Полибий о смешанном образе правления в римской

Аристократической республике

Греческий историк Полúбий (212 - 130 гг. до н.э.) считал римское государственное устройство наилучшим, благодаря своеобразному сочетанию трёх элементов: монархического, аристократического и демократического. Монархический элемент власти выражал единовластие и осуществлялся магистратами. Аристократический элемент власти выражал участие лучших людей в управлении и осуществлялся сенатом. Демократический элемент власти выражал участие народа в управлении и осуществлялся народными собраниями. В Риме установилось равновесие между магистратурой, как наследницей царской власти, сенатом, как представителем аристократического начала, и народными собраниями, в которых воплощался демократический элемент власти.

Для римской республики была характерна система сдержек и противовесов. Для магистратов - коллегиальность магистратур, краткосрочность и ответственность магистратов. Для демократического элемента власти - три народных собрания, созыв народных собраний только по инициативе магистратов и решение вопросов, которые будут предложены магистратами, голосование не поголовное, а по политическим единицам - центуриям, трибам, куриям. Для аристократического элемента власти - отсутствие у сената непосредственной исполнительной власти.

В Риме существовала аристократическая республика. Верховная власть в римской республике юридически принадлежала народу, римским гражданам в лице народных собраний, которые непосредственно решали важнейшие вопросы государственной жизни: законодательство, выборы высших должностных лиц - магистратов, уголовный суд в последней инстанции, помилование. Управление народ передавал магистратам и сенату. Магистратов народ избирал ежегодно. Бывшие высшие магистраты становились членами сената пожизненно. Выборы магистратов тем самым стали косвенными выборами сената. Сенат руководил магистратами и народными собраниями, определял внутреннюю и внешнюю политику государства. Однако сенат не имел исполнительной власти, которой обладали магистраты. Органами народного надзора за магистратами и сенатом стали народные трибуны.

Доступ к магистратам и в сенат сосредоточили в своих руках нобили - служилая аристократия. Она таким образом обеспечила себе преобладающее положение в политической жизни. Юридически народ мог избрать высшими магистратами любых лиц. Однако благодаря своей родовитости, богатству, сплочённости, ловкости, опытности в деле государственного управления, нобили фактически сделали доступ к выборным должностям весьма затруднительным для лиц, не принадлежащих к их кругу. Все должности попадали в руки нобилей. Римская аристократическая республика периода расцвета управлялась нобилями, «лучшими людьми». Эта привилегия нобилей, аристократии на занятие должностей в республике была не юридической, а фактической.

Лекция № 3. Влияние сословной борьбы плебеев с патрициями на развитие государственного строя Римской республики (IV-III вв. до н.э.). Правовое положение населения Римской республики после уравнения прав плебеев с патрициями (III-II вв. до н.э.)

Причины и ход борьбы плебеев с патрициями в первой

Половине римской республики

В первой половине республики в VI - IV вв. до н.э. происходила упорная борьба плебеев с патрициями за равноправие. Сословная борьба плебеев с патрициями оказала влияние на развитие государственного строя Римской республики. Плебеи страдали, прежде всего, от недостатка земли и долгового рабства. В частной собственности плебеев находились небольшие земельные участки. Поэтому улучшить положение они могли только за счёт государственных земель ager publicus, которые постоянно возрастали за счёт завоеваний. Однако к ним патриции не допускали плебеев, несмотря на то, что значительная часть их была завоёвана при содействии именно плебеев.

Непрерывные войны и военные налоги разоряли плебеев. Они, чтобы продолжать хозяйство и платить военные налоги, прибегали к займам у патрициев под большие проценты. Должник, не уплативший долга в срок, становился по договору нéксум в личную зависимость от кредитора, который имел право заковать его в цепи, держать под арестом, заставить на себя работать и даже продать в рабство за долги и убить. Плебеи не хотели переносить таких несправедливостей и стали добиваться лучшего положения в государстве, каждый раз, однако, встречая сильное сопротивление со стороны патрициев.

Таким образом, в Риме повторялась борьба знатных - патрициев и незнатных - плебеев, какая происходила в Афинах между эвпатрúдами и дéмосом. Однако у римлян эта сословная борьба приняла иной характер, чем у греков. Здесь не было ни народных восстаний, ни установления тирании. Борьба шла бóльшей частью законными средствами. Ещё в самом начале плебеям удалось организовать свои силы для мирного пользования политическими правами в народных собраниях - трибýтных комициях и получить в лице своих собственных должностных лиц, трибýнов, могущественных защитников своих интересов против злоупотреблений патрицианских властей. Патриции редко доводили своё упорство, а плебеи свою требовательность до безрассудных границ. Обе партии умели своевременно уступать. Плебеи прибегали также к своеобразным политическим забастовкам - выселению из Рима и отказывались сражаться в римском войске. Это вынуждало патрициев к уступкам. Борьба плебеев с патрициями оказала значительное влияние на государственный строй Римской республики.

Учреждение плебейских трибунов

В начале V в. до н.э. в 494 г. до н.э. произошло первое удаление (лат. secessio сецессия – «уход и удаление») плебеев. Значительная часть плебеев отказалась сражаться в римском войске и удалилась на гору недалеко от Рима с намерением основать свой, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошёл на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебеи получили свою собственную организацию под руководством особых трибунов. Плебейские трибýны, которых было сначала два, а потом вскоре десять, избирались плебеями из своей среды на один год и защищали отдельных лиц из плебеев в случае притеснений со стороны патрицианских властей.

Внутри города трибуны вскоре добились права уничтожать своим вмешательством одним только словом «veto» (вето, то есть запрещаю) постановления консулов и других магистратов, даже общего содержания, если ими нарушались какие - либо права отдельных лиц из плебеев. При помощи запрета они могли парализовать любое распоряжение патрицианских магистратов. Пользуясь своим правом вмешательства в распоряжения властей, трибуны позднее стали распространять его и на постановления сената, которые тоже могли быть остановлены их «veto». Трибуны тем самым могли не допустить набора войска, созыва собраний, и своими беспрерывными интерцéссиями - запретами могли парализовать государственное управление. На трибунов не возлагались какие-либо функции по отдельной отрасли управления. Трибуны могли приостанавливать всякое политическое действие других властей, а сами не подлежали контролю, кроме вмешательства («veto») других трибунов.

Сами трибуны находились под особым покровительством религии, признавались священными и неприкосновенными. На этом основании, кто позволял себе какое-либо насилие над трибунами, считался проклятым богами. Посягавший на их личность мог быть безнаказанно убит. И эта религиозная охрана обеспечивала их от посягательств со стороны патрициев и патрицианских магистратов.

Трибуны руководили борьбой плебеев с патрициями. Плебеи отныне могли гораздо успешнее добиваться улучшения своего положения. Все главные свои приобретения плебеи сделали благодаря трибунам как органам легальной борьбы.

Трибутные комиции

Трибуны стали собирать плебеев не только для выбора себе преемников на следующий год, но и для совещания по делам, касающимся плебеев. Постановления таких собраний, где голоса подавались по территориальным трибам, считались обязательными для плебеев. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям появились чисто плебейские комиции по трибам. В помощь трибунам трибутные комиции стали избирать плебейских эдúлов, заведовавших плебейской казной, которая составлялась из штрафов за проступки против плебеев. Дело в том, что трибутные комиции присвоили себе ещё право суда над всяким, кто действовал против плебеев.

В середине V в. до н.э. в 449 г. до н.э. консулы Валéрий и Горáций своими законами установили, что постановления плебеев в трибутных комициях - плебисцúты получили обязательную силу для всего народа. Плебисциты тем самым уравнивались с законами (Leges-лэ’гэс), которые принимались центуриатными комициями. С середины V в. до н.э. в Риме стали действовать два законодательных собрания, из которых одно - центуриатные комиции созывалось консулами, другое - трибутные комиции - трибунами. Такое расширение прав трибутных комиций являлось особенно важным потому, что в них голоса подавались не по центуриям - способ, дававший перевес патрициям, - а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебеям. Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Таким образом, в римской республике появились трибутные комиции, которые включали патрициев и плебеев независимо от имущественного разряда. Они созывались по трибам, каждая триба имела один голос.

Издание законов XII таблиц. Закон Петелия

Плебеи под руководством трибунов добились издания около 450 г. до н.э. писаных законов XII таблиц, опубликованных для всеобщего сведения на двенадцати досках, подобно тому, как афинский демос добился от эвпатридов в 621 г. до н.э. появления законов Дракóнта. После их создания и публикации стал возможен контроль за судебной деятельностью патрицианских магистратов. Важность издания писаных законов заключалась в том, что консулы обязывались теперь руководствоваться в своих приговорах определёнными нормами. Произвол патрицианских властей тем самым ограничивался определённым писаным законом.

Законы XII таблиц смягчили долговое право, ограничились установлением определённого максимального процента по договору займа - 8, 5 %. В 326 г. до н.э. законом Петéлия отменялась продажа в рабство за долги (долговое рабство), от которой страдали в первую очередь плебеи. Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом, а не собственной свободой и жизнью. Рабами могли стать только иностранцы.

Наши рекомендации