Основные подходы к типологии гос-ва
Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественно-исторического развития государства и права, как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права. В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с другими государствами.
Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются формационный и цивилизационный.
Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению марксистов, со-ответствовало первому, социалистическому этапу коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором говорил К. Маркс, после многочисленных и век-вых дискуссий так и не был решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки. В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых — Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков — О. Шпенглера и А. Тойнби.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности.
Форма государства
Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного
устройства и государственного режима. Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип государства. Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями. Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств. Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.
Политический режим — это функциональная характеристика политической системы и включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических). Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.
10. Форма правления: монархия
Признаки монархии: 1. Монарх во внутренней и внешней политике выступает как глава государства2. Монарх осуществляет единоличное правление, его власть верховная и суверенная, так же он решает важнейшие вопросы по осуществлению политики в государстве.3. При решении вопросов монарх формально политически и юридически – не зависим.4. Власть монарха предается по наследству, свой пост он занимает не неопределенный срок, то есть пожизненно.
классификация, в соответствий с которой монархии подразделяются на: -Неограниченные ;-Ограничены
Так же имеются следующее виды монархии: 1.Древневосточная монархия (Индия, Китай) – Восточные деспотии, то есть неограниченная наследственная власть, которая опирается на силу военно-бюракратического аппарата.2. Раннефеодальная монархия – эта монархия вырастает непосредственно из рода общинных отношении, эта монархия имелась в значительной части Европы не знавших рабства. Например в Германии, данная монархия характеризуется раздробленностью территории, слабой централизованной властью, феодалы управляют своими владеньями, как носители верховной власти.3. Сословно-представительная монархия – власть монарха ограничена сословно представительным органом, который состоит из дворянства и духовенства. Имело место двойственность государственной власти, то есть монарх был не зависим от парламента в сфере исполнительной власти, но считался с парламентом как с законодательным органом.4. Конституционная монархия – власть монарха значительно ограничена парламентом, правительством и независимым судом. Монарх не в праве изменить конституцию, такая форма правления возникает в период становления буржуазного строя.
В зависимости от степени ограниченности власть монарха, конституционные монархии подразделяются на:
- Дуалистическую ;- Парламентскую 1) Дуалистическая монархия – полномочья монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в исполнительной сфере. В частности монарх в праве назначить правительство, которое ответственно перед ним. 2)Парламентская монархия – здесь власть монарха не распространена на сферу законодательства и ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Нетипичная монархия: 1. Выборная монархия в Малайзии. Король избирается на 5 лет, из числа наследственных султанов 9 штатов. Всего в стране 13 штатов, но 4 не участвуют в выборах. По списку совета правителей они занимают пост монарха по очереди. Это сближает монархию с Республикой, но все таки – это монархия, так как выбранными могут быть только наследственные султаны.
2. Коллективная монархия в эмиратах – здесь полномочья принадлежат совету эмиров , которые возглавляют 7 эмиратов. Полномочья главы государства осуществляются ими совместно на заседании совета эмиров. Председателем выбирают одно и то же лицо, а именно султана крупнейшего эмирата ( Абу-даби).