Тред-юнионистская и социал-демократическая политика.

Начнем опять-таки с похвалы "Раб. Делу". "Обличительная литература и пролетарская борьба" - так озаглавил Мартынов свою статью в № 10 "Рабочего Дела" о разногласиях с "Искрой". "Мы не можем ограничиться одним обличением порядков, стоящих на пути ее (рабочей партии) развития. Мы должны также откликаться на ближайшие и текущие интересы пролетариата" (стр. 63) - так формулировал он суть этих разногласий. "..."Искра"... фактически есть орган революционной оппозиции, обличающий наши порядки и преимущественно политические порядки... Мы же работаем и будем работать для рабочего дела в тесной органической связи с пролетарской борьбой" (там же). Нельзя не быть благодарным Мартынову за эту формулировку. Она приобретает выдающийся общий интерес, ибо охватывает, в сущности, вовсе не одни только разногласия наши с "Р. Делом", но и все вообще разногласия между нами и "экономистами" по вопросу о политической борьбе. Мы показали уже, что "экономисты" не отрицают безусловно "политику", а только сбиваются постоянно с социал-демократического на тред-юнионистское понимание политики. Совершенно так же сбивается и Мартынов, и мы согласны поэтому взять именно его за образец экономических заблуждений по данному вопросу. За такой выбор - мы постараемся показать это - на нас не вправе будут претендовать ни авторы "Отдельного приложения к "Раб. Мысли"", ни авторы прокламации "Группы самоосвобождения", ни авторы "экономического" письма в № 12 "Искры".

III.a

а) ПОЛИТИЧЕСКАЯ АГИТАЦИЯ И ЕЕ СУЖЕНИЕ ЭКОНОМИСТАМИ.

Всем известно, что широкое распространение и упрочение экономической борьбы русских рабочих шло рука об руку с созданием "литературы" экономических (фабричных и профессиональных) обличений. Главным содержанием "листков" были обличения фабричных порядков, и среди рабочих скоро вспыхнула настоящая страсть к обличениям. Как только рабочие увидали, что кружки социал-демократов хотят и могут доставлять им нового рода листовки, говорящие всю правду о нищенской жизни, непомерно тяжелом труде и бесправном положении их, - они стали, можно сказать, засыпать корреспонденциями с фабрик и заводов. Эта "обличительная литература" производила громадную сенсацию не только на той фабрике, порядки которой бичевал данный листок, но и на всех фабриках, где что-нибудь слышали о разоблаченных фактах. А так как нужды и бедствия рабочих разных заведений и разных профессий имеют много общего, то "правда про рабочую жизнь" восхищала всех. Среди самых отсталых рабочих развилась настоящая страсть "печататься" - благородная страсть к этой зачаточной форме войны со всем современным общественным порядком, построенным на грабеже и угнетении. И "листки" в громадном большинстве случаев были действительно объявлением войны, потому что разоблачение оказывало страшно возбуждающее действие, вызывало со стороны рабочих общее требование устранить самые вопиющие безобразия и готовность поддержать эти требования стачками. Сами фабриканты в конце концов до такой степени должны были признать значение этих листков, как объявления войны, что сплошь да рядом не хотели и дожидаться самой войны. Обличения, как и всегда, сделались сильны одним уже фактом своего появления, приобрели значение могучего нравственного давления. Случалось не раз, что одного появления листка оказывалось достаточно для удовлетворения всех или части требований. Одним словом, экономические (фабричные) обличения были и теперь остаются важным рычагом экономической борьбы. И это значение сохранится за ними, пока будет существовать капитализм, порождающий необходимо самозащиту рабочих. В самых передовых европейских странах можно наблюдать и теперь, как обличение безобразий какого-нибудь захолустного "промысла" или какой-нибудь всеми забытой отрасли домашней работы служит исходным пунктом к пробуждению классового сознания, к началу профессиональной борьбы и распространения социализма.

Преобладающее большинство русских социал-демократов последнего времени было почти всецело поглощено этой работой по организации фабричных обличений. Достаточно вспомнить "Раб. Мысль", чтобы видеть, до какой степени доходило это поглощение, как при этом забывалось, что сама по себе это, в сущности, еще не социал-демократическая, а только тред-юнионистская деятельность. Обличения захватывали, в сущности, только отношения рабочих данной профессии к их хозяевам и достигали только того, что продавцы рабочей силы научались выгоднее продавать этот "товар" и бороться с покупателем на почве чисто коммерческой сделки. Эти обличения могли сделаться (при условии известного использования их организацией революционеров) началом и составной частью социал-демократической деятельности, но могли также (а при условии преклонения пред стихийностью должны были) вести к "только-профессиональной" борьбе и к не социал-демократическому рабочему движению. Социал-демократия руководит борьбой рабочего класса не только за выгодные условия продажи рабочей силы, а и за уничтожение того общественного строя, который заставляет неимущих продаваться богачам. Социал-демократия представляет рабочий класс не в его отношении к данной только группе предпринимателей, а в его отношении ко всем классам современного общества, к государству, как организованной политической силе. Понятно отсюда, что социал-демократы не только не могут ограничиться экономической борьбой, но и не могут допустить, чтобы организация экономических обличений составляла их преобладающую деятельность. Мы должны активно и взяться за политическое воспитание рабочего класса, за развитие его политического сознания. С этим теперь, после первого натиска на "экономизм" со стороны "Зари" с "Искрой", "все согласны" (хотя некоторые только на словах, как мы сейчас увидим).

Спрашивается, в чем же должно состоять политическое воспитание? Можно ли ограничиться пропагандой идеи о враждебности рабочего класса самодержавию? Конечно, нет. Недостаточно объяснять политическое угнетение рабочих (как недостаточно было объяснять им противоположность их интересов интересам хозяев). Необходимо агитировать по поводу каждого конкретного проявления этого угнетения (как мы стали агитировать по поводу конкретных проявлений экономического гнета). А так как это угнетение падает на самые различные классы общества, так как оно проявляется в самых различных областях жизни и деятельности, и профессиональной, и общегражданской, и личной, и семейной, и религиозной, и научной, и проч. и проч., то не очевидно ли, что мы не исполним своей задачи развивать политическое сознание рабочих, если мы не возьмем на себя организацию всестороннего политического обличения самодержавия? Ведь для того, чтобы агитировать по поводу конкретных проявлений гнета, надо обличить эти проявления (как надо было обличать фабричные злоупотребления, чтобы вести экономическую агитацию)?

Казалось бы, это ясно? Но именно тут-то и оказывается, что с необходимостью всесторонне развивать политическое сознание "все" согласны только на словах. Тут-то и оказывается, что "Раб. Дело", например, не только не брало на себя задачи организовать (или положить почин организации) всесторонних политических обличений, но стало тащить назад и "Искру", которая взялась за эту задачу. Слушайте: "Политическая борьба рабочего класса есть лишь" (именно не лишь) "наиболее развитая, широкая и действительная форма экономической борьбы" (программа "Раб. Дела", "Р. Д." № 1, стр. 3). "Теперь перед социал-демократами стоит задача - как придать по возможности самой экономической борьбе политический характер" (Мартынов в № 10, стр. 42). "Экономическая борьба есть наиболее широко применимое средство для вовлечения массы в активную политическую борьбу" (резолюция съезда Союза и "поправки": "Два съезда", стр. 11 и 17). Все эти положения проникают собой "Раб. Дело", как видит читатель, с самого его возникновения и вплоть до последних "инструкций редакции", и все они выражают, очевидно, один взгляд на политическую агитацию и борьбу. Присмотритесь же к этому взгляду с точки зрения господствующего у всех "экономистов" мнения, что политическая агитация должна следовать за экономической. Верно ли это, что экономическая борьба есть вообще "наиболее широко применимое средство" для вовлечения массы в политическую борьбу? Совершенно неверно. Нисколько не менее "широко применимым" средством такого "вовлечения" являются все и всяческие проявления полицейского гнета и самодержавного бесчинства, а отнюдь не такие только проявления, которые связаны с экономической борьбой. Земские начальники и телесное наказание крестьян, взяточничество чиновников и обращение полиции с городским "простонародьем", борьба с голодающими и травля народного стремления к свету и знанию, выколачивание податей и преследование сектантов, муштровка солдат и солдатское обращение со студентами и либеральной интеллигенцией, - почему все эти и тысячи других подобных проявлений гнета, непосредственно не связанных с "экономической" борьбой, представляют из себя вообще менее "широко применимые" средства и поводы политической агитации, вовлечения массы в политическую борьбу? Как раз напротив: в общей сумме тех жизненных случаев, когда рабочий страдает (за себя или за близких ему людей) от бесправия, произвола и насилия, - лишь небольшое меньшинство составляет, несомненно, случаи полицейского гнета именно в профессиональной борьбе. К чему же заранее суживать размах политической агитации, объявляя "наиболее широко применимым" лишь одно из средств, наряду с которыми для социал-демократа должны стоять другие, вообще говоря, не менее "широко применимые"?

Во времена давно, давно прошедшие (год тому назад!..) "Раб. Дело" писало: "Ближайшие политические требования становятся доступными для массы после одной или, в крайнем случае, нескольких стачек", "как только правительство пустило в ход полицию и жандармерию" (№ 7, стр. 15, август 1900 года). Эта оппортунистическая теория стадий в настоящее время уже отвергнута Союзом, который делает нам уступку, заявляя: "нет никакой необходимости с самого начала вести политическую агитацию только на экономической почве" ("Два съезда", стр. 11). Будущий историк русской социал-демократии из одного этого отрицания "Союзом" части своих старых заблуждений увидит лучше, чем из всяких длинных рассуждений, до какого принижения доводили социализм наши "экономисты"! Но какая же наивность была со стороны Союза воображать, что ценой этого отказа от одной формы сужения политики нас можно побудить согласиться на другую форму сужения! Не логичнее ли было бы и тут сказать, что экономическую борьбу следует вести как можно более широко, что ей всегда следует пользоваться для политической агитации, но "нет никакой необходимости" считать экономическую борьбу наиболее широко применимым средством для вовлечения массы в активную политическую борьбу?

Союз придает значение тому, что он заменил выражением "наиболее широко применимое средство" выражение "лучшее средство", стоящее в соответственной резолюции 4-го съезда Еврейского рабочего союза (Бунда). Мы, право, затруднились бы сказать, какая из этих резолюций лучше: по нашему мнению, обе хуже. И Союз и Бунд сбиваются тут (отчасти, может быть, даже бессознательно, под влиянием традиции) на экономическое, тред-юнионистское толкование политики. Дело нисколько, в сущности, не меняется от того, производится ли это посредством словечка: "лучший" или посредством словечка: "наиболее широко применимый". Если бы Союз сказал, что "политическая агитация на экономической почве" есть наиболее широко применяемое (а не "применимое") средство, то он был бы прав по отношению к известному периоду в развитии нашего социал-демократического движения. Именно он был бы прав по отношению к "экономистам", по отношению к многим практикам (если не к большинству их) 1898-1901 годов, ибо эти практики-"экономисты", действительно, политическую агитацию применяли (поскольку они вообще ее применяли!) почти исключительно на экономической почве. Такую политическую агитацию признавали и даже рекомендовали, как мы видели, и "Раб. Мысль" и "Группа самоосвобождения"! "Раб. Дело" должно было решительно осудить то, что полезное дело экономической агитации сопровождалось вредным сужением политической борьбы, а оно вместо того объявляет наиболее широко применяемое ("экономистами") средство наиболее широко применимым Неудивительно, что, когда мы называем этих людей "экономистами", им ничего не остается, как ругать нас на все корки и "мистификаторами", и "дезорганизаторами", и "папскими нунциями", и "клеветниками", как плакать перед всеми и каждым, что им нанесли кровную обиду, как заявлять чуть ли не с клятвами: "в "экономизме" теперь решительно ни одна социал-демократическая организация не повинна". Ах, эти клеветники, злые - политики! Не нарочно ли они весь "экономизм" выдумали, чтобы наносить людям, из-за одного только своего человеконенавистничества, обиды кровные?

Какой конкретный, реальный смысл имеет, в устах Мартынова, постановка социал-демократии задачи: "придать самой экономической борьбе политический характер"? Экономическая борьба есть коллективная борьба рабочих с хозяевами за выгодные условия продажи рабочей силы, за улучшение условий труда и жизни рабочих. Эта борьба по необходимости является борьбой профессиональной, потому что условия труда крайне разнообразны в разных профессиях, и, след., борьба за улучшение этих условий не может не вестись по профессиям (профессиональными союзами на Западе, профессиональными временными соединениями и листками в России и т. п.). Придать "самой экономической борьбе политический характер" значит, следовательно, добиваться осуществления тех же профессиональных требований, того же профессионального улучшения условий труда посредством "законодательных и административных мероприятий" (как выражается Мартынов на следующей, 43, странице своей статьи). Это именно делают и всегда делали все профессиональные рабочие союзы. Загляните в сочинение основательных ученых (и "основательных" оппортунистов) супругов Вебб, и вы увидите, что английские рабочие союзы давным-давно уже сознали и осуществляют задачу "придать самой экономической борьбе политический характер", давным-давно борются за свободу стачек, за устранение всех и всяческих юридических препятствий кооперативному и профессиональному движению, за издание законов в защиту женщин и детей, за улучшение условий труда посредством санитарного и фабричного законодательства и пр.

Таким образом за пышной фразой: "придать самой экономической борьбе политический характер", которая звучит "ужасно" глубокомысленно и революционно, прячется, в сущности, традиционное стремление принизить социал-демократическую политику до политики тред-юнионистской! Под видом исправления односторонности "Искры", которая ставит - видите ли - "революционизирование догмы выше революционизирования жизни", нам преподносят как нечто новое борьбу за экономические реформы. В самом деле, ровно ничего другого, кроме борьбы за экономические реформы, не содержится в фразе: "придать самой экономической борьбе политический характер". И Мартынов сам бы мог додуматься до этого нехитрого вывода, если бы хорошенько вник в значение своих собственных слов. "Наша партия, - говорит он, выдвигая свое самое тяжелое орудие против "Искры", - могла бы и должна была бы ставить правительству конкретные требования законодательных и административных мероприятий против экономической эксплуатации, против безработицы, против голода и т. д." (стр. 42-43 в № 10 "Р. Д."). Конкретные требования мероприятий - разве это не есть требование социальных реформ? И мы спрашиваем еще раз беспристрастных читателей, клевещем ли мы на рабочеделенцев (да простят мне это неуклюжее ходячее словечко!), называя их скрытыми бернштейнианцами, когда они выдвигают, как свое разногласие с "Искрой", тезис о необходимости борьбы за экономические реформы?

Революционная социал-демократия всегда включала и включает в свою деятельность борьбу за реформы. Но "экономической" агитацией она пользуется для предъявления правительству не только требования всяких мероприятий, а также (и прежде всего) требования перестать быть самодержавным правительством. Кроме того, она считает своей обязанностью предъявлять правительству это требование не только на почве экономической борьбы, а и на почве всех вообще проявлений общественно-политической жизни. Одним словом, она подчиняет борьбу за реформы, как часть, целому, революционной борьбе за свободу и за социализм. Мартынов же воскрешает в иной форме теорию стадий, стараясь предписать непременно экономический, так сказать, путь развития политической борьбы. Выступая в момент революционного подъема с особой якобы "задачей" борьбы за реформы, он этим тащит партию назад и играет на руку и "экономическому" и либеральному оппортунизму.

Далее. Стыдливо спрятав борьбу за реформы под напыщенный тезис: "придать самой экономической борьбе политический характер", Мартынов выставил как нечто особое одни только экономические (и даже одни только фабричные) реформы. Почему он это сделал, мы не знаем. Может быть, по недосмотру? Но если бы он имел в виду не только "фабричные" реформы, то тогда весь его тезис, только что нами приведенный, потерял бы всякий смысл. Может быть, потому, что он считает возможными и вероятными со стороны правительства "уступки" только в области экономической? Если да, то это странное заблуждение: уступки возможны и бывают и в области законодательства о розге, о паспортах, о выкупных платежах, о сектантстве, о цензуре и проч. и проч. "Экономические" уступки (или лжеуступки) для правительства, разумеется, всего дешевле и всего выгоднее, ибо оно надеется внушить этим доверие рабочим массам к себе. Но именно потому мы, социал-демократы, и не должны никоим образом и абсолютно ничем давать место мнению (или недоразумению), будто для нас дороже экономические реформы, будто мы именно их считаем особо важными и т. п. "Такие требования, - говорит Мартынов о выдвинутых им выше конкретных требованиях законодательных и административных мероприятий, - не были бы пустым звуком, потому что, суля известные осязательные результаты, они могли бы быть активно поддержаны рабочей массой"... Мы не "экономисты", о нет! Мы только пресмыкаемся так же рабски пред "осязательностью" конкретных результатов, как господа Бернштейны, Прокоповичи, Струве, Р. М. и tutti quanti! Мы только даем понять (вместе с Нарцисом Тупорыловым), что все, что не "сулит осязательных результатов", есть "пустой звук"! Мы только выражаемся так, как будто рабочая масса неспособна (и не доказала уже вопреки тем, кто сваливает на нее свое филистерство, свою способность) активно поддерживать всякий протест против самодержавия, даже абсолютно никаких осязательных результатов ей не сулящий!

Возьмите хотя бы те же, самим Мартыновым приведенные примеры о "мероприятиях" против безработицы и голода. В то время, как "Рабоч. Дело" занимается, судя по его обещанию, выработкой и разработкой "конкретных (в форме законопроектов?) требований законодательных и административных мероприятий", "сулящих осязательные результаты", - в это время "Искра", "неизменно ставящая революционизирование догмы выше революционизирования жизни", старалась объяснить неразрывную связь безработицы со всем капиталистическим строем, предупреждала, что "голод идет", обличала полицейскую "борьбу с голодающими" и возмутительные "временно-каторжные правила", в это время "Заря" выпускала отдельным оттиском, как агитационную брошюру, часть посвященного голоду "Внутреннего обозрения". Но, боже мой, как "односторонни" при этом были неисправимо-узкие ортодоксы, глухие к велениям "самой жизни" догматики! Ни в одной из их статей не было - о ужас! - ни одного, ну можете себе представить: решительно ни одного "конкретного требования", "сулящего осязательные результаты"! Несчастные догматики! Отдать их в науку Кричевским и Мартыновым для убеждения в том, что тактика есть процесс роста, растущего и т. д., и что нужно самой экономической борьбе придать политический характер!

"Экономическая борьба рабочих с хозяевами и с правительством ("экономическая борьба с правительством"!!), кроме своего непосредственного революционного значения, имеет еще то значение, что она наталкивает рабочих непрерывно на вопрос об их политическом бесправии" (Мартынов, стр. 44). Мы выписали эту цитату не для того, чтобы повторять в сотый и тысячный раз сказанное уже выше, а для того, чтобы особо поблагодарить Мартынова за эту новую и превосходную формулировку: "Экономическая борьба рабочих с хозяевами и с правительством". Какая прелесть! С каким неподражаемым талантом, с каким мастерским элиминированием всех частных разногласий и различий в оттенках между "экономистами" выражена здесь в кратком и ясном положении вся суть "экономизма", начиная с призыва рабочих к "политической борьбе, которую они ведут в интересах общих, имея в виду улучшение положения всех рабочих", продолжая теорией стадий и кончая резолюцией съезда о "наиболее широкой применимости" и проч. "Экономическая борьба с правительством" есть именно тред-юнионистская политика, от которой до социал-демократической политики еще очень и очень далеко.

III.b

б) ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК МАРТЫНОВ УГЛУБИЛ ПЛЕХАНОВА.

"Как много появилось у нас в последнее время социал-демократических Ломоносовых!" заметил однажды один товарищ, имея в виду поразительную склонность многих из склонных к "экономизму" лиц доходить непременно "своим умом" до великих истин (вроде той, что экономическая борьба наталкивает рабочих на вопрос о бесправии) и игнорировать при этом, с великолепным пренебрежением гениального самородка, все то, что дало уже предыдущее развитие революционной мысли и революционного движения. Именно таким самородком является Ломоносов-Мартынов. Загляните в его статью: "Очередные вопросы" и вы увидите, как он подходит "своим умом" к тому, что давно уже сказано Аксельродом (о котором наш Ломоносов, разумеется, хранит полное молчание), как он начинает, например, понимать, что мы не можем игнорировать оппозиционность тех или иных слоев буржуазии ("Р. Д." № 9, стр. 61, 62, 71 - сравни с "Ответом" Аксельроду редакции "Р. Дела", стр. 22, 23-24) и т. п. Но - увы! - только "подходит" и только "начинает", не более того, ибо мысли Аксельрода он все-таки настолько еще не понял, что говорит об "экономической борьбе с хозяевами и правительством". В течение трех лет (1898-1901) "Раб. Дело" собиралось с силами, чтобы понять Аксельрода, и - и все-таки его не поняло! Может быть, это происходит тоже от того, что социал-демократия, "подобно человечеству", всегда ставит себе одни лишь осуществимые задачи?

Но Ломоносовы отличаются не только тем, что они многого не знают (это бы еще было полбеды!), а также и тем, что они не сознают своего невежества. Это уже настоящая беда, и эта беда побуждает их сразу браться за "углубление" Плеханова.

"С тех пор, как Плеханов писал названную книжку ("О задачах социалистов в борьбе с голодом в России"), много воды утекло, - рассказывает Ломоносов-Мартынов. - Социал-демократы, которые руководили в течение 10 лет экономической борьбой рабочего класса... не успели еще дать широкое теоретическое обоснование партийной тактики. Теперь этот вопрос назрел, и, если бы мы захотели дать такое теоретическое обоснование, мы несомненно должны были бы значительно углубить те принципы тактики, которые развивал некогда Плеханов... Мы должны были бы теперь определить разницу между пропагандой и агитацией иначе, чем это сделал Плеханов" (Мартынов только что привел слова Плеханова: "пропагандист дает много идей одному лицу или нескольким лицам, а агитатор дает только одну или только несколько идей, зато он дает их целой массе лиц"). "Под пропагандой мы понимали бы революционное освещение всего настоящего строя или частичных его проявлений, безразлично, - делается ли это в форме доступной для единиц или для широкой массы. Под агитацией, в строгом смысле слова (sic!), мы понимали бы призыв массы к известным конкретным действиям, способствование непосредственному революционному вмешательству пролетариата в общественную жизнь".

Поздравляем русскую - да и международную - социал-демократию с новой, мартыновской, терминологией, более строгой и более глубокой. До сих пор мы думали (вместе с Плехановым, да и со всеми вожаками международного рабочего движения), что пропагандист, если он берет, например, тот же вопрос о безработице, должен разъяснить капиталистическую природу кризисов, показать причину их неизбежности в современном обществе, обрисовать необходимость его преобразования в социалистическое общество и т. д. Одним словом, он должен дать "много идей", настолько много, что сразу все эти идеи, во всей их совокупности, будут усваиваться лишь немногими (сравнительно) лицами. Агитатор же, говоря о том же вопросе, возьмет самый известный всем его слушателям и самый выдающийся пример, - скажем, смерть от голодания безработной семьи, усиление нищенства и т. п. - и направит все свои усилия на то, чтобы, пользуясь этим, всем и каждому знакомым фактом, дать "массе" одну идею: идею о бессмысленности противоречия между ростом богатства и ростом нищеты, постарается возбудить в массе недовольство и возмущение этой вопиющей несправедливостью, предоставляя полное объяснение этого противоречия пропагандисту. Пропагандист действует поэтому главным образом печатным, агитатор - живым словом. От пропагандиста требуются не те качества, что от агитатора. Каутского и Лафарга мы назовем, например, пропагандистами, Бебеля и Геда - агитаторами. Выделять же третью область или третью функцию практической деятельности, относя к этой функции "призыв массы к известным конкретным действиям", есть величайшая несуразица, ибо "призыв", как единичный акт, либо естественно и неизбежно дополняет собой и теоретический трактат, и пропагандистскую брошюру, и агитационную речь, либо составляет чисто исполнительную функцию. В самом деле, возьмите, например, теперешнюю борьбу германских социал-демократов против хлебных пошлин. Теоретики пишут исследования о таможенной политике, "призывая", скажем, бороться за торговые договоры и за свободу торговли; пропагандист делает то же в журнале, агитатор - в публичных речах. "Конкретные действия" массы - в данный момент представляют из себя подпись петиций рейхстагу о неповышении хлебных пошлин. Призыв к этим действиям исходит посредственно от теоретиков, пропагандистов и агитаторов, непосредственно - от тех рабочих, которые разносят по фабрикам и по всяческим частным квартирам подписные листы. По "мартыновской терминологии" выходит, что Каутский и Бебель - оба пропагандисты, а разносчики подписных листов - агитаторы, не так ли?

Пример немцев напомнил мне немецкое слово Verballhornung, по-русски буквально: обалгорнивание. Иван Балгорн был лейпцигский издатель в XVI веке; издал он букварь, причем поместил, по обычаю, и рисунок, изображающий петуха; но только вместо обычного изображения петуха со шпорами на ногах он изобразил петуха без шпор, но с парой яиц около него. А на обложке букваря добавил: "исправленное издание Ивана Балгорна". Вот с тех пор немцы и говорят Ver-ballhornung про такое "исправление", которое на деле есть ухудшение. И невольно вспоминаешь про Балгорна, когда видишь, как Мартыновы "углубляют" Плеханова...

К чему "изобрел" наш Ломоносов эту путаницу? К иллюстрации того, что "Искра" "обращает внимание только на одну сторону дела, так же, как Плеханов это делал еще полтора десятка лет тому назад" (39). "У "Искры", по крайней мере для настоящего времени, задачи пропаганды отодвигают на задний план задачи агитации" (52). Если перевести это последнее положение с мартыновского языка на общечеловеческий язык (ибо человечество еще не успело принять вновь открытой терминологии), то мы получим следующее: у "Искры" задачи политической пропаганды и политической агитации отодвигают на задний план задачу "ставить правительству конкретные требования законодательных и административных мероприятий", "сулящие известные осязательные результаты" (или требования социальных реформ, если позволительно еще хоть разочек употребить старую терминологию старого человечества, которое еще не доросло до Мартынова). Предлагаем читателю сравнить с этим тезисом следующую тираду:

"Поражает нас в этих программах" (программах революционных социал-демократов) "и вечное выставление ими на первый план преимуществ деятельности рабочих в (несуществующем у нас) парламенте при полном игнорировании ими (благодаря их революционному нигилизму) важности участия рабочих в существующих у нас законодательных собраниях фабрикантов по фабричным делам... или хотя бы участия рабочих в городском самоуправлении..."

Автор этой тирады выражает немного прямее, яснее и откровеннее ту самую мысль, до которой дошел своим умом Ломоносов-Мартынов. Автор же этот - Р. М. в "Отдельном приложении к "Раб. Мысли"" (стр. 15).

III.v

в) ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЛИЧЕНИЯ И "ВОСПИТАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ".

Выдвигая против "Искры" свою "теорию" "повышения активности рабочей массы", Мартынов на самом деле обнаружил стремление принизить эту активность, ибо предпочтительным, особо важным, "наиболее широко применимым" средством пробуждения и поприщем этой активности он объявил ту же экономическую борьбу, пред которой пресмыкались и все "экономисты". Потому и характерно это заблуждение, что оно свойственно далеко не одному Мартынову. На самом же деле "повышение активности рабочей массы" может быть достигнуто только при том условии, если мы не будем ограничиваться "политической агитацией на экономической почве". А одним из основных условий необходимого расширения политической агитации является организация всесторонних политических обличений. Иначе как на этих обличениях не может воспитаться политическое сознание и революционная активность масс. Поэтому деятельность такого рода составляет одну из важнейших функций всей международной социал-демократии, ибо и политическая свобода нисколько не устраняет, а только несколько передвигает сферу направления этих обличений. Например, германская партия особенно укрепляет свои позиции и расширяет свое влияние именно благодаря неослабной энергии ее политически-обличительной кампании. Сознание рабочего класса не может быть истинно политическим сознанием, если рабочие не приучены откликаться на все и всяческие случаи произвола и угнетения, насилия и злоупотребления, к каким бы классам ни относились эти случаи; - и притом откликаться именно с социал-демократической, а не с иной какой-либо точки зрения. Сознание рабочих масс не может быть истинно классовым сознанием, если рабочие на конкретных и притом непременно злободневных (актуальных) политических фактах и событиях не научатся наблюдать каждый из других общественных классов во всех проявлениях умственной, нравственной и политической жизни этих классов; - не научатся применять на практике материалистический анализ и материалистическую оценку всех сторон деятельности и жизни всех классов, слоев и групп населения. Кто обращает внимание, наблюдательность и сознание рабочего класса исключительно или хотя бы преимущественно на него же, - тот не социал-демократ, ибо самопознание рабочего класса неразрывно связано с полной отчетливостью не только теоретических... вернее даже сказать: не столько теоретических, сколько на опыте политической жизни выработанных представлений о взаимоотношении всех классов современного общества. Вот почему так глубоко вредна и так глубоко реакционна по своему практическому значению проповедь наших "экономистов", что экономическая борьба есть наиболее широко применимое средство вовлечения масс в политическое движение. Чтобы стать социал-демократом, рабочий должен ясно представлять себе экономическую природу и социально-политический облик помещика и попа, сановника и крестьянина, студента и босяка, знать их сильные и слабые стороны, уметь разбираться в тех ходячих фразах и всевозможных софизмах, которыми прикрывает каждый класс и каждый слой свои эгоистические поползновения и свое настоящее "нутро", уметь разбираться в том, какие учреждения и законы отражают и как именно отражают те или другие интересы. А это "ясное представление" не почерпнешь ни из какой книжки: его могут дать только живые картины и по горячим следам составленные обличения того, что происходит в данный момент вокруг нас, о чем говорят по-своему или хотя бы перешептываются все и каждый, что выражается в таких-то событиях, в таких-то цифрах, в таких-то судебных приговорах и проч., и проч., и проч. Эти всесторонние политические обличения представляют из себя необходимое и основное условие воспитания революционной активности масс.

Почему русский рабочий мало еще проявляет свою революционную активность по поводу зверского обращения полиции с народом, по поводу травли сектантов, битья крестьян, по поводу безобразий цензуры, истязаний солдат, травли самых невинных культурных начинаний и т. п.? Не потому ли, что его не "наталкивает" на это "экономическая борьба", что ему мало "сулит" это "осязательных результатов", мало дает "положительного"? Нет, подобное мнение есть, повторяем, не что иное, как попытка свалить с больной головы на здоровую, свалить свое собственное филистерство (бернштейнианство тож) на рабочую массу. Мы должны винить себя, свою отсталость от движения масс, что мы не сумели еще организовать достаточно широких, ярких, быстрых обличений всех этих гнусностей. Сделай мы это (а мы должны сделать и можем сделать это), - и самый серый рабочий поймет или почувствует, что над студентом и сектантом, мужиком и писателем ругается и бесчинствует та самая темная сила, которая так гнетет и давит его на каждом шагу его жизни, а, почувствовав это, он захочет, неудержимо захочет отозваться и сам, он сумеет тогда - сегодня устроить кошачий концерт цензорам, завтра демонстрировать пред домом усмирившего крестьянский бунт губернатора, послезавтра проучить тех жандармов в рясе, что делают работу святой инквизиции, и т. д. Мы еще очень мало, почти ничего не сделали для того, чтобы бросать в рабочие массы всесторонние и свежие обличения. Многие из нас и не сознают еще этой своей обязанности, а стихийно волочатся за "серой текущей борьбой" в узких рамках фабричного быта. При таком положении дел говорить: ""Искра" имеет тенденцию умалять значение поступательного хода серой текущей борьбы по сравнению с пропагандой блестящих и законченных идей" (Мартынов, стр. 61) - значит тащить партию назад, значит защищать и прославлять нашу неподготовленность, отсталость.

Что же касается до призыва массы к действию, то это выйдет само собой, раз только есть налицо энергичная политическая агитация, живые и яркие обличения. Поймать кого-либо на месте преступления и заклеймить перед всеми и повсюду тотчас же - это действует само по себе л<

Наши рекомендации