Выбор модели развития сельского хозяйства.
Коллективизация
Форсированная индустриализация и курс на создание плановой экономики потребовали коренной перестройки сельского хозяйства. Первоначально предполагалось проводить коллективизацию постепенно и на основе добровольности. Согласно первому пятилетнему плану, в 20-е годы начался процесс кооперирования крестьянского населения. К 1933 г. намечалось объединить в колхозы всего около 20% крестьянских хозяйств. Это была относительно «мягкая модель» постепенного перехода к нерыночным плановым отношениям в сельском хозяйстве.
Таблица 49
Основные направления реконструкции
Сельского хозяйства на основе НЭПа
Ø Постепенный переход к крупным коллективным и государственным хозяйствам; |
Ø Всемерное развитие всех форм кооперации; |
Ø Помощь индивидуальным хозяйствам, не охваченным кооперацией; |
Ø Соблюдение принципа добровольности при вовлечении крестьян в колхозы; |
Ø Применение в основном экономических мер по ограничению кулачества. |
Но в конце 1927 – начале 1928 гг. в стране разразился хлебный кризис, который был вызван увеличением налогов, низкими закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию, ростом цен на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию. Под угрозу было поставлено снабжение городов, возможность вывоза зерна за границу, планы индустриализации. В связи с этим в январе – марте 1928 г. руководство страны в лице Сталина, Молотова, Когановича взяло курс на применение чрезвычайных мер в экономике.
Таблица 50
Программа чрезвычайных мер
Ø Усиление командно-административных методов в руководстве сельским хозяйством; |
Ø Закрытие рынков, запрет рыночной торговли зерном; |
Ø Принудительный выкуп хлеба у крестьян по низким государственным ценам; |
Ø Обыски, аресты, конфискации, судебная ответственность за спекуляцию хлебом; |
Ø Ужесточение борьбы с кулачеством; |
Ø Привлечение к суду «плохих организаторов хлебозаготовок». |
И.В. Сталин в феврале 1928 г. на закрытом совещании в Сибири требовал судить юристов, которые не привлекали к ответственности партийных и советских руководителей, проявляющих мягкотелость. Молотов в 1928 г., находясь на Урале, отстранил от работы 1157 чел.
В результате чрезвычайных мер в ходе хлебозаготовок 1927/1928 гг. страну удалось обеспечить сырьем и продовольствием. Применение чрезвычайных мер было объявлено временным. Официально в стране сохранялся НЭП. Однако в ходе следующей хлебозаготовительной кампании 1928-1929 гг. снова были применены чрезвычайные меры, причем на этот раз по инициативе низового партийного и советского аппарата, запуганного репрессиями 1928 г. и готового выполнять задание любой ценой. Такой поворот в сознании кадров, их уверенность в преимуществах административных методов подготовили условия для перехода к форсированной коллективизации сельского хозяйства. Крупные ученые - экономисты Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов - предостерегали против поспешной коллективизации. Несмотря на это уже в ноябре 1929 г. был взят курс на форсированную коллективизацию крестьянских хозяйств.
Таблица 51
Основные цели форсированной коллективизации
Сельского хозяйства
Ø Получить дополнительные средства от сельского хозяйства на нужды индустриализации; |
Ø Распространить плановые методы ведения хозяйства на весь аграрный сектор; |
Ø Создать крупные государственные и коллективные хозяйства, способные снабжать страну сырьем и продовольствием; |
Ø Обеспечить крупные хозяйства новой техникой и технологией; |
Ø Изъять излишки рабочей силы из села и перераспределить их административными методами; |
Ø Ликвидировать товарное хозяйство в аграрном секторе; |
Ø Уничтожить условия, способствующие появлению частного предпринимательства на селе. |
Обоснование форсированного строительства колхозов было дано в статье И.В.Сталина «Год великого перелома», опубликованной в «Правде» 7 ноября 1929 г. И.В. Сталин подчеркивал, что в СССР нет частной собственности на землю, и в этом он видел причину «легкости и быстроты развития колхозного движения». Начался разгром экономической науки. А.В.Чаянов, Н.Д.Кондратьев были арестованы. Летом 1929 года был выдвинут лозунг «сплошной коллективизации» крестьянских хозяйств. Были определены сроки коллективизации - 3 года. Территория страны была разделена на три группы районов по темпам коллективизации. К концу первой пятилетки планировалось ее осуществить в масштабе всей страны. Эти сверхкороткие сроки повсеместно завышались, показатели темпов росли с каждым месяцем: в конце июля 1929 г. планировалось создать 8 млн. крестьянских хозяйств, в августе 1929 г. – 10 млн., а в сентябре – уже 13 млн. Если в июле 1927 года удельный вес колхозных хозяйств составлял 0,8%, то к началу 1930 г. – свыше 50%. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств и снабжении их техникой.
Важным этапом форсированной коллективизации была ликвидация кулачества как класса, начавшаяся в 1929 г. Но политика ограничения кулачества началась значительно раньше: с 1926 г. кулакам перестали продавать сложную сельскохозяйственную технику, с 1928 г. было резко увеличено налогообложение кулацких хозяйств (до 45% всей суммы сельскохозяйственного налога). В результате политики ограничения кулака общее количество кулацких хозяйств резко сократилось - с 4% в 1927 г. до 2 %1 в 1929 г. Несмотря на это 30 января 1930 г. было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б), которая потребовала раскулачить 3-5% крестьянских хозяйств. Земли и имущество кулаков следовало передавать колхозам, их самих и членов семей высылать в отдаленные районы. Фактически было раскулачено 4-5% крестьянских хозяйств. Раскулаченными оказались не только кулаки и середняки. Многие крестьяне, не желая отдавать свое имущество в колхозы, уничтожали инвентарь и забивали скот. С 1930 по 1936 гг. было раскулачено 1,2 млн. крестьянских хозяйств (4-5% от всего количества хозяйств). Число пострадавших по некоторым данным составляло примерно 5 млн. человек. В результате раскулачивания из деревни были изгнаны наиболее грамотные, опытные, предприимчивые крестьяне.
Массовое раскулачивание, лишение мелкого производителя собственности, нажитого несколькими поколениями, вызвало массовые протесты в стране. Чтобы сбить волну нарастающего недовольства, Сталин в марте – апреле 1939 г. опубликовал статьи «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам колхозникам». В них вся вина за «перегибы» была возложена на местное руководство. ЦК партии принял постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Темп коллективизации несколько снизился. Начался массовый выход крестьян из колхозов. Процент охваченных коллективизацией, составлявший в начале 1930 г. более 50%, резко упал до 21% в августе 1930 г. Но уже осенью 1930 г. нажим на единоличников вновь усилился. Руководство страны в закрытых директивах потребовало возобновить массовую коллективизацию. К сентябрю 1931 г. в колхозах числилось около 60% хозяйств, на которые приходилось 75% посевных площадей. В результате увеличилось количество зерна на рынке. Но трудности с заготовками зерна сохранялись. У колхозов изымалось 70% урожая, вплоть до семенного. В 1932 – 1933 гг. в стране начался голод, коллективизация была приостановлена. Стали говорить о пересмотре политике партии в деревне, предлагалось расширить личные подсобные хозяйства. Однако с января 1933 г. возобновилась чистка деревни от «классово чуждых элементов», были повышены ставки сельхозналога с единоличников. Примерно к 1937 -1938 гг. коллективизация фактически завершилась. В стране насчитывалось 243,7 тыс. колхозов, объединявших 99% крестьянских хозяйств.
Итоги коллективизации были противоречивы. С одной стороны, было осуществлено техническое перевооружение сельского хозяйства. Если в 1928 г. действовала одна МТС, то 1940 г. – 7,1 тыс. Количество тракторов возросло за это время в 38 раз (с 18 до 684 тыс.). Потребление электроэнергии в сельском хозяйстве увеличилось с 35 до 538 млн. кВт/час.
Но с другой стороны, ломка сложившихся форм хозяйствования в деревне сопровождалась разрушением не только производительных сил, но и социальных отношений. Крестьяне были фактически отчуждены от средств производства, лишены права распоряжаться результатами своего труда. Коллективизация нанесла большой урон сельскому хозяйству. Среднегодовое производство зерна в 1933 – 1937 гг. снизилось до уровня 1909 -1913 гг., на 40% уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства. Экспорт хлеба за границу снизился до минимального уровня 2-3 млн. тонн.
Техническая вооруженность была недостаточна. В колхозах и совхозах преобладал ручной труд, слабой была энерговооруженность хозяйств: в 1941 г. только в 10 тыс. колхозов из 237 тыс. имелось электричество. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.
Таким образом, коллективизация сельского хозяйства была сложным и неоднозначным процессом. С одной стороны, это была попытка модернизации аграрного сектора на базе новой техники и технологии в целях повышения его товарности, а с другой стороны, создание нерыночной модели сельского хозяйства вело к игнорированию экономических законов, замедлению темпов развития отрасли, обострению продовольственной проблемы в стране.
Вопрос о необходимости проведения коллективизации в СССР является дискуссионным. Современные исследователи выдвигают три точки зрения:
Но все исследователи полагают, что коллективизацию нельзя было проводить столь быстрыми темпами, включая в колхозы все сельское население и применяя насилие.
Политическое развитие СССР