Общая характеристика магистратов римской республики

Выборные должностные лица римской республики, осуществлявшие исполнительную власть, управление, назывались магистратами. Особенности устройства римской магистратуры были следующие:

1. Выборность - магистраты, за исключением диктатора, избирались в народных собраниях.

2. Краткосрочность службы - все магистраты избирались на короткий срок, обычно на год, и только цензоры на пять лет. Годичность магистратуры считалась важнейшей гарантией свободы.

3. Безвозмездность - магистраты считались не службой, а почётом, поэтому должности не оплачивались, и были доступны только богатым лицам.

4. Коллегиальность магистратур - каждая должность имела одновременно несколько представителей, коллег, но коллегиальное устройство римской магистратуры не основывалось на решении дел большинством. Каждый коллега в пределах своей должности мог делать распоряжения совершенно самостоятельно. Все граждане обязывались повиноваться этим распоряжениям так, как будто издавший их являлся единственным представителем должности. Однако другой коллега мог вмешаться в действия своего коллеги и посредством интерцéссии - произнесением слова «вéто» лишить любое его распоряжение силы. Вышестоящий магистрат обладал правом отмены решений нижестоящего магистрата. Например, диктатор мог отменить распоряжение любого магистрата. Консул обладал таким правом относительно претора, эдила и квестора. Плебейский трибун имел право интерцессии относительно всех магистратов, кроме диктатора.

Право интерцессии явилось эффективным средством взаимного контроля магистратов и служило противовесом против узурпации - противозаконного захвата единоличной власти отдельными магистратами. В чрезвычайных обстоятельствах сенат назначал диктатора сроком до шести месяцев. Он обладал неограниченной властью. Все магистраты обязывались ему подчиняться. Раздробленная государственная власть восстанавливалась в руках одного лица во всей своей полноте.

5. Ответственность перед народом - высшие магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, по истечении должностного срока могли быть привлечены к суду народного собрания за злоупотребления, допущенные при отправлении должности.

Все права, которыми обладали римские магистраты, делились на две группы: «imperium» (импéриум) и «potestas» (ротéстас). Империум означал права, дающие более сильную, потестас - более слабую власть. Высшие магистраты обладали правом империум. Империум - это верховная и неограниченная власть, суверенитет, всеобъемлющее право приказывать гражданам именем всей общины. Права, обозначавшиеся термином империум, включали в себя следующие права высших магистратов: верховное командование войском, право заключать перемирие с неприятелем, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право делать предложения народу, которому оставалось отвечать на эти предложения согласием или несогласием, право издавать общеадминистративные распоряжения и принуждать к их исполнению, право гражданского и уголовного суда вплоть до смертной казни, право общаться с богами от имени общины. Потестас - это меньшая власть, выражающаяся в праве издавать обязательные для всех распоряжения в пределах своей компетенции (эдикты) и налагать штрафы.

Первыми магистратами стали два консула, которые считались преемниками царской власти, наделёнными всей полнотой власти с некоторыми ограничениями. Впоследствии количество магистратов непрерывно увеличивалось. Однако полнота государственной власти лишь разделялась между возрастающим числом магистратов. Высшие республиканские магистраты становятся тем же самым, чем был царь. По отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелен. Народ видел в лице соответствующего магистрата не своего слугу, а своего руководителя, господина. В Афинской демократической республике магистраты являлись слугами народа, благодаря своей выборности, возмездности, ответственности перед народом в период правления.

Магистраты делились на ординарных, то есть постоянных, ежегодно избираемых (консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, эдилы, квесторы) и экстраординарных, то есть непостоянных, избираемых при чрезвычайных обстоятельствах (диктатор).

Ординарные магистраты

Высшими должностными лицами римской республики являлись два консула, которые избирались на один год центуриатными комициями. Консулы (consules) считались преемниками власти царей. Однако о их полномочия с самого начала республики ограничивались отделением религиозных дел, введением обжалования в народное собрание смертного приговора, вынесенного консулом в пределах города. Затем компетенция консулов постепенно ограничивалась благодаря введению ряда новых магистратур. Тем не менее, до конца республики консулы являлись высшими магистратами, обычными председателями сената и народных собраний, предводителями римского войска. Главное назначение консула - военное дело.

Прéторы (praetores) первоначально считались помощниками, заместителями консулов в их отсутствие. Затем с 367 г. до н.э. они осуществляли руководство правосудием. Преторы, число которых росло, достигнув при Цезаре шестнадцати, избирались центуриатными комициями на один год.

Цéнзоры (censores) - два должностных лица, избираемых центуриатными комициями раз в пять лет. Цензор не отвечал за свои действия. Против него могла быть только интерцессия его коллеги, но не прочих магистратов. Даже трибуны не имели права интерцессии против цензора. Цензоры выполняли следующие функции: производство народной переписи, распределение граждан по трибам и центуриям, заполнение сената, контроль за нравами, управление государственными доходами и расходами: отдача на откуп налогов, сдача в аренду государственных земель, заведование постройкой общественных зданий.

Плебейские трибуны (tribuni plebis) избирались только из плебеев трибутными комициями на годичный срок. Число их постепенно возросло до десяти. Они не имели самостоятельной компетенции, определённой сферы управления, обладали правом вмешательства в деятельность магистратов, правом veto - протеста на распоряжения сената и всех магистратов, кроме диктатора и цензора. Трибунат был создан с целью защиты народа от произвола магистратов. Главное исходное назначение трибунов - защита плебеев.

Во второй половине республики трибуны стали главными представителями законодательной инициативы, с предложениями законопроектов трибутным комициям. Они часто выступали уголовными обвинителями против бывших магистратов, виновных в злоупотреблениях.

Эдúлы (aediles)- четыре должностных лица - два плебейских и два курульных, избираемых трибутными комициями на один год. Они следили за чистотой улиц, за общественным порядком, за торговлей на рынках, за снабжением города продовольствием, заботились об организации публичных игр, главную часть расходов по которым они принимали на себя.

Квéсторы (quaestoгes) - низшая магистратура, избираемая в трибутных комициях. Они заведовали государственным архивом и государственной казной. В качестве казначеев они сопровождали всех военачальников, кроме диктатора.

Диктатор

Экстраординарной, непостоянной магистратурой являлся диктатор (dictator). Он по указанию сената назначался одним из консулов из бывших консулов в случае крайней внутренней или внешней опасности для государства. Когда требовалось единство действий, и на короткий срок, римляне как бы восстанавливали под названием диктатуры единоличную власть с неограниченными правами. Цель этой магистратуры - централизация власти для преодоления кризисной ситуации - для отпора внешней опасности, оражения агрессии или прекращения внутренних смут. Поэтому диктатор не имел коллег и считался высшим магистратом. Все остальные магистраты обязывались ему повиноваться. Даже трибун не имел права veto на решения диктатора.

Власть диктатора прекращалась по окончании вверенного ему дела и, во всяком случае, не должна была продолжаться свыше шести месяцев. Диктатор не мог быть подвергнут суду за свою деятельность. Диктатор фактически отличался от царя только коротким сроком своих полномочий.

Наши рекомендации