Основные черты тоталитаризма
ü Полное господство государства над обществом и индивидом, произвол государства по отношению к личности |
ü Подчинение интересов граждан интересам государства и общества |
ü Господство одной идеологии |
ü Наличие однопартийной системы, отсутствие легальной оппозиции |
ü Применение насилия как основного метода осуществления внутренней и внешней политики |
ü Наличие системы всеобщего контроля государства |
«Сталинский тоталитаризм», или «сталинизм», прошел в своем развитии несколько этапов:
1. 1923-1934 гг. – становление «сталинизма»;
2. В середине 30-х гг. реализована сталинская модель развития общества;
3. 1941-1945 гг. – частичное отступление «сталинизма» и выдвижение на первый план исторической роли народа;
4. 1946-1953 гг. – перерастание «сталинизма» в кризис системы;
5. Во второй половине 50-х гг. была осуществлена частичная дестабилизация советского общества.
Экономической основой сталинского политического режима были государственная собственность, а также центральное планирование, управление и распределение материальных и финансовых ресурсов. Сосредоточив в руках государства власть над экономикой, сталинский режим обеспечивал:
- условия для директивного управления экономикой из центра;
- возможность управления материальными и человеческими ресурсами.
Ядром политической системы стала большевистская партия, в деятельности которой произошли крупные изменения:
1. Из политически организованного рабочего класса ВКП(б) превратилась в опору режима личной власти Сталина, резко возросла роль партийного аппарата.
2. Происходило сращивание партийного и государственного аппаратов.
3. Происходили регулярные чистки партии (1928-1930 гг., 1933 г.), массовые репрессии, особенно в 1937-1938 гг., способствующие укреплению личной власти И.В. Сталина.
Трудящиеся были отчуждены от власти. Демократические органы, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г., - Съезды Советов, ЦИК СССР – не решали конкретных вопросов, а одобряли готовые решения, принятые партийными органами. Попытки выдвижения альтернативных кандидатов пресекались органами НКВД.
Таким образом, формирование жесткого режима было тесно связано с утвердившейся в ходе первых пятилеток административно-командной системой управления экономикой, для которой были характерны директивное планирование и крайняя централизация.
Утвердившийся в стране режим личной власти И.В. Сталина, стремление к тоталитарному контролю над всеми сферами жизни общества рождали массу проблем, трагедий и тупиковых ситуаций. Но тем не менее, созданный в СССР механизм управления экономикой и обществом обладал определенной целостностью, внутренним единством своих элементов, что позволяло решать важные национально-хозяйственный проблемы, особенно в условиях надвигающейся Второй мировой войны. Исходя из этого, некоторые исследователи считают, что осуществленный в 30-е гг. индивидуальный рывок явился прагматичным вариантом социально- экономического развития страны.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные направления внешней политики СССР в 30-е годы? В чем проявился ее противоречивый характер?
2. Какие альтернативы экономического развития Советского Союза существовали в конце 20-х годов? Кто в руководстве ВКП(б) их представлял? Чем Вы можете объяснить победу сталинской альтернативы?
3. Как проходил процесс подготовки первого пятилетнего плана? В какие годы осуществлялась первая пятилетка? Каковы ее итоги?
4. Каковы особенности экономического развития страны в годы второй и третьей пятилеток? В какие годы они осуществлялись?
5. Чем принципиально отличалась индустриализация в СССР от опыта западных стран в решении этой задачи?
6. Каковы были цели и методы политики «раскулачивания»?
7. Каковы причины и масштабы голода 1932/33 гг. в СССР?
8. Какое место занимала система ГУЛАГа в экономике СССР в годы первых пятилеток?
9. Существовали ли объективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР? Свой ответ аргументируйте.
10. Что означала плановая модель экономики, утвердившаяся в СССР в ходе выполнения довоенных пятилеток?
Темы рефератов
1. Индустриализация в СССР: цели, итоги, уроки.
2. Коллективизация в СССР: задачи, методы, результаты и последствия.
3. Репрессивная политика советской власти в деревне.
4. Политические репрессии в СССР: причины, масштабы и последствия.
5. Плановая модель экономики: достижения и проблемы довоенных пятилеток.
6. Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны в 1930-е годы.
7. Тоталитарный политический режим в СССР: объективные и субъективные предпосылки формирования, истоки массовой поддержки.
8. Исторический портрет (по выбору: И.В. Сталина, Н.И. Бухарина, С.М. Кирова и др.).
Рекомендуемая литература для рефератов
1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина: В 2 т. – М., 1989.
2. Восленский М.С. Номенклатура. – М., 1991.
3. Голубев А.В. Россия, век XX ... //«Отечественная история». - 1997. - № 5.
4. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было: Размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы. - М., 1989.
5. Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации 1927-1932 гг. /Под ред. В.П. Данилова и Н.А. Ивницкого. – М., 1989.
6. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994.
7. Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.). - М., 2000.
8. Лацис О.Р. Выйти из квадрата: Заметки экономиста. – М., 1991.
9. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. – М., 1990.
10. Осмыслить культ Сталина. – М., 1989.
11. Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927-1941. - М., 1998.
12. Реабилитация: Политические процессы 1930-50-х годов. - М., 1991.
13. Симонов Н.С. История военно-промышленного комплекса СССР. 1920-1950-е годы. - М., 1996.
14. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. – М., 1996.
15. Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны в 1930-е годы: Сборник документов. – М., 1998.
Материалы к семинарам