Концептуальные основы идеологии белорусского государства (проект)

УДК 37.017(476) ББК 66.3(4 Бен)3

© Гребень В. А., Ермолицкий М. А., Сапелкин Е. П., составление, 2003 © Оформление УП «Технопринт», 2003

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (ПРОЕКТ)

Актуальность проблемы:неослабевающий общественный интерес к идеоло­гическому обеспечению процессов формирования эффективного центрально-ев­ропейского государства — молодой и суверенной Республики Беларусь, требую­щий теоретико-концептуального осмысления и обоснования, актуализирует дан­ную проблему.

Цель проекта:разработка идеологии устойчивого общественного развития Республики Беларусь.

Теоретико-методологическое обоснование:анализируя и обобщая много­образные теоретические концепции, нами предпринята попытка объяснить и рас­смотреть идеологию белорусского общества и государства:

• во-первых, как мировоззрение,содержание и основу которого составляет система политических, экономических, социальных, базисных ценностей об­щества и личности, социальные концепции и теории;

• во-вторых, как цель деятельноститой или иной социальной общности (лич­ности, группы, общества в целом), которая побуждает людей стремиться к ее достижению;

• в-третьих, как интегративная политико-экономическая и социальная про­грамма,определяющим стратегическим вектором которой является форми­рование эффективного государства устойчивого развития.

Исходя из этого, идеологию можно рассматривать как мировоззрение, главное содержание которого составляет система идеалов, ценностей, интере­сов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные полити­ко-экономические, социальные программы и проекты, определяющие пути и средства достижения цели.Идеология — это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств обществен­ного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунной сис­темой для живого организма.

Сущность и значение идеологии рассмотрены в содержательном тезаурусе понятийной системы знаний гуманитарных и естественных наук. Исходным осно­ванием авторской концепции является философское миропонимание. Теоретичес­кой и методологической основой явилось применение методов диалектики, сис­темного анализа, социального проектирования и прогнозирования исследуемой проблемы, методов исторической реконструкции, компаративного анализа тру­дов отечественных и зарубежных ученых по идеологии, их последователей и оппо­нентов. Государственная программа— это установление того, какие цели госу­дарства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Республике Беларусь такой целевой программой может являться программа ста­новления эффективного государства устойчивого общественного развития.




Структура мировоззрения

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Знания, идеалы, ценности, интересы, убеждения,

Верования, принципы, оценки, нормы, установки,

Определяющие отношение человека к миру и выступающие

В качестве ориентиров и регуляторов его поведения.



Идеалы

Представление о

совершенстве, которое,

будучи высшей целью и

образцом, определяет

способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Знания

Проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании

человека в виде

представлений, понятий,

суждений, теорий.

Ценности

Значимые явления и

процессы реальной

действительности,

материальные и духовные

блага, которые

соответствуют интересам

людей.

Убеждения

Чувственно воспринятое и пережитое субъектом

знание, ставшее

побудителем его действий и

поступков.

Нормы

Образцы, стандарты

деятельности, правила

поведения, выполнение

которых ожидается от члена

какой-либо группы или

общества и поддерживается

с помощью санкции.

Принципы

Фундаментальные базисные

положения, в которых

отражаются и обобщаются

сущностные стороны

познавательной и

практической деятельности

человека.



Оценки

Способы определения ценности

конкретным субъектом (классом,

группой, личностью).

Социальные установки

Субъективные ориентации

индивида как члена группы

(общности, общества) на те или

иные ценности, предписывающие

определенные социально принятые

способы поведения.

Мировоззрение, будучи основой идеологии, обладает способностью наде­лять смысломдействия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностейи вызывать к жизни определенную практику.

Основуидеологии как мировоззрения составляют базисные целевые ценно­сти общества.Базисными определяются ценности, которые являются нормативны­ми для данного типа культуры или социальной системы.

Общепризнанными базисными целевыми ценностями общества являются: со­циальный мир, свобода, солидарность и справедливость,которые включают в себя;

• ценности социального порядка (социальной системы),придающие стабиль­ность, равновесность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государства во имя всеобщего блага: ответ­ственность государства, за создание условий для свободного и достойного развития личности и ответственность граждан за неукоснительное исполне­ние обязанностей, возлагаемых на них обществом;

• ценности экономического порядка,придающие эффективность и динамику развития экономической системе, справедливость распределения матери­альных благ на основе: порядка собственности (равенство и разнообразие форм собственности и их эффективность); порядка валютной системы (ста­бильность, конвертируемость); порядка конкуренции (соревнование; анти­монопольное законодательство, добросовестная конкуренция и реклама); порядка трудовых (экономических) отношений (социальное партнерство); порядка внешнеэкономических отношений (многовекторность) ;

• ценности равенства,обеспечивающие равные условия и возможности для всех;

• ценности свободы,ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества;

• ценности социального развития,ориентирующие на развитие интеллекту­ального потенциала.

Социальный порядокпредполагает: во-первых, организованность обществен­ной жизни, упорядоченность социального действия, социальной системы; во-вто­рых, совокупность существующих в данном обществе институтов и способов их воздействия на социальную жизнь; в-третьих, условия существования, при которых формируются, поддерживаются и совершенствуются различные образцы социаль­ной организации. Он придает стабильность и предсказуемость развитию.

Ценности социального порядка характеризуют степень цивилизованности общества, уровень политической культуры его граждан, общества в целом, вклю­чающие в себя всю совокупность позиций, ценностей, образцов поведения, кото­рые затрагивают взаимоотношения власти и граждан. Речь идет, во-первых, об интериоризованных (то есть освоенных субъектом, ставших его внутренним досто­янием) ценностных, нормативных и мотивационных ориентациях, которыми руко­водствуются граждане в своей жизни и в оценке деятельности государственно-управленческих структур. Во-вторых, акцент переносится на уровень культуры вла­ствования, характеризующий отношение государственно-управленческих струк­тур, институтов к членам общества. Это, прежде всего, ценности и основанные на них нормы, определяющие характер и границы властного воздействия на граж­дан; уровень соответствия фактического функционирования власти нормативному должному. В-третьих, выполнение важнейшей миссии человека: привести мир в по­рядок, внести в него лад, гармонию, восстановить нарушенное единство мирозда­ния, распавшуюся связь времен, ценность человеческой души, преодолеть разрыв

между человеком и природой, поднять ее стихийное развитие на уровень управля­емой эволюции.

Обеспечение социального порядка ориентировано на поддержание стабиль­ности социальной системыкак важнейшего фактора сохранения государствен­ного суверенитета и унитарной формы государственного устройства Республики Беларусь.

Экономический порядокопределяет развитие производительных сил обще­ства, модернизацию и реконструкцию реального сектора экономики, а также со­здание новых высокотехнологичных производств на основе современных дости­жений науки, технологий и менеджмента. Важнейшей ценностью экономического порядка является интеграция науки, образования и производства. Экономический порядок призван обеспечить динамику в направлении высокого уровня оплаты труда на основе новых и высоких технологий. Реальный источник роста благосос­тояния — это создание высокоэффективных производств, требующих соответству­ющего уровня образования и профессиональной квалификации. Большой вклад в решение этих задач могли бы внести хорошо подготовленные эксперименты, свя­занные с развитием альтернативной экономики, направленные на комплексное решение триединой задачи: чистое и дешевое продовольствие, недорогая и во­зобновляемая энергия, экологически безопасная среда обитания человека. В ка­честве таких пилотных проектов способны выступить многофункциональные экоси­стемы, технопарки и технополисы.

Социальное равенство— один из основных идеалов демократического об­щества. Оно характеризует положение индивидов, социальных групп и слоев в обществе, обеспечивает одинаковое отношение к средствам производства, рав­ные гражданские права, равные возможности доступа к социальным и культурным ценностям, ресурсам, необходимаv. для достойного существования.

Ценности свободыобеспечивают возможность человека поступать в соответ­ствии со своими желаниями, интересами и целями, на основе принципа верховен­ства права, сообразуясь с ценностными установками общества. Реализация этой ценности в обществе должна обеспечивать свободное развитие каждого челове­ка как условие свободного развития всех членов общества.

Социальное развитиепредусматривает решение актуальных демографичес­ких, национальных, миграционных и образовательных проблем, важнейшими из которых являются воспроизводство трудовых ресурсов и подготовка конкурентос­пособных кадров на рынке труда. В белорусском обществе должны быть созданы необходимые политические, экономические и социокультурные условия, которые позволили бы обеспечить всестороннее развитие личности, формирование ее граж­данских, нравственных и профессиональных качеств. В докладах ООН "О челове­ческом развитии" подчеркивается, что человеческое развитие есть процесс рас­ширения возможностей выбора. Параметры выбора меняются со временем, но бесспорным является формирование физических возможностей человека — дол­гая здоровая жизнь, знания и навыки, и тот результат, который из этого можно извлечь для досуга, продуктивной деятельности и активной культурной, социаль­ной, политической жизни.

Идеология белорусского государства, содержание которой составляют ба­зисные ценности, включает основные идеологические взгляды, коренящиеся в со­циальной памяти — особом социальном механизме, эталонах поведения, прове­ренных временем и соответствующих идеалам белорусского общества. Этот ме­ханизм обеспечивает связь между современными образцами деятельности и пове­дения людей (во всех сферах — экономической, политической, социальной, куль­турной) и образцами, сложившимися на предыдущих этапах развития общества,

закрепленных в традициях, культуре, менталитете, самобытности, историческом прошлом нашего народа. Ретроспективный анализ нашего Отечества позволяет учесть уроки прошлого и представить реальные перспективы развития белорус­ского общества. Необходимо осознание того, "что это наша земля, что это наш народ, что мы здесь веками, тысячелетиями жили. У нас своя вера. <...> Мы эту землю должны защитить и передать своим детям. Вот такая житейская идеология"*. В основе ее лежат базисные ценности личности. При этом следует отметить, что базисные целевые ценности общества и личности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перспективы развития белорусского общества и государ­ства зависят от ценностных ориентации всех социальных групп общества и их реализации в общественных отношениях. Важнейшими социальными институтами, формирующими ценностные ориентации граждан, являются семья, национальная система образования, молодежные организации, политические партии, референ­тные группы, средства массовой информации и др.

Базисные ценности личности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей, соотнесения их с окружающей средой обитания. В систему базисных ценностей личности могут входить:

• мировоззренческие ценности (гражданственность, гуманизм, патриотизм, коллективизм, социальная справедливость, веротерпимость);

• смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жиз­ни);

• общественного признания (трудолюбие, профессионализм, социальный ста­тус и т. д.);

• универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, се­мья, родственники, образование, квалификация и т. д.);

• межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, вза­имопомощь, социальная опека);

• демократические (свобода слова, совести, государственный суверенитет, уважение прав человека и законов государства и т. д.}.

При этом общечеловеческие ценностные ориентации исходят из духовно-нрав­ственного плюрализма, свободы выбора, идеалов и мировоззрения, признания человека, его жизни. Свободы и достоинства признаны высшей общественной ценностью, "мерой всех вещей". И поэтому вполне закономерно, что ООН делает акцент на так называемом развитии человеческого потенциала. В качестве его оценки применяется индекс развития человеческого потенциала. Его главные показатели — ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности среди взрослого населения, уровень доступности образования, валовой национальный продукт на душу населения по паритету покупательной способности.

В соответствии с концепцией идеологии общественного развития в основе которой находятся базисные ценности, могут разрабатываться программы дея­тельности институтов образования и воспитания, субъектов хозяйствования и ор­ганов управления различных уровней, а также общие и целевые государственные программы.

Государственная программа— это установление того, какие цели государ­ства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Рес­публике Беларусь такой целевой программой может являться программа станов­ления эффективного государства, устойчивого общественного развития.

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных орга­нов. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003. С. 30.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Мировоззренческая основа



Базисные целевые ценности общества

Базисные ценности личности



• Ценности социального порядка,

придающие стабильность социальной системе, предусматривающие взаимную ответственность гражданина и государство во имя всеобщего блага.

• Ценности экономического порядка,определяющие равенство и разнообразие форм собственности, их эффективность, справедливость; стабильность; социальное партнерство.

• Ценности равенства,обеспечивающие равные условия и возможности для всех.

• Ценности свободы,ускоряющие тенденции развития духовно-нравственного потенциала общества.

• Ценности социального развития,ориентирующие, на развитие человеческого потенциала.

• Нравственный идеал -

представления о нравственном совершенстве, высший моральный образец.

• Общественный идеал —

представления о наиболее совершенном общественном строе, соответствующие социальным, экономическим и политическим интересам общества.

• Социальный идеал —

представления о совершенном состоянии социальных объектов, отражающие наиболее значимые ценности данной культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида, социальных групп, классов, общества.

• Мировоззренческие(гуманизм, патриотизм, коллективизм).

• Смысложизненные

» (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни).

• Универсальные(жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация и т. д.).

» Общественного признания(трудолюбие, социальное положение и т. д.).

• Межличностного общения(честность, бескорыстие, доброжелательность).

• Демократические(свобода слова, совести, национальный суверенитет и т. д.).



Макроэкономические



Социальные

Институциональные

Структурные элементы

И приоритеты

Мировоззренческая основа

Национальная идея

Национальная идея составляет мировоззренческую основу развития обще­ства, отражает цель развития; определяет основные пути и способы достижения целей развития.

Причем содержательная наполняемость приоритетов социально-экономичес­кого развития страны меняется с учетом его конкретно исторического среза в контексте цивилизационного процесса. Основными приоритетами социально-эко­номического развития Беларуси на данном этапе, как справедливо отмечают бе­лорусские ученые М. В. Мясникович и П. Г. Никитенко, можно считать*:

• макроэкономические приоритеты (создание условий для устойчивого разви­тия);

• институциональные приоритеты (изменение роли человека в экономике; фор­мирование базовых институциональных основ рыночного развития; преоб­разование отношений собственности; формирование социально-экономи­ческих механизмов, обеспечивающих: а) специфицированность (четкость и определенность) прав собственности; б) минимизацию величины трансакци-онных издержек; в) свободу оборота прав собственности);

• социальные приоритеты (воспроизводство человека как личности, способ­ной к эффективному труду и рациональному материальному потреблению; укрепление семьи как базового социального института; оптимизация соци­альной структуры; решение демографических проблем; повышение жизне­способности социума в целом; развитие нематериальной сферы производ­ства, науки, образования, спорта, туризма, других видов услуг как экономи­ческих продуктов).

Основным инструментом (орудием) реализации данных приоритетов выступа­ет государство. Вокруг этой проблемы идут многочисленные спора высказывают­ся различные позиции. В частности, долгие годы был популярен лозунг «минималь­ного государства». В течение последних двадцати лет на этих позициях стоял и Мировой банк. Однако в 1997 году он пересмотрел свои подходы, заявив, что государство не должно быть ни «минимальным», ни «максимальным», оно должно быть эффективны/и.

Эффективное государство — это важнейший институт управления, кото­рый обеспечивает динамичное и устойчивое развитие гражданского общества, его общественных институтов на основе демократических принципов и целе­вых социально значимых программ.

Основные черты эффективного государства:

• экономические основы: разнообразие и равенство форм собственности (ин­дивидуальной, семейной, партнерской, коллективно-долевой, акционерной и т. д.); социально-ориентированная рыночная экономика; обеспечение высо­кого уровня и качества жизни населения; устойчивый и неуклонный подъем темпов роста ВВП и конкурентоспособности национальной экономики; раз­витая рыночная инфраструктура;

• политические основы; территориальная целостность и суверенитет страны, ее интегративной национальной безопасности (политической, экономичес­кой, военной, экологической, информационной и т.д.), правовая государ­ственность, утверждение прав и свобод граждан, ограничивающих власть государства и обеспечивающих автономию личности, возможность реали­зации индивидуальных и групповых целей в рамках закона. Четкая соизме­римость управленческих действий всех органов власти и самоуправления с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов (человеческих, природ-

* Наука — народному хозяйству / НАН Беларуси. Мн.: Аналитический центр НАМ Беларуси, 2002. С. 26-27.

ных, финансовых, материально-технических, социокультурных); высокоразви­тая система неполитических, негосударственных общественных отношений и организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в управлен­ческих процессах и контроль с их стороны за деятельностью государства; духовно-нравственные основы: нравственные нормы (предполагающие ува­жение к собственности, бережливость, индивидуальную ответственность, тру­довую активность и т. д.), гражданское сознание и культура; развитые формы общественных и межличностных взаимоотношений (цивилизованный рыноч­ный порядок, верховенство естественного права, сохранение правового де­мократического государства], обеспечение стабильности, устойчивости и динамизма воспроизводства социального опыта, традиций, менталитета и иерархии, ценностей белорусского народа при уважении ценностных ори­ентации других народов и достижений мировой культуры. Базисные ценнос­ти общества: ценности социального и экономического порядка, равенства, солидарности; свободы социального развития. Базисные ценности личнос­ти: мировоззренческие; смысложизненные; общественного признания; уни­версальные; межличностного общения; демократические.

Сапелкин Евгений Петрович

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(ПРОЕКТ)

Ответственней за выпуск А.П.Аношко

Технический редактор К.Г.Страусов

Корректор Е. В. Тузова

Сдано в набор 29.10.03. Подписано в печать ЗС I .'3

Бумага офсетная. Формат 60x84/8.

Гарнитура тип Футура. Печать офсетная,

Усл. печ. л. 3,2. Уч.-изд. л. 1,6

Тираж 100 экз. Заказ 293

Издательство УП «Технопринт», ЛВ № 380 от 28.04.9v

Отпечатано в типографии УП «Технопринт», ЛП № 203 от 260:.03

220027, Минск, пр-т Ф. Скорины, 65, корп. 14, оф. 215, тел./факс 231-86-93

УДК 37.017(476) ББК 66.3(4 Бен)3

© Гребень В. А., Ермолицкий М. А., Сапелкин Е. П., составление, 2003 © Оформление УП «Технопринт», 2003

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (ПРОЕКТ)

Актуальность проблемы:неослабевающий общественный интерес к идеоло­гическому обеспечению процессов формирования эффективного центрально-ев­ропейского государства — молодой и суверенной Республики Беларусь, требую­щий теоретико-концептуального осмысления и обоснования, актуализирует дан­ную проблему.

Цель проекта:разработка идеологии устойчивого общественного развития Республики Беларусь.

Теоретико-методологическое обоснование:анализируя и обобщая много­образные теоретические концепции, нами предпринята попытка объяснить и рас­смотреть идеологию белорусского общества и государства:

• во-первых, как мировоззрение,содержание и основу которого составляет система политических, экономических, социальных, базисных ценностей об­щества и личности, социальные концепции и теории;

• во-вторых, как цель деятельноститой или иной социальной общности (лич­ности, группы, общества в целом), которая побуждает людей стремиться к ее достижению;

• в-третьих, как интегративная политико-экономическая и социальная про­грамма,определяющим стратегическим вектором которой является форми­рование эффективного государства устойчивого развития.

Исходя из этого, идеологию можно рассматривать как мировоззрение, главное содержание которого составляет система идеалов, ценностей, интере­сов, убеждений, верований и норм той или иной общности (личности, группы, общества в целом), на основе которых формулируются интегративные полити­ко-экономические, социальные программы и проекты, определяющие пути и средства достижения цели.Идеология — это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств обществен­ного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунной сис­темой для живого организма.

Сущность и значение идеологии рассмотрены в содержательном тезаурусе понятийной системы знаний гуманитарных и естественных наук. Исходным осно­ванием авторской концепции является философское миропонимание. Теоретичес­кой и методологической основой явилось применение методов диалектики, сис­темного анализа, социального проектирования и прогнозирования исследуемой проблемы, методов исторической реконструкции, компаративного анализа тру­дов отечественных и зарубежных ученых по идеологии, их последователей и оппо­нентов. Государственная программа— это установление того, какие цели госу­дарства и общества должны реализовываться в их практической деятельности. В Республике Беларусь такой целевой программой может являться программа ста­новления эффективного государства устойчивого общественного развития.


Наши рекомендации