Земские (территориальные) города находились под властью князей и епископов, подчинялись князьям, и в большинстве случаев получили внутреннее самоуправление.
В XVI в. различия между имперскими и вольными городами по существу стёрлись. И те, и другие обладали широкой автономией, владели обширными территориями, где городские магистраты обладали полнотой власти. Города проводили собственную политику, заключали союзы друг с другом, с имперскими князьями. Города, как и князья, были настроены сепаратистки, не желали усиления власти императора. В 1521 г. в Германии насчитывалось 85 вольных и имперских городов. В отдельных случаях (Бремен, Трир) было трудно провести грань между имперским и земским городом. Немало земских городов Северной Германии (Магдебург, Брауншвейг), подобно имперским, проводили собственную политику, заключали союзы и умели отстоять свои позиции перед князем.
Рейхстаг являлся съездом самостоятельных носителей местной власти. Все они были представителями местной государственной власти. Князья заседали как главы государств, представители городов как уполномоченные отдельных городских республик.
Рейхстаг созывал император по согласованию с курфюрстами, определявшими также место его проведения. Рейхстаг решал вопросы войны и мира, установления земского мира между княжествами, обложения имперскими налогами, изменения в имперском праве. В 1532 г. рейхстаг утвердил Каролúну - уголовно-процессуальный кодекс и уголовный акт. Император не имел органов для приведения в исполнение решений рейхстага. Каролина вступила в силу лишь благодаря согласию князей и городов.
В германских княжествах с XIII в. появились местные сословно - представительные органы – ландтаги. В них участвовали три курии - палаты: духовенство, земское дворянство и представители земских городов. Без согласия ландтагов местный князь не мог изменять старые законы, или издавать новые, устанавливать налоги и вообще предпринимать что-нибудь важное, ибо считалось, что «то, что касается всех, должно быть и одобрено всеми». Ландтаги занимались обеспечением земского мира, контролем за расходованием финансов и действиями княжеской администрации.
Власть князей ограничивалась двояко, то есть и сверху, со стороны общеимперского рейхстага и императора, и снизу, собственным сословным представительством - ландтагом. Земские сословия могли обращаться с жалобами на княжеские притеснения в общеимперские органы. Таким образом, в Германии сложилась своеобразная сословно-представительная монархия в пределах княжеств.
Лекция № 6. Государственный строй Франции в период абсолютной монархии XVI-XVIII веков. Правовое положение населения
С конца XV в. в государствах Западной Европы происходил переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В XVI-XVIII веках на Западе господствовала абсолютная монархия (абсолютизм). Переход от сословно - представительной монархии к монархии абсолютной заключался в прекращении созыва сословно-представительных органов, в сосредоточении в руках короля законодательной власти и права обложения налогами.
Причинами упадка сословно-представительных органов являлись: отсутствие поддержки народных масс, которые не были в них представлены; постоянные распри между сословиями, в них представленными; неразработанность политической организации сословно-представительных органов, как-то: неопределённость и фактическая редкость сроков их созывов, краткосрочность сессий, неумелость ведения дел, отсутствие контролирующих органов. Опорами абсолютной монархии становятся постоянная армия и бюрократический аппарат управления.
Переход от сословно - представительной монархии
К абсолютной во Франции
Абсолютная монархия во Франции стала устанавливаться в первой половине XVI века при короле Францúске I (1515-1547). Во время религиозных войн второй половины XVI в. между католиками и протестáнтами королевская власть ослабела, но затем восстановилась вновь. Окончательное утверждение абсолютизма связано с правлением первого министра и кардинала А. Ришельé (1624-1642) в царствование бездеятельного Людóвика XIII (1610-1643). Он создал недостовавшие абсолютной королевской власти постоянные центральные и местные органы.
Главной административной реформой Ришелье стало введение в местном управлении постоянных интендáнтов суда, полиции и финансов, которые вытеснили генерал-губернаторов из знати.
Франция исторически делилась на области - балья’жи и сенешáльства, правители которых назначались королем преимущественно из незнатных легúстов. Франциск I в середине XVI в. разделил страну на 12 больших округов, во главе которых поставил генерал-губернаторов из знати. Они назначались и смещались королем. Королевской власти приходилось бороться с феодальными притязаниями областных правителей, которые стремились к передаче должностей по наследству своим сыновьям и другим родственникам.
Короли стали назначать в области временных контролирующих ревизоров. Ришелье превратил прежних временных ревизоров в постоянных интендантов. Генерал - губернаторы стали жить в Париже. Постепенно эта должность превратилась в сугубо почётную высокооплачиваемую должность, не требовавшую непременного пребывания в месте должности.
Интенданты назначались королём из мелких дворян или буржуазии и могли быть в любой момент освобождены от должности. Они сосредоточили практически неограниченные полномочия в провинциях: сбор налогов, контроль над судами, распоряжение полицией, заботу об армии, контроль за земледелием, промышленностью, торговлей, наблюдение за университетами и школами. Интендант сам назначал своих помощников - субделегáтов. Городское самоуправление было заменено бóльшей частью назначенными чиновниками.
В начале XVII в. завершилось перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную монархию. С 1614 г. прекратился созыв Генеральных штатов. Расцвет абсолютизма во Франции пришелся на правление Людовика XIV (1643-1715).