Обязательственное право буржуазных государств XX в.
Эволюция обязательственного права характеризовалась двумя основными тенденциями.
Ø Детализирование наиболее социально значимых сделок и договоров в отношенииих условий, порядка выполнения
Ø обязательственное право становилось менее абсолютизированным в требованиях, более гибким и способным к учету реальной ситуации выполнения тех или других обязательств.
Ограничение свободы договоров в наибольшей степени коснулось обязательств, связанных с наймом жилья, арендой зданий и т.д. Французское законодательство признало право жильца на принудительное продление срока найма.
По договорам займа, как правило, был установлен предельный допустимый процент прибыли. Накануне первой мировой войны он составлял 5% годовых при превышении должник был вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Более жесткой законной регламентации подвергся договор купли-продажи, особенно розничной, имеющей в виду интересы широких слоев покупателей. Для гарантий прав покупателя и потребителя повсеместными стали принудительно вводимые типовые договоры, которые должны были оградить менее искушенную сторону от неизвестных условий; иногда законодательство прямо запрещало установление в договорах неизвестных условий, значительно увеличили защищенность покупателя товаров и услуг, повысили ответственность продавца.
В связи с защитой потребительских прав невыполнение договорных обязательств, по требованию закона, стало вести к обязанности возместить не только материальный, но и моральный ущерб.
Судебная практика большинства западных стран пересмотрела отношение к безусловному ранее требованию о неукоснительной действительности законно заключенных соглашений. В практику прочно вошло правило о возможном одностороннем отказе от соглашения ввиду резко изменившихся условий рынка и исполнения обязательства. Для этого принципа была использована возрожденная формула рецепированного римского права о действительности сделок только под оговоркой о «неизменном положении вещей
Одним из важнейших новшеств обязательственного права новой эпохи стало появление обязательств по принципу объективного вменения вреда – как правило, связанного с источником повышенной опасности (транспорт, автомобили, опасные сооружения).. Одни из первых законов об этом были приняты в Германии, возложившие ответственность за любой вред, причиненный личности или имуществу, на собственников железных дорог (1871), владельцев автомобилей (1909), предприятия воздушного транспорта (1922). В Великобритании аналогичные критерии были установлены Актами о воздухоплавании 1920–1936 гг.
Конституция Японии 1889г.
Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам.
Новая Конституция представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций (прусская Конституция), на основополагающих началах тэнноистской идеологии.
Согласно ст. 1, в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к "единственной и непрерывной во веки веков" династии. Особа императора, в соответствии с "божественным" законом, объявлялась "священной и неприкосновенной". Император имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство. Законодательная власть вверялась "императору и парламенту" (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 конституции императорские указы, изданные в случае необходимости, во время перерывов в работе парламента имели силу закона.
Министры, как и все высшие должностные лица назначались императором и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору. Сам же император был ответственен только перед Богом.
Парламент, наделенный по конституции законодательными правами, состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с представлениями правительству, "касающимися законов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов.
По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав.
Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству . Отсутствовал у японского парламента контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета.
В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической бюрократии. Это выражалосьв особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как
Ø Тайный совет состоящий из президента, вице-президента и 25 советников, назначался императором из высших военно-бюрократических кругов, был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений.
Ø Генро (совет старейшин), Внеконституционный орган оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.
Ø Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушкой армии.
Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги и нести военную службу), которые отождествлялись с их долгом перед "божественным" императором. Среди прав и свобод японских подданных названы свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались в "установленных законом пределах".
Конституция закрепила синтоизм как в некую "сверхрелигию", непосредственно включенную в государственную систему.
Сознательному восприятию индивидуальных прав и свобод препятствовало и целенаправленное внедрение властями в общественное сознание принципа "священной японской национальной общности" ("кокутай"), идеи, четко выраженной Ито, что "отношения между властями и подданными были изначально определены при основании японского государства".