Функции политической идеологии
Политическая идеология выполняет ряд социальных функций:
■ самоидентификации индивидов и групп в политическом про- '-
странстве;
■ легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;
■ артикуляции интересов групп и слоев общества;
■ мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправленных действий с их стороны;
■ компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия. i
Эти функции выполняются благодаря таким свойствам идеологии, как претензия на тотальную значимость и нормативность. Любая идеология стремится возобладать над другими идеологиями, заявляет о своем предназначении изменить мир во имя реализации выдвинутых идей. Предлагаемые идеологиями общественные идеалы могут быть воплощены в жизнь благодаря преданности их приверженцев культивируемым ценностям и нормам.
Идеология как форма мотивации политического поведения используется в демократических системах лишь на этапах концептуализации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии, т.е. подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духовных регуляторов жизни общества, характерна для гак называемых «идеократических».
тоталитарных режимов.
Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособно определять и решать общественно значимые задачи. Превалировани идеологических ценностей над практическо-политическими и тем боле социально-экономическими целями, как известно, стало одной из при чин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы
Идеологизация международных отношений в XX в., особенно в период между 1945 и 1985 гг., означала их подчинение задачам межгосу дарственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосущество вание социалистических и капиталистических государств рассматрива лось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьб! на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество
грани мировой войны.
Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конфронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отноше-
ний. Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возможность свободного доступа каждого народа к культурным и духовным ценностям, созданным человечеством.
С завершением холодной войны идеологическое измерение продолжает оставаться значимым фактором мировой политики. Для него характерны:
1) доминирование западного либерализма и основывающихся на его ценностях международных институтов, играющих ключевую роль в экономике и политике;
2) выдвижение политико-прикладных концепций «демократизации» мира, «размывания суверенитета» и «гуманитарного вмешательства» в качестве идеологической основы для сохранения авторитарно-иерархической модели мироустройства;
3) растущее противодействие многих государств унификаторским тенденциям со стороны Запада и все более активное дистанцирование от него, в том числе в форме критики либерализма и западных ценностей;
4) использование многими негосударственными акторами разнообразных идеологем для обоснования своего видения грядущего миропорядка — от левых и постмодернистских (анархизм, неомарксизм, экологизм и др.) до консервативных (национализм, религиозный фундаментализм и др.).
Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования.
Первый — теоретико-концептуальный. На нем формулируются ос-| новные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.
Второй — программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования, формируя нормативную основу для принятия политических решений и стимулирования политического поведения граждан.
Третий — актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в rex или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии — от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров.
Политическая идеология активно воздействует на общество, соеди-
| |
няясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных i гношений представляет собой политическую психологию.
Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, которые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее.
Инструментом распространения идеологического влияния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия.
Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны. Возможны следующие варианты такого воздействия.
В одних случаях развитие идеологических поз зрений, появление новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике. В других — идеологии могут эволюционировать с учетом происходящих перемен. В-третьих, возможно инерционное состояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших представлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных изменений чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии.
Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодейс i вин идеологии и политики: влияние идеологических воззрений на политику и политическую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса, и, наоборот, воздействие политических процессов на идеологические воззрения социальных общностей.
к. Таким образом, существование социально структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе социально-группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти. А
Идеологический дискурс
Важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве. Это явление обозначается понятием «идеологический дискурс».
Взаимодействие идеологий, как правило, развивается в двух направлениях. С одной стороны, по линии дистанцирования и полемики с оппонентами, что усиливает напряженность в обществе. С другой сто-
роны, по линии установления контактов между совместимыми идеологиями, способствующих сближению и даже заимствованию теоретических и программных положений, требований, лозунгов. Такие контакты обогащают содержание идейных систем и доктрин и могут способствовать укреплению политической стабильности в обществе.
Первые примеры взаимовлияния идеологий имели место еще в XIX в. Буржуазный консерватизм воспринял либеральные новации XIX в. как собственные устои, требующие защиты от посягательств радикалов, и уже имел мало общего с концепциями Э. Бёрка и тем более Ж. де Местра. Социальный консерватизм О. Бисмарка, проявившийся во введении системы государственного страхования по болезни, в случае увечья и пенсионного обеспечения по старости, отразил растущее влияние социалистических идей.
Европейские идейно-политические течения оказали существенное влияние на формирование отечественных либерализма и консерватизма, а взаимодействие между этими направлениями русской обществен-i юй мысли способствовало их становлению и развитию, появлению консервативного либерализма.
В XX в. процесс взаимовлияния идеологий принял еще более широкий размах. Уже в самом начале XX в. проявился агрессивный империалистический национал-консерватизм, а затем — в известной степени как его развитие — фашизм, синтезировавший националистические, консервативные и социалистические идеи. В свою очередь классический либерализм все больше превращался в либерализм социальный, стремящийся примирить и согласовать концепции и практику свободы и справедливости.
Процесс социал-демократизации либерализма особенно интенсив-i ю протекал в 30-е и 60-е годы XX в. В 1930-е годы он проявился в преобразовании классического рыночного капитализма в социально-рыночный. В 1960-е годы социал-демократическая тенденция получила развитие в программах «новых рубежей» Дж. Кеннеди и «Великого общества» I. Джонсона, ориентированных на создание «общества благосостояния».
Во встречном по отношению к либерализму направлении эволюционирует социал-реформизм, вобравший к середине века основные либерально-рыночные и либерально-демократические идеи, прежде всего i щею свободы. Такие характерные черты социал-демократии, как стрем-юние к обобществлению экономики и перераспределению национального дохода в пользу малоимущих, поддержка государственного регу-шрования, коллективизм, либо ушли в прошлое, либо подверглись серьезной корректировке.
Современная социал-демократия уже не выдвигает смену обще-с гвенного строя даже в качестве отдаленной цели и ориентируется не с только на «демократический социализм», сколько на «социальную де-
мократию». В принятой на XVIII Конгрессе Социнтерна (1989 г.) Декларации принципов рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния, провозглашается курс на общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости, но на основе эффективного функционирования капиталистической производственной системы.
Наконец, в последней четверти XX в. доминирующие позиции в общественной жизни стран Запада занял неолиберализм, сконцентрировавший в себе основополагающие идеи переустройства общества применительно к реалиям постиндустриализма. В США он получил название неоконсерватизм.
Процесс синтезирования идеологий при пел к уменьшению различий между ними и частично — к их обесцениванию. К началу XXI в. кредо почти всех идеологических течений Запада стали рыночная экономика и оптимизация государственного регулирования ею, свобода, демократия, права человека. Полемика по поводу этих явлений сводится преимущественно к нюансировке интерпретаций. Идеологизированная политика постепенно уступает место рационально-прагматической, движимой трезвым расчетом. Так, в Великобритании в 1990-е годы лейбористы примирились с большей частью неоконсервативных реформ — приватизацией, переустройством рынка труда и т.д., а консерваторы отказались от свойственного тэтчеризму резко отрицательного отношения к вмешательству государства в социальные отношения.
Известный исследователь немецкого консерватизма А. А. Френкин акцентирует внимание на дискурс этой идеологии и либерализма в ФРГ:
«Консерватизм противопоставляет себя либерализму. Но в то же время в консерватизме содержится определенный либеральный элемент. "Разгадка" этого реального противоречия в том, что обе концепции конкурируют, они не только выявляют слабости соперника, но и взаимодополняют одна другую»1.
Объективные процессы синтезирования идеологий и прагматиза-ции политики могут вызывать негативные последствия, сопровождаться издержками. В этой связи представляется резонным мнение отечественного исследователя К. Г. Холодковского:
«Политический прагматизм при всей его оправданности и нарочитой трезвости чреват скрытыми до поры до времени угрозами. Он способен сделать политиков близорукими, лишить политический проект широкой перспективы, помешать ему стать вровень с углубляющимися проблемами современности. Своеобразной — и весьма опасной — имитацией политической идеологии в этих условиях может оказаться популизм, рассчитанный
1 Френкин А. А. Западногерманские консерваторы: Кто они? М., 1990. С. 70. 20
на аполитичную и не склонную к рефлексии массу, воспитанную поверхностной, потребительской поп-культурой»1.
Идеологический дискурс протекает на нескольких уровнях. Он может носить характер полемики по наиболее общим проблемам всего человечества. Так, во второй половине XIX века в условиях интенсивного формирования и развития индустриального общества дискурс выражался в конкуренции социалистической и либеральной идеологий. В период с 1917 по 1945 г. дискурс проявился прежде всего в остром соперничестве между социалистической и фашистской идеологиями. После разгрома государств фашистской оси основное содержание идеологического дискурса состояло в противоборстве социалистических и либерально-консервативных идей. В идейном споре на глобальном уровне участвовала также идеология социал-демократии.
Анализируя взаимодействие социал изма и л иберал изма, отечествен-ный исследователь Ю. А. Красин обращает внимание на то, что в историческом процессе они как бы взаимно дополняют друг друга:
«Борьба за социалистические ценности сдерживает эгоистические проявления либерального индивидуализма, вынуждает его принимать социально ориентированную окраску. В свою очередь либеральная устремленность к свободе индивида становится своего рода противоядием от превращения коллективистской солидарности в средство диктата над личностью, от подчинения личного общественному, что обычно свойственно практике социалистических движений. В этом взаимодействии сохраняется место и для социализма, и для либерализма. В общественной практике для каждого из течений имеются своя ниша и свои функции. В целом же развитие общественной мысли и практики происходит как никогда не прекращающееся движение к свободе и солидарности»2.
В настоящее время главный водораздел идеологического дискурса пролегает между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политических целей. Соответственно эволюционируют и идеологические системы. С одной стороны, сближаются политические доктрины либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии. С другой стороны, консолидируются фашистские, экстремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.
Наряду с глобальными измерениями идеологический дискурс име-ет и определенные особенности на региональном и страновом уровнях.
1 Холодковский К. Г. Противостояние «левые—правые»: Анахронизм или смена коор-
1инат? // Полис. 2006. № 6. С. 86.
2 Красин Ю. А. Социализм в трансформирующемся обществе // Свободная мысль.
.4108. № 7. С. 93.
Так, в странах с устойчивыми демократическими традициями объектом идейных дискуссий являются в основном частные вопросы общественной жизни и текущей политики. В странах же, где еще не завершены процессы модернизации и национальной консолидации, дискурс носит характер острой полемики между националистическими, либеральными и социалистическими воззрениями. В России от характера этого идеологического соперничества в определенной степени зависят формы и темпы модернизации страны.
Контрольные вопросы
1. Кем и когда был введен в научный оборот термин «идеология»?
2. В чем сущность основных исследовательских подходов к феномену идеологии?
3. Сформулируйте определениие идеологии и раскройте содержание термина «политическая идеология».
4. Каковы структура и функции политической идеологии?
5. Охарактеризуйте основные модели формирования политической идеологии.
6. По каким основаниям классифицируют политические идеологии? Раскройте содержание классификации идеологий.
7. Какие варианты воздействия идеологий на политические процессы вам известны?
8. В чем проявляются взаимосвязь и взаимодействие между идеологией и политической психологией?
9. В чем сущность идеологического дискурса?
10. На каких уровнях протекает идеологический дискурс?
Рекомендуемая литература
Борисюк В. Политические идеи и идеологии постиндустриальной цивилизации // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 7.
БученковД. Феномен политической идеологии//Свободная мысль. 2010. № 6.
Войтоловский Ф. Г. Единство и разобщенность Запада: Идеологическое отражение в сознании элит США и Западной Европы трансформаций политического миропорядка 1940—2000-е гг. М.: Крафт+, 2007.
Войтоловский Ф. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. Т. 5. № 3 (15). Сентябрь—декабрь 2007.
Гаджиев К. С. Политическая идеология: Концептуальный аспект // Вопросы философии. 1998. № 12.
Гуторов В. А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001. № 3.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии / Пер. с англ. М.: Художественный журнал, 1999.
Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего / Под ред. Р. Стюарта; Перев. с англ. М.: БММ АО, 1998.
Коваленко В. И., Костин А. И: Лолитические идеологии: История и современность//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 2.
Кузнецов В. Н. Идеология: Социологический аспект: Учебник. М.: Книга и бизнес, 2005.
Май А. В. Модели господствующей идеологии. Jerusalem. The Harry S. Truman Research Institute, the Hebrew University of Jerusalem. 1997.
Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Малиново О. Ю. Идеи как независимые переменные в политических исследованиях: В поисках адекватной методологии // Полис. 2010. № 3.
Малиново О. Ю. Партийные идеологии в России: Атрибут или антураж? // Полис. 2001. № 5.
Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология: Соч. Т. 3.
Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1-2.
Мельник В. А. Политические идеологии: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2009.
Мийон-Дельсоль Ш. Политические идеи XX века. М., 1995.
Национальная идея: Страны, народы, социумы / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М.: Наука, 2007.
Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб.: Питер, 2006. Раздел XI. Политические идеологии.
Сирота Н. М. Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2009.
Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии (Материалы дискуссии) // Полис. 2004. № 4.
Согрин В. В. Идеология в американской истории: От отцов-основателей до конца XX века. М.: Наука, 1995.
Соловьев А. И. Политическая идеология: Логика исторической эволюции // Полис. 2001. №2.
Тузиков А. Р. Западная теория идеологии: От критики ложного сознания к анализу дискурса масс-медиа. М.: Социально-гуманитарные знания, 2002.
Фишман Л. Г. Политический мир и идеология: «Опасное сближение»? // Полис. 2006. № 4.
Херсон Дж. Идеология в Соединенных Штатах// Полис. 1993. № 6.
Холодковский К. Г. Противостояние «левые — правые»: Анахронизм или смена координат? // Полис. 2006. № 6. Чесноков А. Роль идеологии в условиях глобализации // Космополис. Зима
2006-2007. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. Шварцмантель Дж. Идеология и политика / Пер. с англ. Харьков: Изд-во
Гуманитарный центр, 2009. Щербаков А. Е. Место мифа в политической идеологии // Полис. 2003. № 4. Щербаков А. Е. Структурная композиция идеологии как процесса // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2004. № 2.
Boudon R. Local vs General Ideologies a normal Ingredient of Modern Political Life // Journal of Political Ideologies. Oxford, 1999. Vol. 4. No 5.
Buckler S., Dolowitz D. Ideology, party identity and renewal // Journal of Political
Ideologies. 2009. Vol. 14. No 1. Editorial: Ideological Boundaries and Ideological Systems // Journal of Political
Ideologies. 2003. Vol. 8. No 1. Editorial: What is Special About Ideologies? // Journal of Political Ideologies. 2001.
Vol. 6. No 1. Finlayson A. Ideology, Discourse and Nationalism // Journal of Political Ideologies.
1998. Vol. 3. No 1.
Freeden M. Fundaments and Foundations in Ideologies // Journal of Political
Ideologies. 2005. Vol. 10. No 1. Freeden M. Ideologies as Communal Resources // Journal of Political Ideologies.
1999. Vol. 4. No 3.
Freeden M. Political Ideology at Century's End // Journal of Political Ideologies.
2000. Vol. 5. No 1.
Laclau E. Ideology and Post-Marxism // Journal of Political Ideologies. 2006.
Vol. 11. N2. Laclau E. The Death and Resurrection of the Theory of Ideology // Journal of
Political Ideologies. 1996. Vol. I. No 1. Romam-Zozaya C. Participant ideology: A new perspective on politicians and
ideology // Journal of Political Ideologies. 2008. Vol. 13. No 2. Sargent L. Ideology and Utopia: Karl Mannheim and Paul Ricoeur // Journal of
Political Ideologies. 2008. Vol. 13. No 3. SusserB. The Domains of Ideological Discourse // Journal of Political Ideologies.
Vol. 1. No 2. Swedlow B. Beyond liberal and conservative: Two-dimensional conceptions of
ideology and the structure of political attitudes and values // Journal of Political
Ideologies. 2008. Vol. 13. No 2. The Predicative Function in Ideology: on the Political Uses of Analogical Reasoning
in Contemporary Political Thought // Journal of Pollitical Ideologies. 2001.
Vol. 6. No 1. Vincent A. Ideology and the Community of Politics//Journal of Political Ideologies.
1999. Vol. 4. No 3.
Глава я