Лекции по истории древневосточного государственного права

Лекции по истории древневосточного государственного права

© Насибуллин Рафиль Ахнафович

Древневосточное государственное право

1. Причины и исторические условия возникновения государства: причины существования общины в догосударственный период, родовая община охотников, собирателей, рыболовов (охотничья группа), переход от присваивающего к производящему хозяйству, родовая община земледельцев и скотоводов, управление родовой общиной земледельцев и скотоводов, экзогамия.

2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины, отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации.

3. Причины и исторические условия возникновения государства: появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) – общинной знати и рядовых общинников, возникновение частной и государственной собственности, социальная структура и правовое положение населения.

4. Возникновение и государственный строй ранней монархии: роль природно-климатического (географического) фактора в возникновении первых древневосточных государств, объединение соседских общин (синойкизм), вóждество (чифдом) простое и сложное, возникновение раннего государства – общины-государства, государственный строй общины-государства в древнем Египте, усиление власти правителя и совета знати, создание административного аппарата управления.

5. Возникновение территориальных государств и деспотической монархии в Египте и Месопотамии: возникновение территориального государства в Египте и Месопотамии (конфедерация и федерация), возникновение деспотической монархии в Месопотамии.

6. Государственный строй древневосточной деспотической монархии.

7. Создание мировых империй на Древнем Востоке.

Виды общин в догосударственный период

Общины существовали в непрерывном развитии. В литературе принято выделять два типа общин: 1) Общины родовые или кровнородственные; 2) Общины соседские или территориальные. Оба вида общин всегда существовали во времени. Община имела различные формы у народов с разными типами хозяйства. По типу хозяйства принято различать три вида общин:

1. Родовая община охотников, собирателей и рыболовов, в которой хозяйство основывалось на собирательстве, охоте или рыболовстве, что обычно требовало сезонного перемещения с места на место.

2. Родовая община земледельцев и скотоводов, в которой земледелие требовало более постоянного обитания в едином поселении, что привело к образованию оседлой родовой общины земледельцев и скотоводов.

3. Соседская (территориальная) община земледельцев и скотоводов.

В догосударственный период происходил переход от родовой общины охотников, собирателей и рыболовов к родовой общине земледельцев и скотоводов, а затем к соседской (территориальной) общине земледельцев и скотоводов.

Изначально любая первобытная община начиналась как родовая, кровнородственная. Одни из общин, проживая в условиях относительной природной защищённости, изолированности (остров в море, оазис в пустыне, ущелье в горах, поляна в непроходимых лесах или болотах), сохраняли свой кровнородственный характер, а другие, оказавшись на открытых пространствах, вынуждены были изменить характер общины с кровнородственного на территориальный.

Община может принять форму деревни, либо объединения двух-трех небольших селений. Община состояла из семей. Семья - это союз супругов между собой и союз родителей с детьми. Минимальная численность общины составляла две-три семьи. Верхняя граница общины определялась практической невозможностью установления устойчивых тесных связей с очень большим числом людей. Средний размер общины охотников - до 50 человек, а осéдлой родовой общины земледельцев - 200-300 человек. Разрастаясь численно, общины распадались.

Когда рождались слабые младенцы, их либо убивали, либо бросали и не выкармливали. Это способ применялся редко. Как установили исследователи, в то время до года доживала только половина младенцев. Природа сама регулировала процесс дегенерации, то есть вырождения - ухудшения от поколения к поколению биологических или психических признаков организма.

Стариков, которые достигли такого возраста, что не могли добывать пищу - бросали или убивали. Этот способ также применялся редко. Ведь, как указывают учёные, в тот период старостью считался возраст более 40 лет. Большинство людей до такого возраста не доживало. Они часто погибали на войне, на охоте, от болезней.

Наиболее гуманным оказался следующий способ регулирования численности коллектива. Когда возникал избыток населения, юноши и девушки выделялись в отдельную группу, и уходили осваивать новую территорию. Данный способ применялся наиболее часто. Так люди освоили всю ныне обитаемую территорию Земли.

Во главе группы стоял вожак. Им становился, исходя из принципа меритокрáтии, самый знающий, умелый человек - лучший охотник, рыболов, собиратель. Принцип меритокрáтии (дословно «власть по заслугам»; мерит«заслуга» + кратос «власть») означал, что лидером становился человек, который обладал знаниями и навыкам, которые позволяли успешно функционировать данной охотничьей группе.

В основе принципа меритократиилежал принцип реципрóкности(от латинского reciprocus - «возвращающийся, взаимный»). Смысл принципа реципрокности заключался в равноценном (эквивалентном) взаимообмене между членами группы. Следствием этого стало то, что, тот человек, который давал коллективу больше, а потреблял столько же, сколько и остальные члены его половозрастного разряда - имел бóльший авторитет. Разница между тем, сколько человек дал коллективу [дал больше, чем остальные], и тем, сколько он потребил [как остальные] - компенсировалась ему ростом авторитета. Он становился уважаемым человеком. И наоборот, тот, кто добывал мало, а получал столько же, сколько и остальные - терял авторитет, становился менее уважаемым или совсем неуважаемым человеком.

Вожаки общины трудились наравне со всеми и наравне со всеми потребляли полученный продукт. Лидерство, то есть исполнение организационных функций, возникавшее на основе трудового авторитета - меритократии, не создавало для человека никаких привилегий. Наоборот, налагало на него дополнительные обязанности, и, прежде всего - ответственность за успешную организацию и функционирование хозяйства, за разрешение конфликтов, за урегулирование столкновений с враждебными группами. Наиболее важные дела могли решаться на сходкевзрослых членов группы.

В родовой общине охотников, собирателей и рыболовов существовала простая система хозяйствования при низком уровне развития орудий труда, навыков человека. Перед людьми той эпохи стояла задача - знать где, что растёт и водится, и в нужное время прийти и взять, добыть. Предел небольшому по численности коллективу ставило экологическое равновесие, то есть сама природа. При таких обстоятельствах, вожакмог и организовать охоту, рыбалку или сбор плодов, кореньев и т.д., и, одновременно, принять участие в этой охоте, рыбалке или сборе. Простым хозяйством охотничьей группы управлял вожак. «Пойди - сорви», «пойди - убей» - вот, и всё управление. Одновременно вожаксам занимался производительным трудом. Функции управления и функции производства тем самым объединялись в одном лице. Поэтому не возникало необходимости в отделении функции управления от производительных функций. Как следствие этого не возникало основы для имущественного и социального расслоения общинников, как следствие - не возникало необходимость в особом, отдельном аппарате управления. В результате - не возникало необходимости в государстве.

Лекция № 2. Причины и исторические условия возникновения государства: соседская община земледельцев и скотоводов, появление имущественного неравенства - социальной дифференциации в соседской общине, создание коллективного фонда соседской общины, отделение функций управления от физического труда, появление чужаков и рабов в соседской общине, возникновение социального неравенства - социальной дифференциации

Скотоводов

На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:

В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.

Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.

Соседская община характеризуется следующими особенностями:

1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.

2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.

3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективнаясобственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная. Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.

Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.

Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.

С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.

Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.

4. Раз землю поделили, то теперь меняются принципы распределения и потребления - возникли индивидуальные формы распределения и потребления полученного продукта.

5. Отражением существования индивидуальных хозяйств являлось раздельное проживание. В состав соседской общины входили как большие патриархальные семьи, так и малые, индивидуальные семьи. Большая, патриархальная семья состояла из нескольких, обычно трёх-четырёх поколений ближайших родственников по отцовской линии - прадед, дед, отец с жёнами и детьми, братья с их жёнами и детьми, внуками. Она насчитывала обычно до 20 человек. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей.

Люди завидуют более удачливым соседям. Зависть приводит к конфликтам. Если разбогатевшие общинники пренебрегали интересами общины и начинали наглеть, то это приводило к ответным действиям со стороны других общинников. Менее удачливые общинники объединялись и шли громить хозяйство разбогатевших людей. Это влекло за собой конфликты, драки, столкновения. Общинники могли друг друга уничтожить. Вражда, учитывая обычай кровной мести, могла затянуться на десятилетия. Этим могли воспользоваться враги - могли напасть и захватить земли общины. Община могла прекратить своё существование.

Соседская общинапыталась сглаживать это имущественное неравенство:

1. При проведении пределов учитывалось плодородие земли. Если раньше земля была похуже, то при следующем переделе - давалась земля получше. И наоборот - если земля была получше, то давали землю похуже. Семьям общинников предоставлялись земли разного качества, плодородия хорошего, среднего, плохого. Эти земли располагались не одним сплошным массивом, а чересполосно, в разных местах.

2. Перераспределение произведённого продукта - литургúи. При организации праздников некоторым семьям поручали их проведение. Они тратили часть своих доходов. В результате имущественное положение выравнивалось. Однако эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могли.

Религиозные культы зарождаются как культы, связанные с производством. Нужно задобрить богов для обеспечения плодородия земли, плодовитости скота, детородия женщин. Религиозные обряды и праздники организовывались для того, чтобы просить плодородие и плодовитость для всей общины целиком. Для жертвоприношений богам требовались растения и животные.

Средства из коллективного фондашли не только на удовлетворение коллективных нужд, но также служили резервными(на случай расширения производства) и страховыми(на случай стихийных бедствий и неурожаев) запасами - фондами.Коллективный фондпослужил прообразом будущей системы налогообложенияпериода государственности. Идея налогов«выросла» из идеи коллективного фонда- создания общего фонда на общие нужды. В первобытном обществе ими являлись общие нужды общины, а когда появятся первые государства - эти общие потребности станут общегосударственными.

Исторически сложилось два вида коллективного фонда:

1. Священное хозяйство при хозяйстве вождя. Этот вид коллективного фонда характерен для общества, где ирригация не играла большой роли или вообще была не нужна. Например, территории с дождевым орошением, как и у восточных славян. Каждое хозяйство выделяло определённую долю из своих доходов на общие нужды, часть избыточного продукта, то есть сверх потребностей отдельного хозяйства, оставлявшего себе необходимый продукт. Собранные средства хранились в больших хранилищах. Вождь, как глава общины, становится и руководителем коллективного фонда. Так как вождь будет управлять данным имуществом, хранилища строятся при хозяйстве вождя - для присмотра и контроля.

Собственником имущества коллективного фондаобщинники считали главного бога - покровителя данной общины. Фактически прямым коллективнымсобственником выступала вся община целиком. Вождьтолько управлял этим имуществом.

Из этнографического материала известны случаи, когда вождипытались себе что-нибудь присвоить из коллективного фонда. В результате, в лучшем случае, община снимала их с должности, выбирала нового вождя, а в худшем случае - вождяубивали.

2. Священное поле бога. Термин появился как раз в древности. Данный вид коллективного фондахарактерен для обществ, где требовалась ирригация. Общинники продолжали работать все вместе на строительстве ирригационных сооружений. В этом, случае община выделяла часть земли, которая получала название «священное поле бога», где общинники совместно обрабатывали землю. Урожай с этого священного поля хранили в коллективных амбарах, строившихся при хозяйстве вождя, и тратили на общие нужды. Работами на священном поле организовывал и руководил вождь. Он не имел права собственности на землю и имущество коллективного фонда.

Таким образом, в соседской общинесложилось два фонда: 1) индивидуальный фонд, куда входили наделыобщинников, в отношении которых община выступала верховным коллективным собственником; и 2) коллективный фонд, в отношении которого община выступала прямым коллективным собственником.

Социальной дифференциации

В соседской общине происходила социальная дифференциация - социальное неравенство. Социальное неравенство как форма социальной дифференциации подразумевает разное положение людей в обществе, при котором отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными возможностями удовлетворения потребностей. При социальном неравенстве лица, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы, могут иметь одинаковое имущественное положение. Например, обедневший знатный человек и разбогатевший простолюдин могут иметь одинаковое количество богатств, выраженное в натуральной или денежной форме.

У разных народов этот этап проходил в разное время: В древнем Египте - в средине IV тыс. до н.э. В древней Месопотамии - в 3000 - 2750 годы до н.э. В древнем Китае - в XXI-XVII веках до н.э. В античной Греции, Италии, северной Корее и южной Маньчжурии - в начале I тыс. до н.э. У кельтов, германцев, славян, кочевников северного Китая, южных корейцев и японцев - в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э.

Должностные лица общины занимались только управлением и избирались общинниками на основе принципа меритократии - «власти по заслугам», то есть трудового авторитета - самые умелые, самые знающие становились руководителями коллектива. Они кормились, получая долю продукта с определённого земельного участка в коллективном фонде, который оставался в прямой коллективнойсобственности общины.

Чтобы занять должность, следовало выиграть выборы. Во все времена у всех народов главная идея выборов являлась одинаковой. Кандидаты на должность высказывают одну и ту же мысль: «если выберете меня, то при мне жить станет лучше».

Но любой человек может сказать это. Как выяснить, кого нужно действительно выбрать, при ком станет действительно жить лучше? И здесь в действие вступал имущественный признак. Так как все общинники в соседской общине находились в равных условиях - землёй наделяли по количеству едоков, то тот, кто больше знает, больше умеет, больше старается - получит больший урожай. Тот, кто меньше знает, меньше умеет, меньше старается - получит меньший урожай. Естественно, возникал вопрос: если общинник не может нормально вести своё индивидуальное хозяйство при равных возможностях, можно ли ему доверить общинное хозяйство? Ответ прост: ему нельзя доверить управление общиной и общинное хозяйство, так как он его развалит и разорит. Фактически на успех на выборах могли рассчитывать только кандидаты от богатых, экономически крепких хозяйств. Но как выбрать из них самого лучшего?

Использование унаследованного от предшествующих периодов принципа выдвижения должностных лиц общины на основе трудового авторитета, то есть принципа меритократии, приводит к тому, что в соседской общине этот трудовой авторитет стал создаваться и поддерживаться путём широких раздач продукта общинникам, именуемые в науке пóтлач (из языка североамериканских индейцев). Пòтлач проводился в трёх формах, которые часто использовались одновременно: 1) раздача подарков; 2) проведение пиров; и даже 3) соревнование кандидатов на должность в том, кто больше уничтожит продукта, произведённого в своём хозяйстве. Кандидаты на должность тем самым пытались показать, что, несмотря на то, что они постоянно дарят подарки, устраивают пиры, уничтожают часть продукта своего хозяйства - их хозяйство настолько богатое, настолько экономически сильное, что эти раздачи и подарки не наносят никакого ущерба их хозяйству. А, значит, глава хозяйства - самый опытный, умелый и способный руководитель. Следовательно, его и нужно выбирать.

В условиях существования отдельных индивидуальных хозяйств такая практика неизбежно приводила к тому, что должностные лица общины выдвигались и выбирались из экономически наиболее сильных хозяйств. Ведь именно они имели наибольшие возможности для осуществления систематических раздач.

Таким образом, доверить управление общиной и общинным хозяйством можно только тому человеку, который сможет справиться с возложенными на него тяжёлыми обязанностями. Если человек может справиться с управлением и ведением своего индивидуального хозяйства, и результаты у него самые наилучшие среди других хозяйств, то есть его хозяйство самое богатое и процветающее, то ему можно доверить и общинное хозяйство, и управление самой общиной. Видно это из того, сколько избыточного продукта имеет хозяйство. Как это проверить? На раздачах подарков и пирах. Насколько они обильны, часты и продолжительны. Кто больше раздаёт, тот больше производит - тот и имеет наиболее сильное экономически хозяйство.

В результате, имущественная дифференциация послужила основой социальной дифференциации, которая, в свою очередь, закрепляла и расширяла имущественную дифференциацию. Как это происходило?

Выборность должностных лиц предполагала сменяемость лидеров. Если, например, вождь не справлялся со своими функциями, то его переизбирали. И наоборот - если претендент на должность, будучи избран, справлялся со своими функциями, то он мог быть переизбран опять, и, если снова справлялся - ещё раз и ещё. Постоянное исполнение функций управления должностным лицом вело к накоплению опыта управления. Сложным хозяйством и коллективом управлять достаточно трудно, и не каждый может справиться с этим. Общинники видели, что должностные лица обладали особыми качествами и умением, помогающим им в управлении. У первобытных людей это приняло форму представления о магической силе, которыми обладали лица, эффективно осуществлявшие управление. В реальности, под магической силой понимался опыт управления.

Опыт управления стал накапливаться и у родственников должностного лица - братьев, сыновей, племянников, дядей и т.п. Ведь они чаще других сталкивались с практикой выполнения обязанностей управления. Нужным опытом и навыками стали обладать другие члены семьи. Поэтому представление о необыкновенных качествах и силе вождя переносится и на его родственников.

По мере накопления опыта и традиций управления в экономически сильных хозяйствах, начинается выдвижение и избрание должностных лиц из одних и тех же домов. Ведь общинники видели, что члены данной семьи знают и умеют больше, чем остальные претенденты на должность.

Такая ситуация для данной семьи, когда выбирают их человека, очень выгодна: 1) Занимать должность - почётно; кроме того, это давало возможность и далее набираться опыта управления; 2) Для прокорма должностные лица получали часть урожая с земли коллективного фонда, то есть семья получала дополнительный постоянный источник доходов, кроме урожая со своего надела, ещё долю урожая из общих доходов общины.

В результате, если кандидатов выбирали из одной семьи, то они ещё больше накапливали опыт управления. Получая дополнительный источник доходов, чего у других кандидатов могло и не быть, ещё больше богатели. В этой ситуации люди данной семьи имели больше шансов быть избранными. Они больше других кандидатов знают, а также они становятся богаче других кандидатов и имеют больше шансов победить в соперничестве пòтлача. И если люди данной семьи, в действительности, эффективно справятся с функциями управления, то общинники всё более и более предпочитают выбирать именно их.

И ситуация идёт по кругу. Раз кандидаты от этой семьи знают больше и богаче - у них больше шансов в следующий раз победить на выборах. Победив на выборах, члены данной семьи ещё больше накапливают знаний и умений, и ещё больше богатеют. Значит, у них ещё больше шансов победить на следующих выборах - и снова, и снова, и ещё больше, и ещё богаче…

В результате, с одной стороны, в общине начал формироваться слой, аккумулировавший опыт и знания, выступавший хранителем сложившейся традиции. С другой стороны, исполнение должностных функций способствовало экономическому укреплению хозяйств этих домов. Ведь возможность выполнения организационных обязанностей обеспечивалась правом использовать часть богатств коллективного фонда.

Таким образом, имущественное расслоение вызвало выделение слоя должностных лиц, то есть способствовала появлению социальной дифференциации. Это открывало доступ к общественным богатствам. В результате чего имущественное неравенство не только закрепляется, но и растёт дальше. Разрыв между богатыми и небогатыми всё более увеличивался.

Лекция № 3. Причины и исторические условия возникновения государства: появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) – общинной знати и рядовых общинников, возникновение частной и государственной собственности, социальная структура и правовое положение населения (сословие, статус свободы и статус гражданства, субъект права, правоспособность и дееспособность, общинники, чужаки, рабы)

Собственности

В соседской общине появляется собственность: частная и государственная собственность.

В XIX веке полагали, что частная собственность появилась путём насилия. Знатные люди отобрали у общины и общинников имущество. Оно и стало частной собственностью знати. Некоторые учебники до сих пор так и объясняют появление частной собственности: «знать отобрала у общинников имущество», «знать захватила земли общины» и т.д. Однако исследования конца XX века не подтвердили такие представления. Общинное ополчение в тот период являлось единственной многочисленной военной силой. Дружины знати не могли ему противостоять. Многие учёные выдвигали разные гипотезы, но не знали точно, как это произошло. Однако во второй половине XX века было сделано значимое открытие. В Месопотамии учёные нашли глиняные таблички, относящиеся к самому концу первобытного общества. Содержание этих табличек и позволило исследователям понять - как в действительности появились частная и государственная собственность. Этот вывод базируется на письменных источниках того времени.

В истории Месопотамии самый последний этап первобытного общества получил название Протописьменного (3000-2750 годы до н.э.), то есть период появления первой письменности. Исследователи разделили Протописьменный период на два этапа: [1] 3000-2850 годы до н.э.; [2] 2850-2750 годы до н.э. Письменность зародилась из-за хозяйственной необходимости. Коллективный фонд стал настолько большим, что числа, определяющие количество имущества (количество скота, орудий труда и т.д.) стало невозможно удержать в голове. Следовало их как-то фиксировать. И шумеры - жители древней Месопотамии стали писать на глинных табличках. Из-за особенностей письма на глине, вместо рисунков стали выдавливать срезом тростниковой палочки знаки в виде сочетания клинышков. Поэтому письменность и получила название клинописи. После того, как сделали запись на глиняной табличке, её обжигали. В результате чего глина становилась твердой как камень. Поэтому глиняные таблички смогли сохраниться за прошедшие пять тысяч лет. Их и нашли при раскопках.

Учёные выяснили, что эти записи касаются коллективного фонда времён Протописьменного периода.

Первый этап Протописьменного периода (3000-2850 годы до н.э.). Когда прочитали таблички, относящиеся к этим полутора столетиям, то выяснили, что в хозяйстве коллективного фонда среди работников всё больше и больше становилась доля чужаков и рабов. Связанно это с тем, что коллективный фонд увеличивался, а естественный прирост населения в общине не успевал за этим увеличением. Поэтому всё больше и больше требовалось дополнительной рабочей силы. Эта нехватка компенсировалась за счёт привлечения на работы чужаков и рабов.

Среди рабов преобладали женщины (шумер. нгèме) и дети. Мужчин-рабов (`эрад или ýрду) имелось мало. Причина заключалась в следующем. В то время не существовало защитного вооружения, за исключением шлема. Оружие было только наступательное - меч, кинжал, копьё, тяпка. Лук знали, но из-за отсутствия необходимых для изготовления лука пород дерева [в Месопотамии тогда росла лишь финиковая пальма] - не использовали. Передача одному рабу для работы тяпки означала, что фактически он получал в руки холодное оружие. Поэтому к нему приходилось бы для охраны приставлять двух-трёх надсмотрщиков. А сами надсмотрщики производительным трудом не занимались. Их следовало кормить и содержать. Поэтому использование труда мужчин-рабов являлось экономически невыгодным. Следствием этого стало то, что мужчин обычно в плен не брали, а убивали. Обычно проламывали им черепа дубинкой, как мы видим это на изображениях того времени. В плен брали женщин и детей. Они физически слабые. Поэтому контролировать их проще. Исследователи предполагают, что когда мальчики подрастали, то их переводили в разряд чужаков, то есть свободных, но не общинников. И они, уже как чужаки, продолжали работать в коллективном фонде.

Развитие эксплуатации труда чужаков и рабов в коллективном фонде упрочило экономические позиции общинной знати. Ведь чем больше в коллективном хозяйстве общины труд рядовых общинников заменялся трудом не входивших в общину чужаков и рабов, тем бóльшая часть производимого продукта переходила в распоряжение управлявшей этим хозяйством знати. Это определялось принципом трудовой собственности. Условием присвоения продукта производства являлась непосредственная причастность к его производству. Право на произведённый продукт и землю человек имел, пока он работал на этой земле и сам производил продукт.

К концу первого этапа Протописьменного периода, то есть к средине XXIX века до н.э., трудчужаков и рабов в коллективном фонде - так называемом «священном хозяйстве», судя по всему, полностью вытесняет и заменяет труд общинников. Рядовые общинники вообще перестают работать в коллективном фонде. Как следствие, они могли теперь больше времени тратить на обработку своего надела. Чем больше времени они уделяли своей земле, тем больший результат могли получить. Растёт доходность хозяйств рядовых общинников. Их хозяйства укрепляются. Поэтому рядовые общинники не возражали. Это их устраивало. И для общиной знати эта ситуация представлялась очень удобной. Ведь раньше, когда в коллективном фонде работали рядовые общинники, приходилось ждать пока общинники вспашут или соберут урожай на своих наделах. Они только потом могли приступить к работам в коллективном фонде. Теперь, когда в коллективном фонде в качестве работников остались одни чужаки и рабы, которые своей земли не имели, ждать не приходилось Общинная знать могла в любой нужный момент организовать работы в коллективном фонде, не дожидаясь рядовых общинников - отправив на поля отряды работников, сформированные из чужаков и рабов.

Это имело далеко идущие последствия. Принциптрудовой собственности гласит: пока сам работаешь и сам производишь, то ты имеешь право на эту землю и производимый продукт. Раз рядовые общинники перестали работать в коллективном фонде, то они теряют право на землю коллективного фонда и на производимый там продукт. Когда общинники престали работать, а теперь там работали только чужаки и рабы - происходит экономическое обособление коллективного фонда. Коллективный фонд стал в хозяйственном отношении самостоятельным и не зависел больше от рабочей силы общинников.

Таким образом, возникновение частной и государственной собственности происходило на основе традиций и обычаев того времени, а не путём насилия. Когда рядовые общинники потеряли право на коллективный фонд, то, в этой ситуации, становилось возможным перераспределение имуществаколлективного фонда. Это перераспределение произошло уже на втором этапе Протописьменного периода.

Второй этап Протописьменного периода (2850-2750 годы до н.э.). Это последние сто лет накануне появления первых государств. От этого этапа сохранился ещё более важный документ, который показал, как появились частная и государственная собственность. Исследователи нашли глиняную табличку, на которой нанесён текст, связанный с передачей земли коллективного фонда в собственность нескольких должностных лиц общины. Содержание текста этой таблички опровергло старые представления о возникновении частной и государственной собственности, когда долгое время считали, что знать начала захватывать общинную землю. Содержание древнешумерского документа показывает, что сама община, для того чтобы экономически обеспечить исполнение функций управления, чтобы предоставить должностным лицам средства для их содержания и кормления - и снять с себя ответственность за их содержание, передаёт нескольким знатным людямземлю из коллективного фонда. Причём община передает меньшую часть земель коллективного фонда - 233 бур земли - 1,5 тысячи гектаров:

Около 1000 гектаров получил глава общины. Должность называлась эвéн - «верховный жрец - правитель». Доход с этой земли составлял 2 миллиона литров зерна или 12 тыс.центнеров. Остальные 500 гектаров разделялись между пятью должностными лицами:

1. Больше всех получила верховная жрица - 122 гектара (урожай 330 тыс. литров зерна, или около 1800 центнеров).

2. Меньше всех получил жрец - прорицатель - 64 гектара (урожай 130 тыс. литров зерна, или около 980 центнеров).

Социальная структура и

Лицо, достигшее возраста совершеннолетия, может быть признано судом недееспособным в случае, если данное лицо страдает психическим заболеванием. Кроме того есть категория людей, которые, даже достигнув совершеннолетия, могут быть признаны судом ограничено дееспособными. Лицо может быть ограничено в деес

Наши рекомендации