Подчинение судебной власти администрации
Король являлся источником правосудия. Суд был уже отделён от администрации. Однако судебная власть подчинялась администрации, что лишало судей независимости в вынесении приговоров. Эта зависимость объяснялась тем, что судей назначал и смещал по своему усмотрению король, а фактически администрация. Король по своему усмотрению мог отдать то или другое дело на рассмотрение королевского совета, или учреждал специальный суд. Король мог уволить судью и даже арестовать и наказать за незаконные и несправедливые решения.
Король обладал правом помилования. Помилование есть прощение верховной государственной властью всего или части наказания. В абсолютных монархиях право помилования принадлежало исключительно королю. Он применял право помилования как к единичным случаям, так и давал его целой категории лиц по каким-нибудь особенным обстоятельствам. Например, существовал обычай освобождать преступников по случаю пасхи, рождения, бракосочетания, достижения совершеннолетия наследника престола, восшествия на престол, заключения мира и т. п. На помилование смотрели как на дело, угодное Богу, как на акт милосердия. Помилование, как считалось, может поправить строгость закона, который не в состоянии предусмотреть всех жизненных случаев. Вместе с тем, помилование нередко позволяло дворянам, совершившим преступления, избегать заслуженного наказания.
Во Франции провинившихся подданных наказывали в административном порядке. Королевские приказы с печатью об аресте широко использовались высшими чиновниками. В соответствии с этими приказами подданных могли арестовать, заключить в тюрьму на неопределённый срок без предъявления обвинения.
Сохранение абсолютной монархией сословных
Привилегий дворянства и духовенства
Абсолютная монархия лишила дворянство и высшее духовенство политической власти, то есть права определять внутреннюю и внешнюю политику государства. Однако она охраняла их социальные привилегии в отношении крестьян и буржуазии. Абсолютизм, как бы в награду за потерю политических прав, взял под свою охрану социальные привилегии дворянства. Повиновение самого сильного и опасного сословия абсолютизм покупал, помогая ему держать в повиновении крестьян, живших на дворянских землях.
Дворяне в эпоху абсолютизма обладали следующими привилегиями: освобождение от обязанности платить налоги, исключительное право занимать многие государственные должности в администрации, в армии, оброк с крестьян, десятúна церкви, другие феодальные права в отношении крестьян. В руках дворянства и высшего духовенства сосредотачивалась бóльшая часть поземельной собственности. Вместе с тем дворяне, имея привилегии, не обязаны были служить государству.
Основную массу крестьянства составляли цензитáрии, которые выкупились от личной зависимости. На крестьянах лежали оброк и повинности в пользу дворян, церковная десятина, тяжёлые государственные налоги. В результате этих поборов мало оставалось денег для развития крестьянского хозяйства, в котором использовалась примитивные орудия труда. Урожаи были низкие. Нередко случались и голодовки крестьян.
Абсолютизм сделался оплотом социальных привилегий знати. Феодальная аристократия превращается в праздных придворных. Жизнь королевского двора в Версале сделалась сплошным праздником, непрерывным пиром. Знать получала синекýры - придворные должности без реальных забот, но с громадными окладами, щедрые пенсии, подарки. Знать всё более и более забывала родовые замки и поместья, а с ними и традиции былых времен, когда каждый сеньор сам являлся маленьким королём в своём поместье.
Меркантилизм как экономическая политика
Абсолютной монархии
В период абсолютизма происходило постепенное развитие торговли, ремесла, промышленности, появление мануфактур. Мануфактура - это крупное предприятие, в котором существовало разделение труда, использовался труд наёмных рабочих, но производство оставалось ручное. Рядом с землевладельческим дворянством развивается капиталистическая буржуазия - предприниматели, стоявшие вне старых цехóв и гúльдий. Они обладали большими капиталами - деньгами и с целью получения прибыли организовывали производство товаров на рынок на основании использования наёмного труда.
Имущий класс разделился на землевладельческий - дворянство и торгово-промышленный - буржуазия. Благодаря развитию торговли и промышленности, особенно заграничной оптовой торговли с открытием Америки и морского пути в Индию, откупа налогов буржуазия стала значительной экономической силой. К торгово-промышленной буржуазии относились крупные торговцы, собственники мануфактур, судов, компаний, откупщики налогов. Буржуазия начала скупать дворянские земли.
Наряду с потомственным дворянством - дворянством «шпаги» появилось служилое «дворянство мантии». Оно сформировалось путём покупки богатейшими горожанами, чиновниками государственных должностей. Монархия, постоянно нуждаясь в деньгах, продавала финансовые и судебные должности состоятельным лицам.
Обогащению буржуазии способствовала абсолютная монархия, проводя политику меркантилúзма. Купцы и фабриканты были нужны абсолютистскому государству как соратники в добывании денег.
Средневековое государство отказывалось от вмешательства в хозяйственную жизнь. Государственная экономическая политика возникла лишь в период абсолютизма и получила название меркантилизма. Меркантилизм характеризует экономическую политику западноевропейской абсолютной монархии в XVII-XVIII веках. Целью здесь являлось укрепление внешней мощи государства. Это достигалось путём увеличения государственных расходов.
Меркантилисты считали, что благосостояние государств создаётся деньгами - золотом и серебром, добываемыми лишь одной внешней торговлей. Правительство поэтому должно оказывать покровительство торговле и промышленности. Для привлечения в страну денег считалось желательным развитие крупной обрабатывающей промышленности для вывоза её продуктов на заграничные рынки. Гораздо выгоднее было вывозить продукты обрабатывающей промышленности, как более дорогие и менее громоздкие, чем сырьё, например, хлеб, кожа. Государством вводились высокие ввозные таможенные пошлины на ввозимые товары для защиты отечественных производителей от конкуренции с промышленностью других стран и для обогащения казны. Таким путём можно было получать из чужих стран деньги, а от себя деньги не отпускать.
Абсолютная монархия способствовала развитию торговли и промышленности тем, что прекратила внутренние феодальные усобицы, создала стабильную денежную систему, развивала морской и сухопутный транспорт, создала флот, строила порты, дороги, занималась улучшением путей сообщения, субсидировала заокеанские колонии.
Государство поощряло развитие мануфактур. К этим мерам поддержки мануфактур относились беспроцентные займы, безвозвратные субсидии, государственные заказы, государственные монополии, высокие таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, регламентация зарплаты и условий труда в пользу предпринимателей: запрещение рабочим покидать мануфактуры, запрещение союзов рабочих, поддержание низкой зарплаты рабочих с целью удешевления производства.
Правительство, не доверяя мануфактуристам, брало на себя надзор за доброкачественностью товаров и учило предпринимателей, как организовывать производство. Предписания такие считались костылями, без которых промышленность сама не могла бы сделать шагу, не споткнувшись и не упавши. Например, королевские ордонансы содержали указания на ширину той или другой материи, выбор цветов для окраски тканей. За исполнением регламентов наблюдали «инспектора мануфактур», составлявшие протоколы в случае «злоупотреблений», суд по которым принадлежал интендантам провинций.
Например, французский ордонанс 1670 г. установил, что если ткань не соответствует регламенту, то она будет прибита на двое суток к позорному столбу с обозначенным на нём имени провинившегося мануфактуриста, а потом ткань будет истреблена. За второй аналогичный проступок ордонанс грозил виновному ещё публичным выговором, за третий - приковыванием мануфактуриста к позорному столбу.
Между дворянством и буржуазией возник антагонúзм - непримиримое противоречие вследствие сословного неравенства дворянства и буржуазии. Буржуазия стала соперничать с дворянством. Королевская власть выступала в качестве арбитра, посредника между дворянством и буржуазией. Абсолютная монархия, охраняя сословные привилегии дворянства и духовенства, препятствовала наиболее зажиточным и образованным представителям буржуазии участвовать в государственном управлении.