Военные действия в нидерландах, бельгии и франции.10 мвя-24 июня 1940 г. 12 страница

Поводом для начала атаки на ФКП послужила организованная ею 28 мая 1952 г. в Париже демонстрация протеста против приезда американского генерала Риджуэя. Полиция неистовствовала, разгоняя демонстрантов, многие из них были схвачены, и в их числе находился Жак Дюкло. Чтобы придать законный вид этому акту произвола и иметь возможность лишить Дюкло депутатского мандата, было объявлено, что он был арестован «на месте преступления», когда он якобы руководил демонстрацией посредством «почтовых голубей». За три дня до того за статью против приезда Риджуэя арестовали главного редактора «Юманите» Андре Стиля. Реакционная печать подняла шум, появились требования запретить компартию.

Помещения ФКП, ВКТ и других демократических организаций подверглись незаконным обыскам, было арестовано несколько деятелей компартии и ВКТ, обвиненных в «заговоре». Гене-

Bh «Thèses sur la situation politique et les tâches du parti communiste français». Paris, 1954, p. 6.

Политика атлантической зависимости

358

ральный секретарь ВКТ Бенуа Фрашон был вынужден перейти на нелегальное положение. Особенное усердие в преследованиях коммунистов и демократов проявили правые радикалы — министр внутренних дел Брюн и министр юстиции Мартино-Депла (председатель-администратор радикал-социалистической партии). Однако намерение правительства Пине запретить компартию вызвало такое возмущение самых различных, даже далеких от коммунистов представителей общественного мнения, что реакции пришлось отступить. Дюкло, Стиль и другие были выпущены на свободу, вопрос о Лишении депутатов-коммунистов парламентской неприкосновенности был снят с повестки дня.

С января по май 1953 г. у власти находился радикал Мейер. После его отставки наступил правительственный кризис, длившийся более месяца. Президент республики Ориоль поочередно обращался с предложением сформировать кабинет и к лидерам левых, и к руководству правых партий — от социалистов до деголлевцев. Однако каждого нового претендента проваливали соперничавшие партии. Один из них, Поль Рейно, поднявшись на трибуну Национального собрания, заявил, что «Франция — больной человек Европы», и потребовал в качестве лекарства пересмотра конституции и предоставления ему чрезвычайных полномочий на 18 месяцев, но и он не собрал большинства.

Национальное собрание, в котором политические партии буржуазии, а также СФИО грызлись из-за власти, представляло в глазах народа печальную картину. Говоря о «летаргии» политической власти в этот период, Ж. Фовэ задавал вопрос: «Если режим был порочен, неприспособлен, архаичен, то не было ли это частично результатом того, что с самого начала народные элементы движения Сопротивления были устранены в пользу старых деятелей Третьей республики?» 59

Новое правительство было сформировано в конце июня 1953 г. Председателем совета министров стал один из наиболее правых политических деятелей того времени — «независимый» Жозеф Лань-ель, богатый нормандский промышленник. Пост министра иностранных дел получил Бидо, чьи симпатии все более склонялись на сторону колониалистов и реакционеров. Если правительство Пине было поддержано лишь частью деголлевцев — группировкой АРС, то Ланьеля поддержала и другая группа бывшей РПФ — «социальные республиканцы», три представителя которых вошли в правительство. Так «независимые» республиканцы привели за собой в правительство деголлевцев, которые начинали играть все более видную роль в политической жизни страны.

69 /. Fauvet. La IVe République, p. 234.

359

Политика атлантической зависимости

Чтобы «сэкономить» несколько миллиардов франков, необходимых для выполнения военных обязательств Франции в системе НАТО и на ведение колониальных войн, особенно на войну во Вьетнаме, правительство Ланьеля издало декреты, ущемлявшие в первую очередь интересы рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений. Предусматривалось увеличение возрастного ценза для выхода на пенсию, удлинение срока продвижения по службе, повышение квартирной платы. В ответ по всей стране немедленно начались забастовки протеста, в которых приняли участие 3 млн. рабочих и служащих. В течение трех недель, с 8 по 31 августа, поезда почти не ходили, нарушилась почтовая и телеграфная связь, сократилась подача газа и электричества.

Одновременно развернулось крестьянское движение. На дорогах департаментов юга и юго-востока Франции появились многочисленные баррикады из тракторов и сельскохозяйственных машин. Крестьяне добивались повышения цен на сельскохозяйственные продукты, сельскохозяйственные рабочие — повышения зарплаты. Коммунистическая и социалистическая партии требовали срочного созыва Национального собрания для обсуждения создавшегося положения.

Однако, чтобы спасти правительство Ланьеля от падения, лидеры МРП оказали давление на руководителей ФКХТ, которые вместе с «Форс увриер» сыграли роль штрейкбрехеров, решив прекратить забастовку, против чего возражало руководство ВКТ. Забастовщики не добились тех результатов, на которые могли рассчитывать. Но правительство было вынуждено повысить зарплату наиболее низкооплачиваемым категориям персонала государственных предприятий и учреждений. Добились увеличения зарплаты и сельскохозяйственные рабочие. Декреты Ланьеля были окончательно похоронены. Часть из них даже не публиковалась, но и опубликованные правительство так и не решилось провести в жизнь.

Лозунг забастовщиков «Нужно, чтобы все переменилось» становился требованием самых различных слоев общества. Французская коммунистическая партия в ряде своих документов, в частности в заключительной речи М. Тореза на XIII съезде и в тезисах съезда, заявила, что основным условием выполнения этого требования является объединение всех национальных и демократических сил. В упомянутой речи М. Торез подчеркнул, что в целях изменения политической ориентации компартия готова поддержать любую политику, которая отвечала бы интересам мира и национальной независимости страны, и в первую очередь разрешила бы следующие основные проблемы: отказ от ремилитаризации Западной Германии, прекращение огня в Индокитае,

Политика атлантической зависимости

360

защита демократических свобод, удовлетворение экономических требований трудящихся. Говоря о возможности временных соглашений и компромиссов с союзниками из других социальных слоев, М. Торез вместе с тем указывал, что главное условие решения указанных проблем — единый пролетарский фронт, и в первую очередь единство действий коммунистов и социалистов. «Коммунисты,— говорил он,— должны удвоить инициативу, упорство, братские усилия, чтобы привлечь к единому фронту трудящихся социалистов и их организации, так же как и группировки, находящиеся под влиянием социалистов» со. Преодоление раскола рабочего класса, единство действий коммунистов и социалистов оставалось одной из важнейших задач ФКП.

Между тем учрежденный Четвертой республикой Французский союз трещал по всем швам под мощным натиском национально-освободительного движения во французских колониях. Французская империалистическая буржуазия никогда не соблюдала записанный в конституции 1946 г. принцип «равенства прав и обязанностей», который должен был определять отношения метрополии и входивших в союз народов.

В начале 50-х годов резко обострились отношения между Францией и ее протекторатами в Северной Африке — Тунисом и Марокко, входившими во Французский союз на положении «присоединившихся государств». В октябре 1951 г. прибывший в Париж глава тунисского правительства Шеник передал французскому правительству ногу с требованием создания подлинного правительства Туниса, ответственного перед Национальным собранием страны. До того вся реальная власть находилась в руках французского резидента и его чиновников. Франция фактически ответила отказом.

Одновременно на пост генерального резидента в Тунис был назначен ставленник колониальных кругов де Отклок, который получил указания действовать «энергично». Начались репрессии, которым подвергались даже женщины и дети. Все видные деятели национально-освободительного движения были арестованы и отправлены в концентрационные лагеря, буржуазно-националистическая партия Нео-Дестур, лидером которой являлся X. Бургиба, запрещена. 26 марта 1952 г., по приказу де Отклока, действовавшего с согласия Р. Шумана, были арестованы премьер-министр Шеник и три члена его кабинета, что вызвало бурю возмущения во всех арабских и азиатских странах. В самой Франции репрессии п Тунисе резко осуждались не только коммунистами, по и социалистической партией и демократическими организациями.

M. Thorcz. Pour le salut de la France. Paris, 1954.

361

Политика атлантической зависимости

6 декабря 1952 г. в Тунисе был убит один из видных руководителей национально-освободительного движения — генеральный секретарь профсоюзов Туниса Ферхад Хашед. Весь тунисский народ поднялся на борьбу против французских колонизаторов; в стране разразилась партизанская война.

Эти события значительно подорвали международный престиж Франции, особенно в арабских странах. Еще более он был подорван недальновидной политикой французских правящих кругов в Марокко. Они проявили полнейший консерватизм и непонимание духа времени — стремления народов колониальных и зависимых стран к национальному освобождению.

Проводником колониалистской политики в Марокко был генерал Жюэн, один из реакционнейших политических деятелей Франции. В 1947—1951 гг. он был генеральным резидентом в Марокко. Так же как и в Тунисе, французское правительство прибегло к репрессиям против национально-освободительного движения марокканского народа. 7—8 декабря 1952 г. полиция и разъяренная толпа европейских колонизаторов обрушились на демонстрации марокканцев, протестовавших против убийства Фер-хада Хашеда. По некоторым данным, в этих столкновениях погибло около 2 тыс. человек. По всей стране были произведены многочисленные аресты. В декабре 1952 г. постановлением тогдашнего генерального резидента генерала Гийома была запрещена деятельность Марокканской коммунистической партии и буржуазной националистической партии Истикляль, а также их органов печати.

Правительство Ланьеля — Бидо инспирировало заговор против султана Мохаммеда бен Юсефа, препятствовавшего проведению колониалистской политики. 20 августа 1953 г. генеральный резидент якобы с целью восстановления спокойствия в стране низложил султана с престола. Его преемником был провозглашен Мо-хаммед Мулай бен Арафа — послушный агент французского империализма. Проведенные им «реформы» ликвидировали остатки суверенных прав султана и передали власть в стране группе чиновников, находившихся в полной зависимости от генерального резидента. Колониалистский переворот вызвал необычайный подъем национально-освободительного движения в Марокко, одним из основных требований которого стало возвращение на престол Мохаммеда бен Юсефа, являвшегося в глазах народных масс символом национальной государственности.

Никакие репрессии и военные суды не могли остановить национально-освободительной борьбы в Северной Африке, которая в 1954 г. распространилась и на Алжир. Французская колониальная империя дала глубокие трещины.

Между тем война в Индокитае продолжалась уже седьмой год.

Политика атлантической зависимости

362

Было ясно, что колониалистам не удастся сломить сопротивление вьетнамского народа и следует начать переговоры. 29 ноября 1953 г. шведский журнал «Экспрессен» опубликовал интервью президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина, в котором говорилось, что если французское правительство желает заключить перемирие и разрешить вопрос о Вьетнаме путем переговоров, то правительство ДРВ готово рассмотреть французские предложения. Хо Ши Мин подчеркнул, что основным условием соглашения должно быть признание независимости Вьетнама 61.

Французская коммунистическая партия развернула широкую кампанию за переговоры о прекращении огня и во многом способствовала тому, что война во Вьетнаме становилась все более непопулярной среди французов. По инициативе коммунистов проводились демонстрации, на предприятиях организовывались митинги, собрания, сбор подписей под петициями с требованием переговоров. Значительная часть французской буржуазии также считала продолжение индокитайской авантюры бесполезным. Даже некоторые военные были настроены пессимистично. Мировая демократическая общественность также требовала прекращения войны в Индокитае и признания суверенных прав Демократической Республики Вьетнам. На Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав — СССР, Англии, Франции и США, проходившем в январе — феврале 1954 г., было достигнуто соглашение о созыве в апреле 1954 г. в Женеве совещания по вопросу о восстановлении мира в Индокитае.

Однако Ланьель и Бидо продолжали расширять военные действия. С одной стороны, на них нажимали правящие круги Соединенных Штатов, у которых были далеко идущие планы превращения Индокитая в военный плацдарм на Дальнем Востоке. С другой, для Ланьеля и его окружения победа, чего бы она ни стоила, была единственным шансом удержаться у власти. Они вели переговоры с Соединенными Штатами об «интернационализации» войны в Индокитае, т. е. вовлечении в нее военных сил США, Англии и других капиталистических стран. Для того чтобы добиться прямого участия вооруженных сил США в войне, правительство Ланьеля предприняло в конце 1953 — начале 1954 г. отчаянную попытку отстоять крепость Дьен-Бьен-фу во Вьетнаме, куда были направлены значительные военные силы. Эта крепость, которую реакционная пропаганда представляла как символ борьбы «свободного мира» против коммунизма, вскоре превратилась в мясорубку, где под огнем вьетнамской артиллерии гибли сотни и сотни французских солдат.

«Histoire du Parti communiste français (Manuel)», p. 554.

Сбор подписей

под Обращением Всемирного Совета Мира о заключении Пакта Мира между пятью великими державами

7 мая 1954 г. гарнизон Дьен-Бьен-фу капитулировал; вьетнамская народная армия взяла в плен 16 200 человек во главе с генералом де Кастрие. Даже после этого события, которое было для Франции военной катастрофой, Бидо пытался добиться от государственного секретаря США Даллеса обещания американского вмешательства в Индокитае; он рассчитывал, что Женевская конференция, уже начавшая свою работу, окончится провалом 62. Но империалистические круги США в тот момент уже понимали безнадежность продолжения по существу проигранной войны. Что же касается Франции, то, по словам Мендес-Фран-са, ее положение было таково, что если бы война продолжилась еще месяц-полтора, результатом был бы «непоправимый военный и политический разгром» 63. В первой половине 1954 г. Франция по-

в2 А. Grosser. La IVe République et sa politique extérieure, p. 299.

ЄЛ «Discours de P. Mendès-France au Congrès du Parti radical et radical-socialiste tenu à Marseille les 14, 15 et 16 octobre 1954». Marseille, 1954, p. 4

Политика атлантической зависимости

364

теряла в Индокитае убитыми, ранеными и пленными 100 тыс. человек, приблизительно третью часть экспедиционного корпуса. В 1952 г. в Индокитай было послано 52 тыс., в 1953 г.— 60 тыс., в 1954 г.— 120 тыс. человек. Оставалось лишь провести всеобщую мобилизацию 64.

Поражение в Индокитае было крахом всей политики правоцентристского блока. Ланьель, 12 июня 1954 г. ушедший в отставку, оставил тяжелое наследство. В борьбе против народов Французского союза, поднявшихся на освободительную борьбу, французский империализм терял одну позицию за другой. Внутри страны шла ожесточенная борьба вокруг «Европейского оборонительного сообщества», в которой принимали участие все политические партии и все слои французского народа. Французскую буржуазию все больше раздражало безоговорочное подчинение интересов Франции интересам США, являвшееся основой внешнеполитического курса правительства Ланьеля. Реакционная политика правоцентристского блока, за время правления которого не было принято ни одного сколько-нибудь значительного социального закона, вызывала растущее недовольство рабочих, крестьян, служащих и других слоев трудящихся. Страна ждала перемен.

'" Эти данные, со ссылкой на заявление Ж. Шевалье, военного министра в кабинете Мендес-Фргнса, см.: R. Aron. Immuable et changeante. Paris. 1959, p. 164; A. Grosser. La IV0 Républiaue et sa politique extérieure, p. 302.

УПАДОК ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ

КОНЕЦ ВОЙНЫ В ИНДОКИТАЕ.

БОРЬБА ВОКРУГ

«ЕВРОПЕЙСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА»

июня 1954 г. лидер партии радикал-социалистов Мендес-Франс сформировал новое правительство. Неоднократные выступления Мендес-Франса в Национальном собрании с резкой критикой политики правоцентристского блока, его предложения о сокращении военных расходов, прекращении войны в Индокитае, увеличении инвестиций в промышленность сделали его лидером буржуазной оппозиции в парламенте '. Отказавшись от прежней практики перетасовки министерских портфелей между одними и теми же лицами, Мендес-Франс ввел в свой кабинет новых лиц, главным образом специалистов в той или иной области. Активный участник движения Сопротивления, энергичный человек, Мендес-Франс был полной противоположностью своему предшественнику Ланьелю, казавшемуся воплощением всего наиболее консервативного во Франции. Глава правительства не требовал изменения политических институтов, он считал, что политику «национального обновления», о которой он говорил в своей программной речи при получении инвеституры в Национальном собрании, можно проводить и в рамках существующего режима, лишь внеся в него некоторые изменения.

Мендес-Франс заявил, что главной целью его правительства будет прекращение огня в Индокитае. Если конфликт в Индоки-

Um., например, речь Me ндес-Франса в Национальном собрании 30 декабря 1951 г. («L'Année politique 1951», p. 393—403).

Упадок Четвертой республики

366

тае не будет урегулирован в самое ближайшее время, говорил он, это будет означать «риск войны, войны мировой и, может быть, атомной». Понимая, что война безнадежно проиграна и заключение мира стало первостепенной задачей, Мендес-Франс решительно заявил: «Сегодня 19 июня. Еще до 20 июля я вновь предстану перед вами и отчитаюсь в достигнутых результатах. Если к этой дате не будет достигнуто никакого удовлетворительного решения... мое правительство уйдет в отставку». Он наметил программу экономического развития страны как главного условия ее национальной независимости, говорил о необходимости максимального использования национальных ресурсов, что привело бы, по его словам, к исчезновению безработицы, улучшению материального благосостояния трудящихся, обещал налоговую реформу. «Наша цель,— подчеркнул он,— сделать Францию сильной и процветающей нацией» 2.

В создавшейся обстановке подобная правительственная программа отвечала интересам широких масс трудящихся, и в связи с этим парламентская группа ФКП решила голосовать за предоставление Мендес-Франсу инвеституры на формирование правительства. Он заявил, однако, что при получении инвеституры не будет учитывать голоса коммунистов; тем самым новый кабинет был обречен на недолговечное существование.

Предпочитая искать союзников справа, Мендес-Франс серьезно затруднил выполнение положительной, конструктивной части своей программы. Он собрал 419 голосов (в их числе 95 коммунистов) из 625: необходимое большинство (313 голосов) имелось даже без учета коммунистов, но то было большинство, объединенное лишь необходимостью как можно скррее заключить мир в Индокитае. Как только на повестку дня встали другие срочные вопросы, от него не осталось и следа. Из 16 министров 5 были радикалами, 2 — членами ЮДСР, 4 — «независимыми», 1 — членом МРП и 4 — деголлевцами (генерал Кёниг, Шабан-Дельмас, Фуше и Лемер).

Став председателем совета министров (он взял себе также портфель министра иностранных дел), Мендес-Франс отправился в Женеву, на совещание четырех великих держав с участием КНР и ДРВ, созванное в конце апреля 1954 г. для урегулирования индокитайского вопроса. В противоположность Бидо, который пытался использовать совещание, чтобы выиграть время и ускорить интервенцию США в Индокитае, Мендес-Франс приложил все усилия для выполнения взятых им обязательств о скорейшем заключении мира, чего настоятельно требовали интересы

г «Journal Officiel», 18.VI 1954, p. 2992—2993.

367

Упадок Четвертой республики

Франции. Он провел ряд встреч с представителями КНР и ДРВ, воспротивился попыткам американских представителей сорвать переговоры. Позиция Мендес-Франса нашла лояльную поддержку со стороны Советского Союза, который всеми силами способствовал установлению мира в Индокитае. В заявлении Советского правительства по поводу Женевского совещания говорилось: «Нельзя не отметить, что принятие столь важных постановлений было облегчено положительной позицией французского правительства, продиктованной стремлением действовать в соответствии с на-циональными интересами Франции и с учетом интересов народов Ин докитая» .

Женевские соглашения о восстановлении мира в Индокитае были подписаны 20—21 июля 1954 г. Хотя они предусматривали раздел Индокитая на две зоны: северную — независимую Демократическую Республику Вьетнам — и южную, которую США стремились превратить в свой плацдарм для агрессии в Юго-Восточной Азии, тем не менее эти соглашения означали крупное поражение колонизаторов. В результате героической восьмилетней борьбы вьетнамский народ добился национального освобождения. Его победа была успехом сил мира во всем мире, прежде всего социалистического лагеря, а также французских трудящихся, возглавляемых коммунистической партией, которая в течение многих лет вела активную борьбу за прекращение огня во Вьетнаме и переговоры с Хо Ши Мином.

При правительстве Мендес-Франса особую остроту приобрела политическая борьба вокруг перевооружения Западной Германии. Многие деятели французской буржуазии разделяли в этом вопросе позицию правящих кругов США, в агрессивных военных планах которых милитаризация ФРГ занимала важное место. В своем программном выступлении 17 июня Мендес-Франс также говорил о «необходимости западного перевооружения», утверждал, будто международное положение требует «рассмотреть — тяжелая перспектива для всех французов — условия участия Германии (Западной.— Ред.) в совместной организации обороны»4.

Согласно договору об учреждении «Европейского оборонительного сообщества», подписанному еще 27 мая 1952 г. ФРГ, Францией, Италией, Голландией, Бельгией и Люксембургом при участии американских представителей, оно должно было иметь наднациональный характер и располагать общими учреждениями, общими вооруженными силами и общим бюджетом (ст. 1). Сообщество призвано было обеспечить «от всякой агрессии безопасность государств-

3 «Правда», 23 VII 1954.

4 «Journal Officiel», 18.VI 1954, p. 2993.

Упадок Четвертой республики

368

членов, принимая участие в западной обороне в рамках «Северо-Атлантического договора»»5. Национальные армии стран-участниц подлежали ликвидации и слиянию в «европейские оборонительные силы», которые в военном отношении подчинялись бы командующему НАТО. Верховные органы «Европейского оборонительного сообщества» — комиссариат, совет министров, ассамблея — имели право вмешиваться во внутренние дела стран, подписавших договор. Предусматривалось, что ассамблея ЕОС будет общей с Европейским объединением угля и стали, а это означало, что руководящее место в ней будет принадлежать германским милитаристам, как сильнейшим в экономическом отношении.

Правящим кругам ФРГ. договор о ЕОС позволял вновь получить в свои руки оружие. Если малые страны — Голландия, Бельгия, Люксембург — были не прочь переложить все заботы об «обороне» на «европейскую армию», то для Франции ЕОС было явно неприемлемо. Лишь Пине и Плевен, слепо следовавшие инструкциям Вашингтона, могли подписать его. Но и политические партии сторонников ЕОС соглашались принять его только со значительными оговорками и дополнениями; другие же отвергали его полностью, ибо договор не только легализировал ремилитаризацию Западной Германии, но и вел к утрате национальной независимости. Наднациональная структура ЕОС не отвечала требованиям французской монополистической буржуазии, вновь стремившейся занять место гегемона в Европе или, в крайнем случае, разделить это место на равных началах с сильным западногерманским соседом.

Несмотря на ультимативное требование Соединенных Штатов и Англии на совещании на Бермудских островах в декабре 1953 г., ни Пине, ни Ланьель не решились поставить вопрос о ратификации ЕОС в Национальном собрании, прекрасно понимая, что это положит конец существован-ию их кабинетов. Проходившие 17—27 ноября 1953 г. дебаты в Национальном собрании по внешней политике показали, что большинство его настроено против договора. Большое влияние на позицию депутатов Национального собрания и всего общественного мнения Франции оказал тот факт, что Советский Союз все более решительно проводил курс на урегулирование спорных международных проблем мирным путем. Миролюбивая внешняя политика Советского Союза лишний раз подчеркивала нецелесообразность создания «Европейского оборонительного сообщества» против мнимой «советской агрессии».

Но если среди буржуазных партий шли споры о том, в каких формах следует осуществить ремилитаризацию Западной Герма-

5 Текст договора см. «Франция и европейская армия». Сборник материалов. М., 1954, стр. 205—262.

369

Упадок Четвертой республики

нии, то прогрессивная, демократическая Франция, возглавляемая коммунистической партией, требовала соблюдения Потсдамских соглашений о ее демилитаризации и заключения германского мирного договора. Это был водораздел, который в период ожесточенной борьбы вокруг «Европейского оборонительного сообщества» разделил Францию на два лагеря.

Коммунистическая партия стала центром, вокруг которого объединилась трудовая и мыслящая Франция в борьбе против возрождения германского милитаризма. В тезисах XIII съезда ФКП, состоявшегося в июне 1954 г., говорилось: «Перевооружение Западней Германии, перспективы которого были разоблачены нашей партией в 1947 г. как логическое следствие плана Маршалла,— стало определяющим моментом для всей французской политики с тех пор, как в мае 1952 г. французское правительство подписало договор о создании так называемого Европейского оборонительного сообщества. Ратификация этого договора Национальным собранием означала бы новый шаг, более решительный, чем все предыдущие, по авантюристическому пути войны» 6.

По всей стране проходили собрания протеста против ЕОС, на которых обычно наряду с коммунистами выступали представители других политических партий. В Национальное собрание направлялись многочисленные делегации, петиции от муниципалитетов, женских и молодежных организаций, ассоциаций, объединяющих самые различные социальные слои. Совместная борьба против ратификации договора значительно способствовала укреплению единства коммунистов и социалистов, особенно в департаменте Нор и Па-де-Кале, которые во время войны были оккупированы гитлеровцами.

Борьба вокруг ЕОС наложила свой отпечаток на выборы нового президента Французской республики, состоявшиеся в декабре 1953 г. Потребовалось 13 туров голосования, пока противники и сторонники ЕОС из буржуазных партий сошлись на фигуре малоизвестного до того деятеля Рене Коти, который не высказывался ни за, ни против ратификации договора. Но это, естественно, не устранило серьезных разногласий по вопросу об отношении к ЕОС. Наиболее решительными его приверженцами в буржуазном лагере были лидеры МРП — Р. Шуман, Ж. Бидо, А. Кост-Флоре и др., игравшие видную роль в осуществлении политики «атлантической солидарности». Они считали, что «Европейское оборонительное сообщество», включенное в систему НАТО и находящееся под опекой США, обеспечит «спокойствие» в Европе, где главенствующие позиции будут занимать католические пар-

6 «Thèse sur la situation politique el les tâche« du Parti communiste français». Paris, 1954, p. 4.

Упадок Четвертой республики

370

тии: МРП во Франции, христианско-демократическая в ФРГ, демохристианская в Италии, социально-христианская в Бельгии и т. д.

Противоречивые взгляды по данному вопросу выявились в социалистической партии. Часть ее лидеров под влиянием настроений рядовых социалистов выступала против ратификации, другая, во главе с Ги Молле, поддерживала Парижские соглашения, хотя и считала, что утвердить их можно лишь при соблюдении предварительных условий, как-то: присоединения Великобритании, американских гарантий, урегулирования Саарского вопроса, т. е. сохранения французского контроля над Сааром. Социалистические лидеры твердили, будто ЕОС, так же как и ЕОУС, станет основой будущей объединенной «социалистической» Европы, и что Франция избавится от положения сателлита США. Противоречия, раздиравшие СФИО, достаточно отчетливо отразились в резолюции чрезвычайного съезда партии, проходившего в мае 1954 г. В ней ЕОС одобрялось как «организация защиты Европы», но вместе с тем подчеркивалось, что правительство после ритификации договора «должно взягь на себя инициативу ведения переговоров о заключении пакта о ненападении и коллективной безопасности между западными державами и СССР» 7.

Наши рекомендации