Особенности абсолютизма в Германии

Абсолютная монархия в Германии сложилась к середине XVII в. Абсолютные монархии возникли в пределах отдельных княжеств. В Германии тем самым утвердился княжеский абсолютизм. Германия и в период абсолютизма оставалась раздробленной.

Укреплению княжеского абсолютизма в Германии XVI-XVII веках способствовали следующие факторы:

1. Упадок германских городов, так как после великих географических открытий центры мировой торговли переместились на западную окраину Европы, со Средиземного моря в Атлантический океан - в Лиссабон, Антверпен, Амстердам.

2. Церковная реформация (1520-1555) - широкое движение протеста против нравственного упадка католического духовенства, против заблуждений в области веры и иных злоупотреблений католической церкви. Это движение протеста привело к образованию лютерáнской церкви в Германии. Основателем её стал учёный немецкий монах Мáртин Лю’тер (1483-1546). Реформация религиозно расколола Германию на протестантский Север и католический Юг. Это ещё более затруднило её объединение.

Мартин Лютер подчинил основанную им лютеранскую церковь князьям. Князья, принявшие его реформу, освободились от папской власти, провозглашались верховными правителями лютеранской церкви. Они подчинили себе местное духовенство, отобрали в свою казну церковные и монастырские земли. За князьями признавалось право менять веру. Его подданные обязывались следовать религии своего князя, исходя из принципа «чья страна, того и вера».

В протестантском государстве считалось, что государственная и церковная власть должна принадлежать государю - монарху, хозяину территории, который вместе с тем должен быть и хозяином религии: «чья власть, того и религия». При последовательном осуществлении этого принципа подразумевается удаление, изгнание из государства приверженцев иного вероисповедания, чем носитель высшей государственной власти. В ходе реформации и контрреформации изгнания и даже избиения иноверцев предпринимались не раз. Однако в жизни утвердилась смягчённая форма осуществления этого принципа - так называемая государственная церковность. При ней религиозная община, к которой принадлежит государь, официально именуемый главой церкви, обыкновенно составляющая большинство населения, пользуется преимуществом государственной церкви, а права иных религиозных общин оказываются ограниченными, урезанными.

3. Крестьянская война 1524-1526 гг., в ходе которой восставшие крестьяне требовали упразднения феодальных повинностей. К крестьянскому восстанию примкнули горожане. Они требовали объединения Германии под властью одного императора, отмены внутригерманских таможен и т. п. Крестьянское восстание подавили князья. Результатом крестьянской войны стало усиление князей. Они разбили крестьянство, имперское рыцарство - феодальное дворянство, сохранившее независимость от князей и не желавшее становиться земским дворянством в отдельных княжествах. Княжеские города, которые участвовали в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей.

4. Тридцатилетняя война 1618-1648 годов. между католическим императором и протестантскими князьями при иностранном вмешательстве. Северогерманские протестантские князья при иностранной поддержке Швеции, Франции разрушили притязания императора на объединение Германии. Во время этой тридцатилетней войны Германию разоряли как немецкие, так и иностранные войска. Из 18 миллионов немцев в живых осталось 6 миллионов. Вестфáльский мир 1648 г. закрепил политическую раздробленность Германии на отдельные княжества.

Тридцатилетняя война привела к усилению княжеской власти. Во время войны князья привыкли собирать налоги без согласия ландтáгов - земских сеймов, организовывали постоянные войска. За князьями признавалось право самостоятельно вести переговоры и заключать союзы не только между собой, но и с иностранными государствами. Император утратил всякий авторитет в общих делах Германии. Рейхстáг не имел никакой силы. Для решения общих дел в нём требовалось не большинство голосов, а единогласие трёх курий - курфюрстов, остальных князей и городов, то есть нечто почти недостижимое. Князья перестали сами являться на рейхстаг и только присылали своих уполномоченных. Рейхстаг окончательно превратился в международный конгресс, состоящий из представителей независимых государств.

Наиболее крупными германскими государствами являлись Австрийская империя и Пруссия.

Полицейское государство

В средние века государственная власть выполняла военные, судебные и финансовые функции. Средневековые юристы определили политическую власть как юрисдикцию, то есть отправление суда, и уже из юрисдикции выводили военное и финансовое управление. У городской муниципальной власти функции были несколько сложнее. Они простирались на управление торговлей и ремеслом. Гúльдии и цéхи, хотя и являлись самостоятельными корпорациями, всё же находились под надзором городских властей. О народном образовании, здравоохранении, продовольствии в голодные годы заботилась католическая церковь. Монастыри оказывали населению медицинскую помощь и организовывали народное продовольствие в годы бедствий. Школьное дело зародилось и развивалось в ведении церкви. Церковными учреждениями считались в средние века и университеты, то есть корпорации учёных и учеников, учреждавшиеся папой римским и получавшие от него привилегии на занятие наукой и обучением.

Абсолютная монархия, возникшая к XVI в., существенно расширила функции государственной власти. Государственная власть стала заботиться об удовлетворении материальных и духовных нужд подданных: о развитии торговли и промышленности, о народном здравоохранении, продовольствии, просвещении (университеты). Если в средние века политическая власть выступала как юрисдикция, то в абсолютной монархии XVI-XVIII веков она оказалась преимущественно управлением, или, как тогда говорили, полицией (от греческого полис, политéйя - государственной устройство), отчего и весь характер абсолютистского государства получил название полицейского государства. Это не потому, что в государстве учреждена и функционирует полиция, призванная обеспечить общественную безопасность внутри страны, а потому что до середины XIX в. для обозначения управления использовался термин «полиция».

Целью полицейского государства провозглашалось достижение общего блага, «народного счастья», материального благосостояния и духовного благоденствия подданных. Эта цель может быть достигнута абсолютной монархией путём регламентации всех сторон общественной, экономической жизни народа, широкого вмешательства государства в частную жизнь подданных и ограничением инициативы и ликвидации всякой автономии. Во имя общего блага допускалась самая широкая регламентация всех сторон жизни подданных со стороны государственной власти. Полицейское государство стремилось подчинить своей опеке и руководству всю общественную и частную жизнь подданных. В чём заключается общее благо, каковы средства его достижения, - все эти вопросы разрешались исключительно государственной властью и проводились в жизнь при помощи специальных слуг государства - профессиональных чиновников.

Население признавалось вечно-несовершеннолетним, неспособным к самостоятельности, нуждающимся в опеке. Народ как малого ребенка надо водить за руки для его же пользы. Народ ни о чём не спрашивали, с ним не считались. Ему лишь предписывали, приказывали, властно вели его к благополучию. Забота о народном благополучии есть исключительное дело государственной власти. Дело подданных повиноваться предписаниям благодетельного начальства и не рассуждать. Власть есть сила благожелательная и благодетельная, чего не могут понимать разве только люди злые, упрямые и невежественные. Управление в полицейском государстве в принципе отрицало какую бы то ни было самостоятельность индивида и общественных групп и всецело покоилось на начале всеобъемлющей и всепоглощающей опéки государства над личностью и обществом.

Широкое развитие государственного управления привело к тому, что все стороны жизни населения подчинялись законодательному регулированию и правотворчество признавалось исключительной функцией государства. В XVIII в. закон, исходящий от короля, объявляется основным источником права.

Таким образом, полицейское государство - это абсолютная монархия XVII-XVIII веков, которая для общего блага стремится регламентировать и контролировать общественную и частную жизнь народа во всех её проявлениях и без участия самого народа.

Система государственной опéки полицейского государства в своё время вызывалась исторической необходимостью. В известную эпоху она являлась полезной и плодотворной, особенно политика меркантилúзма - политика государственного вмешательства в экономику, регламентации промышленности и торговли. Однако эта система государственной опеки и воздействия действовала по инерции и при поддержке заинтересованных в ней общественных групп дольше, чем это требовалось жизнью, и проводилась чересчур прямолинейно вплоть до крайностей. Например, королевскими указами предписывалось из какого дерева изготовлять гробы, какими орудиями возделывать землю, из каких материалов шить обувь, на скольких лошадях ездить чиновникам каждого ранга и т.п. С течением времени эта система стала вредной, тягостной, так что само название полицейского государства стало синонимом угнетения личности и общества.

Наиболее типичным полицейским государством являлась Пруссия, крупнейшее германское государство, наряду с Австрией. Абсолютизм в Пруссии называют военно-полицейским. В германских монархических государствах создавались в XVII-XVIII вв. постоянные армии. Их численность была непропорционально велика по сравнению с численностью населения. Пруссия в период правления Фридриха II (1740-1788) при численности населения пять миллионов человек имела армию в 200 тысяч человек. Рядовой состав прусской армии компектовался путём вербовки прусских подданных из числа крестьян, обязанных 20-летним сроком службы королю. Офицерский состав формировался из дворян - ю’нкеров, прошедших подготовку в кадетских корпусах.

Наши рекомендации