей на потенциал государства, является само общество. Изменения в состоянии общества являются непосредственной причиной изменений потенциала государства.
Поскольку потенциал государства представляет собой систему, его целостность зависит от результатов взаимодействия его отдельных компонентов, каждый из которых имеет в ней свое определенное место и роль. Между отдельными компонентами системы потенциала государства существуют определенные взаимосвязи, на основе которых возникает интеграционное качество системы потенциала государства.
Потенциал государства как целостная система оказывает активное влияние на отдельные элементы совокупного потенциала общества, изменяя их согласно своей сущности. Превращение части отдельных потенциалов общества в компоненты потенциала государства имеет и другую форму. По мере «привлечения» части отдельных потенциалов в систему потенциала государства они теряют некоторые из своих свойств, которыми обладали еще до этого и приобретают новые свойства. Из первоначальных потенциалов (например, экономического, научного) они превращаются в специализированные компоненты по видам национальной безопасности. Значит, система потенциала государства придает своим компонентам новые свойства, а те свойства, которые сохраняются, отрицает, количественно и качественно преобразует согласно своей сущности и предназначению.
Основными компонентами потенциала государства являются: политический, экономический, социальный, демографический, природно-географический, духовный, научный и военный.
Политический компонент потенциала является решающим, интегрирующим, системообразующим фактором. Он определяет существенные социально-политические характеристики потенциала государства как целостной системы. Этот компонент посредством государственной политики существенно влияет на целостность системы, ее подвижность и развитие. Посредством государственной политики учитываются все внешние воздействия на потенциал государства, и осуществляется управление его внутрисистемными изменениями. Политический компонент обусловливает курс развития потенциала государства и детерминирует его направленность. Посредством его осуществляется политическая регуляция потенциала государства.
Экономический компонент потенциала представляет собой совокупность материальных возможностей, которые можно непосредственно или опосредованно использовать в целях экономического обеспечения защиты национальных интересов государства. Например, удельный вес России в современном мире по территории составляет 13%, при этом на ее просторах сосредоточено около 35% всех мировых ресурсов, в том числе 45% природного газа, 43% угля, 14% урана, 23% пресной воды и 14% нефти. Несметные богатства таит в себе континентальный шельф России, составляющий 20% площади всего мирового океана. Общие прогнозные запасы ресурсов на территории России оцениваются мировыми экспертами в 140 трлн. долл.
В современных условиях экономический компонент потенциала государства может быть охарактеризован следующими важнейшими показателями. Во-первых, максимальным объемом производства материальных средств, необходимых для обеспечения национальной безопасности, который способно достичь государство при наивысшем напряжении своих сил. Во-вторых, мобильностью экономики данного государства: быстротой перехода от экономики мирного времени к хорошо налаженной экономике военного времени, темпами роста в ходе обеспечения национальной безопасности производства важнейших видов средств ее обеспечения, быстротой внедрения в серийное производство новых образцов этих средств. В-третьих, живучестью экономики, особенно промышленности и транспорта.
Экономический компонент потенциала государства величина не постоянная. По мере увеличения экономического компонента потенциала государства возрастает величина максимальных возможностей по экономическому обеспечению процесса формирования потенциала государства. Например, сегодня США обладают подавляющим превосходством в ядерных вооружениях, в авиации, их военно-морские силы господствуют на морях и океанах. Экономика США столь сильна, что поддержание этого превосходства обходится им всего в 3,5 % от их валового внутреннего продукта (ВВП). Политическая элита США не без оснований рассчитывает на свое господство в мире. Американские политологи С. Брукс и В. Уолфот на страницах влиятельного журнала «Форейн Аффейрс» писали: «Если сегодня Американское превосходство не является однополярностью, тогда ничто никогда ею не будет. Можно лишь спорить, как долго продлится это состояние, и какие последствия оно будет иметь для Американской внешней политики». Следует отметить, что экономический компонент далеко не всегда полностью реализуется в реальной жизни, так как не всегда бывает необходимость в этом. Обычно степень его реализации определяется теми же факторами, что и потенциала государства в целом.
Социальный компонент - это возможности общества, которые обусловлены степенью развития социальных отношений и социальной структуры и могут быть превращены в фактор укрепления потенциала государства. Он определяется степенью социальной стабильности общества, характером стратовых и национальных отношений, количественной и качественной характеристикой социальной структуры общества, условиями жизни и труда граждан, мерой удовлетворения их потребностей, а также степенью социальной защищенности и социальной справедливости. Например, из 7,5 млрд чел. составляющих сегодня населения Земли более 3 млрд чел. выживают менее чем на 2 доллара в день, а свыше 1 млрд. чел. страдают от нехватки питьевой воды. Никогда еще различие между богатыми и бедными не было таким глубоким. «12% населения планеты, проживающие в Северной Америке и Европе, потребляют 60% от общего мирового потребления благ, в то время как 33% обитателей Земли, живущие в Азии в Африке, вынуждены довольствоваться долей в 3,2%». Таким образом, «богатый» итальянец или американец потребляет в 25 раз больше, чем «бедный» африканец.
Оценка современного состояния российского общества по системе предельно-критических показателей показывает следующее: предельно-критическое значение в мировой практике соотношения доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составляет 10:1 (его превышение ведет к антагонизации социальной структуры), в России в начале XXI века это соотношение составляло 14:1; доля населения, живущего за чертой бедности – 10% (выше люмпенизация населения), в России – 25 - 40%. Уровень безработицы – 8-10%, в России – 13%.
Социальный компонент потенциала является выражением, сравнительной характеристикой возможностей государства по наиболее быстрому развитию и эффективному использованию других компонентов потенциала для достижения поставленных целей в сфере обеспечения национальной безопасности.
Демографический компонент формируется на основе демографического потенциала общества. Он выступает в качестве одной из основных предпосылок общественного развития. В случае если часть этого потенциала становится системным компонентом потенциала государства, она преобразуется в демографический компонент. Последний представляет собой ту часть населения государства, которая непосредственно становится составной частью системы потенциала государства.
Так, в странах, участвовавших во Второй мировой войне (без колоний), из 210 млн. мужчин призывного возраста было мобилизовано в армию 110 млн. чел. США для участия в боевых действиях в зоне Персидского залива понадобилось призвать 250 тыс. резервистов, но из-за слабой подготовки в район конфликта было направлено только 100 тыс. чел.
Демографический компонент потенциала государства оказывает своей качественной и количественной сторонами влияние на его функционирование. Качественная сторона демографического компонента выражает его существенные связи и характеристики. Она показывает, прежде всего, его социальную обусловленность общественно-политическим строем и социально-политическую, духовную и физическую готовность населения к защите своих национальных интересов. К количественным показателям относится его объем и форма репродукции. Сегодня Россия занимает7 место в мире по численности населения (145,5 млн. чел.) после Китая (1300 млн. чел.), Индии (1025 млн. чел.), США (286 млн. чел.), Индонезии (215 млн. чел.), Бразилии (173 млн. чел.) и Пакистана (146 млн. чел.).
В современных условиях налицо изменение диалектики количественной и качественной сторон демографического компонента потенциала государства. Возрастает значение качественной стороны, что связано с ростом требований к человеческому фактору в процессе эксплуатации современных средств обеспечения национальной безопасности. Однако в России массовая деградация населения ведет к неблагоприятным демографическим последствиям. Образ жизни, разрушающий личность, для некоторых социальных слоев стал повседневной нормой. В 2013 г. Россия, по данным ООН о «человеческом развитии», находилась на 57 месте из 187 стран мира.
Значительное количество населения в современной России поражено наркоманией и алкоголизацией. В частности, потребление учтенного и неучтенного алкоголя на душу населения, в перерасчете на чистый спирт, в России сегодня составляет от 11 до 18 л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе – 8 л. Результаты научных и медицинских исследований, данные мониторингов и статистических отчетов показывают удручающую картину. Среди населения все больше распространяется алкоголизм, курение, наркомания и др.Так, в частности, «алкогольные напитки (включая пиво) с той или иной частотой, в тех или иных дозах потребляют 66% молодых людей в возрасте 14-30 лет (порядка 25 млн. чел.), причем потреблять алкогольные напитки молодежь начинает рано». «Более 80% молодежи в возрасте 11-24 лет регулярно употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90%. При этом около 1/3 молодых людей и 1/5 девушек старше такого возраста употребляют водку, пиво или «слабоалкоголку» ежедневно». «Среди возрастной группы 14-30 лет курит табачные изделия 51%, т.е. 19,4 млн. чел. По экспертным оценкам (2011), в России не менее 2,5 млн чел. употребляют наркотики. Причем 70% – это молодежь до 30 лет. И что особенно опасно, в последние 5 лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до просто катастрофического уровня: 11-12 лет, это совсем дети, учащиеся 5 - 6 классов. При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики». На этой почве растет число заболеваний раком, туберкулезом, СПИДом (около 1 млн. чел.).
Природно-географический компонент представляет собой природные и географические условия и возможности защиты государства. В содержание этого компонента включается природное сырье, входящее в экономический потенциал, а также географическая среда.
Роль природной и географической среды в современной системе национальной безопасности качественно меняется. С одной стороны, снижается значение использования «естественных свойств» географической среды для защиты (горный массив, непроходимые болота), а с другой - возрастает роль до сих пор невиданных возможностей использования географической и природной среды в процессе обеспечения национальной безопасности. Эти возможности настолько разнообразны, что понадобилось найти соответствующее понятийное выражение – «природно-географический компонент потенциала государства». Объем последнего определен, прежде всего, пространством, в котором возможно обеспечение безопасности национальных интересов.
Например, арабские страны занимают 9% суши и пятое место по численности населения в мире. В то же время их водные ресурсы составляют лишь 0,7% совокупных мировых запасов, а объем воды на душу населения равен 1,5 тыс. куб. метров в год при средней мировой обеспеченности 13 тыс. куб. метров. Ситуация такова, что нарастающий дефицит воды станет вскоре важным ограничителем экономического роста. Не случайно, что проблема воды на Ближнем Востоке все больше превращается в объект разногласий в отношениях арабов с соседними странами и между собой. Дефицит водного ресурса уже давно инициирует противоречия между Турцией, Сирией и Ираком, между Израилем, Сирией и Иорданией, между Египтом и Суданом. Таким образом, проблема воды становится проблемой жизнеобеспечения и приобретает первостепенное значение в рамках обеспечения национальной безопасности. Исходя из сложившейся ситуации, уже с середины 80-х годов ХХ века в арабском мире все чаще поднимают вопрос о нарастающей угрозе конфликта из-за воды.
Таким образом, потенциал государства вносит существенные изменения в процесс использования географической и природной среды. Если до сих пор географический и природный факторы существенно не отличались по своему объему, то сегодня сфера обеспечения национальной безопасности выходит за рамки непосредственно географической среды общества и вовлекает в действие другие области природы (космос), используемые в первую очередь в целях защиты национальных интересов.
Духовный компонент потенциала государства выведен из духовного потенциала общества. Духовный потенциал общества выражает возможности развития и функционирования общества, которые определены качеством его духовной сферы. Духовный компонент потенциала государства представляет собой совокупность духовных возможностей общества и государства, направленных на защиту его национальных интересов.
Одним из критериев, позволяющих оценить духовный потенциал, является патриотизм населения, составляющего то или иное общество. По данным социологических исследований в российском обществе сегодня значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части общества, особенно молодежи, резко сместились в сторону прагматизма и конъюнктуры с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность (за 2014 г. в России число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии равно 59549). Естественно, что общество, важнейшие государственные институты которого страдают тяжелейшими недугами, не имеет условий для обеспечения своей безопасности. Начиная с 2001 г. в России постоянно действует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая разрабатывается на 5 лет. Сегодня функционирует программа, принятая на 2011-2016 гг.
Наиболее ярко роль духовного потенциала в структуре потенциала государства можно оценить, проанализировав данные социологических опросов среди российской молодежи. По результатам опросов российской молодежи, будущей основы духовного потенциала, быть патриотом, прежде всего, означает следующее: любить Родину (50%); верить в будущее России (49%); знать и ценить культуру народов России (37%); быть готовым защищать Россию с оружием в руках (31%); гордиться славным прошлым (24%). За каждое из этих проявлений патриотизма высказывается четверть и более представителей молодежи. Несколько реже молодежь связывает с патриотизмом изоляционистские стремления жить и работать только в России и противодействовать силам, пытающимся подорвать Россию изнутри (18-19%). Еще меньшая часть молодежи считает, что быть патриотом России означает покупать только российские товары, ставить государственные и общественные интересы выше личных, испытывать ностальгию, находясь за границей (7-10,5%). Таким образом, молодежь явно отдает предпочтение позитивному варианту патриотизма, чаще связывая его с любовью к России, с верой в ее будущее и реже - с изоляционизмом и ксенофобией.
Научный компонент потенциала государства включает научные силы и средства государства, используемые в интересах обеспечения его национальной безопасности, и зависит от следующих составляющих. Во-первых, состояния теоретических и фундаментальных исследований в сфере науки и производства. Во-вторых, наличия научно-исследовательских учреждений и уровня финансирования их деятельности. В-третьих, количества и уровня подготовки научных и инженерных кадров. В-четвертых, состояния образования в государстве. В-пятых, уровня производительных сил и характера экономических отношений в обществе.
Военный компонент потенциала государства включает в себя части средств и сил всех видов потенциалов. Он представляет собой определенную часть материальных и духовных сил и средств совокупного потенциала, которыми располагает государство. Военный потенциал государства - предельный показатель его военных возможностей. Практическая реализация его осуществляется посредством военной политики и приобретает форму военной силы.
В современный период процесс формирования потенциала государства приобретает первостепенное значение в контексте утверждения новой государственности, развития системы национальной безопасности России на перспективу. Потенциал Российского государства можно представить как специфическую организационную систему, отражающую в себе всю совокупность общественных отношений, которые и определяют его развитие. Многовековая история его формирования в России в значительной мере связана с непрерывной борьбой за существование, сохранение суверенитета и территориальной целостности. Вследствие уникального геополитического положения российского государства, наличия на его территории колоссальных запасов природных богатств многочисленные его соседи постоянно стремились к пересмотру сложившихся реалий. Поэтому вполне закономерно, что на протяжении многих веков под влиянием различных факторов формировались жизненно важные интересы России - в любых условиях оставаться самостоятельным и независимым государством, сохраняя при этом единство пространства как главный источник силы. Эволюция формирования потенциала Российского государства свидетельствует, что оно на протяжении всей своей истории стремилось к надежному обеспечению национальной безопасности и формы организации потенциала государства отражали особенности развития российской государственности.
Основным критерием выбора формы организации потенциала государства является, как правило, степень соответствия имеющегося опыта его формирования основным историческим традициям, тенденциям развития страны. Данный критерий отражает, прежде всего, геополитический и исторический аспекты в выборе формы организации процесса формирования потенциала государства и позволяет избежать определенных разрывов в этом процессе. Он позволяет не только учесть исторический опыт формирования потенциала государства в соответствии с политическим режимом, но и соизмерить его целесообразность относительно перспектив национального развития. В конечном итоге данный критерий дает возможность определиться с приоритетами в выборе формы организации этого процесса с учетом проводимой политики и геополитических особенностей развития страны.
Рассматривая формирование потенциала государства как сложный процесс, подвергающийся влиянию различного рода факторов, необходимо обратить внимание на теоретико-методологическое обоснование его функционирования. Под ним следует понимать анализ внешних и внутренних политических условий и факторов формирования потенциала государства; национально-политических факторов, обусловливающих специфику формирования потенциала государства на конкретном этапе модернизации российского общества.
Внешнеполитические условия и факторы формирования потенциала Российского государства вытекают из того обстоятельства, что мировое сообщество оказалось в принципиально новой политической ситуации, характеризующейся колоссальными переменами. Новая политическая ситуация во многом предопределена реалиями, возникшими в недалеком прошлом и появляющимися сегодня. Среди этих реалий можно выделить следующие: наличие в мире большого количества оружия, мощных группировок вооруженных сил государств с высокими мобилизационными возможностями; существование территориальных споров между государствами, которые в силу национальных, экономических, религиозных и идеологических противоречий становятся или могут стать источниками войн и региональных конфликтов; сохранение претензий отдельных государств на доминирующее положение в глобальном или региональном масштабе; нестабильность военно-политической международной обстановки и попытки некоторых государств создать ядерное оружие; радикальные геополитические изменения, вызванные распадом Советского Союза; самоликвидация Варшавского Договора и рост НАТО; образование суверенных государств; несбалансированный процесс «приватизации» Вооруженных Сил бывшего Союза.
Квнутриполитическим условиям и факторамформирования потенциала Российского государства относятся социально-политические и социально-экономические формы их развития.
Среди социально-политических форм - политическое правление; состояние демократии; участие масс в жизни общества; правовое положение личности; сохранение общечеловеческих ценностей.
При анализе социально-экономических условий и факторов следует учитывать, что процесс формирования потенциала Российского государства осуществляется в условиях радикальных социально-экономических изменений, касающихся способа производства и системы ведения хозяйства. Экономика России, как и экономика мира, сегодня переживает кризисное состояние, а производственные отношения характеризуются усилением социальной напряженности. Интенсивные поиски направлений и средств перехода от старой экономической системы к новой рыночной практически поставили вопросы формирования потенциала государства на второй план. Возникающие проблемы приходится решать в непростых условиях, усугубляющихся рядом обстоятельств, таких как растущие темпы инфляции при повышении расходов на обеспечение национальной безопасности и др.
К социально-экономическим факторам, оказывающим существенное влияние на процесс формирования потенциала государства, необходимо отнести и научно-технический прогресс.
Процесс формирования потенциала государства предполагает учет и новых географических условий. Размещение производственных мощностей и самих сил и средств обеспечения национальной безопасности в пределах своей территории самым непосредственным образом влияет на складывающуюся систему формирования потенциала государства и соотношение сил обеспечения в структуре системы национальной безопасности.
К числу национально-политических факторов, оказывающих существенное влияние на все стороны процесса формирования потенциала государства необходимо отнести также демографический и национально-психологический факторы, национальную стратификацию общества, а также специфические национальные факторы: численность народов и уровень социального и национального их развития; степень национального родства; особенности хозяйственных и культурно-бытовых условий жизни; степень приверженности к военной службе.
Кроме того, при формировании потенциала государства важно учитывать и другие обстоятельства: участие России в миротворческих акциях по разрешению конфликтов; усиление интеграционных процессов между странами СНГ; активное выдвижение на повестку дня вопросов о формировании коалиционного потенциала стран СНГ, БРИКС, ШОС, Таможенного союза и др.
Вторым по величине параметром, выполняющим роль фундамента в процессе обеспечения национальной безопасности, является совокупная мощь государства - это все имеющиеся материальные и духовные возможности, которые общество способно реализовать для решения стоящих перед ним задач. По-существу, мощь - это реализованная часть потенциала государства. В мирных условиях, как правило, осуществляется частичная реализация потенциала государства. По мере возрастания угрозы войны и подготовки к ней степень реализации потенциала государства увеличивается. Располагая определенной мощью, государство использует ее для реализации своих потребностей как внутри страны, так и на международной арене. При этом основная часть мощи современных государств, как правило, предназначена для реализации внешнеполитических интересов.
Для оценки мощи государства существуют определенные методологические принципы и требования.
Принцип первый. Мощь государства непосредственно зависит от характера и особенностей эпохи. Ее качественные и количественные параметры обусловлены изменением соотношения сил в мире и его отдельных регионах. Она должна быть гибкой, мобильной, с четко выраженными приоритетами развития, способная быстро реагировать на изменения ситуации.
Принцип второй. Зависимость характера мощи от типа, социального содержания и политического режима конкретного государства. Определенный исторический тип государства обусловливает и соответствующий тип мощи (феодальный, буржуазный и др.). Сущность каждого типа мощи раскрывается через ее социально-классовую основу и историческое предназначение. Вот почему социальные функции разных типов мощи не совпадают. Более того, они приобретают специфику в зависимости от особенностей военно-политического курса конкретного государства, методов и способов их реализации в рамках одного и того же типа. Выявление отмеченных характеристик позволяет определить, средством реализации политических интересов каких социальных сил служит данная мощь, цели каких классов она реализует.
Принцип третий. Мощь государства является величиной относительной. Абсолютная величина мощи государства не является сравнительной характеристикой для определения способностей конкретного государства достичь целей в процессе обеспечения своей национальной безопасности, поскольку максимальная величина мощи слаборазвитого и экономически мощного государства просто несопоставимы. Эта возможность зависит от способности государства противостоять конкретным опасностям и угрозам. Поэтому размеры мощи государства определяются посредством сопоставления реальных (фактических) возможностей противоборствующих стран.
Принцип четвертый. Мощь государства качественно изменяется при налич<