В 1936 году была принята новая Конституция СССР, где законодательно закреплены первые итоги социалистического строительства.
Тема: СССР и мировое сообщество накануне и в ходе во Второй мировой войны. Основные тенденции и противоречия в развития послевоенный период. Переход к постиндустриальному этапу развития мировой цивилизации и застойные тенденции в развитии СССР в 1970-80гг.
Мировой экономический кризис 30-х гг., территориальные проблемы в послевоенной Европе, породили агрессивную политику униженной Германии и породили идеологию национал-социализма и фашизма.
Близкие тенденции в таких странах, как: Италия, Португалия, Румыния, Испания и др.
На Востоке, агрессивную имперскую политику в отношении Китая и Индонезии проводила милитаристская Япония.
С 1933 г., после прихода к власти в Германии фашистов, мир стал активней продвигаться к очередному Мировому конфликту, который поэтапно назревал с 1936 по 1939 год, и с 1 сентября 1939 началась самая затяжная и самая страшная по своим последствиям Вторая Мировая война:
-военные действия шли на территории 40 государств (принимало участие 72 государства),
-были вовлечены около 2 млрд. человек,
-было мобилизовано около 110 млн. человек,
-война продолжалась 2200 дней.
В итоге: погибло 60 млн. человек, включая гражданские лица. СССР потерял около 27 млн. населения (причем около 8 млн. солдаты и офицеры). На Советском Восточном фронте Германия и её союзники потеряли от 70 до 80 % своих сил. За 4 года войны на Советском фронте были проведены:
-более 50 стратегических операций,
-более 250 фронтовых операций,
-около 1000 армейских операций.
Недостаточная подготовка к войне в 1941-1942 г. привела к тяжелейшим поражениям и потерям, однако наличие созданного в 30-е годы военно-промышленного комплекса, колхозно-кооперативного строя в деревне, позволило в 1943 году превзойти экономику Германии, и её союзников, по качеству и количеству военной техники, военному профессионализму.
В итоге война завершилась осенью 1945 года. Экономическая помощь от стран-союзников составила от 7 до 8%.
Фактически во Второй Мировой войне противостояли друг другу два блока:
1.индустриально – капиталистический, в лице США, Великобритании, отстаивавшие интересы правового государства и демократии, западных ценностей цивилизации и агрессивный блок милитаристских стран, отстаивавших идеологию национализма, фашизма и тоталитаризма, превосходство одних высоко - развитых наций над другими отсталыми. Так, например, конкретно уничтожались еврейская, славянская и цыганская нации.
В объективных условиях противостояния агрессору, страны демократические пошли на союз с СССР, при этом серьёзно опасаясь коммунистической идеологии и недемократичной тоталитарной советско-партийной системы, созданной И.В. Сталиным.
В итоге после поражения агрессивного блока в войне, капитуляции Германии, а затем и Японии, укрепления позиций СССР, в Европе вызвало серьезное опасение у бывших союзников СССР - США и Великобритании за судьбы европейской государственности и демократии.
В 1946 году после смерти Рузвельта, президент США Трумэн и Черчилль в Фултоне определили необходимость сдерживания и отбрасывания коммунизма, отказа от близкого союзничества, что привело к ситуации Холодной войны в послевоенном мире.
С учетом наличия у США атомного оружия, предполагалось продолжение гонки вооружений и их новых видов, экономических санкций против СССР и его союзников, создание новых военно-политических блоков (с 1946 по 1991 г.). В этот период, (послевоенный) мир разделился на две противоположные противоборствующие системы:
1. индустриально-капиталистическую,
2. индустриально - социалистическую, во главе с США и СССР.
В 1949г. создан блок НАТО для военного сдерживания СССР.
В 1955г. создана система стран Варшавского договора во главе с СССР, расширено военное присутствие советских войск в Германии, Чехословакии и Польши.
В 1947г. была создана советская атомная бомба, в 1953 году водородная. К началу 70-х сложился примерный паритет (равенство) стратегических ядерных оружий, что привело к этапу разрядки международной напряженности, ослаблению Холодной войны.
Однако в 1979году, после введения советских войск в Афганистан, начался новый, ещё более жесткий этап Холодной войны, который в итоге СССР проиграло.
Соревнование двух систем серьезно отражалось на развитии стран третьего мира: Азии, Африки, Южной Америки, которые выбирали в этот период различную ориентацию.
Еще в довоенный период в СССР сложилось мощное государство тоталитарного типа, в основе, которой лежала административно-командная система с режимом личной власти Генерального секретаря коммунистической партии И. В. Сталина, при активном использовании партии, как единого механизма управления всем государством.
В послевоенный период сталинская административно-командная система, выдержав проверку войной, сохранилась, были продолжены и репрессии (1949-1952 гг.).
После смерти Сталина, началась борьба за власть Маленкова, Берии и Хрущева. Победу одержал Хрущев, фактически стал первой фигурой партии, а затем и в Советском правительстве.
На XX съезде КПСС в 1956г. в закрытом докладе Н.С. Хрущёва был подвергнут серьезной критике культ личности Сталина.
Его последствия:
-началась частичная демократизация политической системы,
-отказ от методов репрессий,
-более полмиллиона были освобождены.
А в 1961 году после решений ХХI съезда, тело И.В.Сталина было вынесено из мавзолея и захоронено у Кремлевской стены.
Н.С. Хрущев понимает необходимость дальнейшей модернизации в связи с развернувшимся вторым этапом НТР 50-60 гг. (слияние науки и производства), применение новых ядерных технологий, развитие военного оборонного комплекса, космического комплекса.
В результате проведенных реформудалось достигнуть паритета с США и Западом. Однако попытки реорганизации Советской и партийной системы, возникновение элементов культа личности самого Н.С.Хрущева, в итоге привели к его смещению с занимаемых должностей, в октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС и с поста секретаря ЦК КПСС.
Генеральным секретарем был избран Л. И. Брежнев - сторонник коллегиального, коллективного управления и постепенного стабильного развития государства и общества.
В итоге, были разработаны и проведены реформы в экономической области (с 1965 по 1973гг.), под руководством председателя Совета министров СССР Косыгина А. Н. Однако, после открытия и разработки месторождений нефти и газа в Сибири, постепенно эти значимые реформы были свернуты, их результаты дали лишь временный эффект, что в итоге привело к сырьевой направленности экономики, приоритету тяжелой и добывающей промышленности. Данная ситуация с середины 1970-х годов привела к застойным тенденциям в экономике, аграрном секторе, падению эффективности производства, в связи с недостаточным развитием и внедрением новейших технологий в легкой и перерабатывающей отраслях промышленности. Начавшийся третий этап НТР (конец 70- 80-х годов) быстрый переход западных и ряда передовых азиатских стран (Япония, Сингапур, Ю.Корея) к постиндустриальному, информационно-технотронному обществу с новейшими технологиями и коммуникациями привели к глобализации мировой экономики и культуры, к очередному отставанию и кризису в СССР, острой необходимости в модернизации и перестройке устаревших механизмов госудаственной соцэкономики и политических отношений в обществе.
ЛЕКЦИЯ № 9 : Современная Российская модернизация конца 20 - начала 21 века. Проблемы и противоречия перехода российского государства и общества к постиндустриальному этапу развития.
Кризисные тенденции в Советском государстве и обществе достаточно четко обозначились с середины 70-х гг. Продолжалось противостояние двух мировых систем: капиталистической и социалистической. На западе и в США (в 1974-75 гг.), после очередного серьезного циклического кризиса, перешли к новой государственной экономической политике, связанной с переходом к постиндустриальному развитию: применение новых видов топлива, развитие новейших компьютерных и цифровых технологий, завершение автоматизации и роботизации сложных процессов производства, развитие биотехнологий, генной инженерии, космических, спутниковых технологий на основе 3 этапа НТР.
Однако это было связано с отказом от идеи государственного контроля экономики и финансов, развития монетаристской схемы свободного рынка и эффективного частного предпринимательства.
Одновременно усиливается кризис социалистической системы во главе с СССР, так как реформы Косыгина (второй половины 60-х годов) дали лишь частичный эффект по интенсивному развитию военно-промышленного комплекса, развитию машиностроения и добывающей нефтегазовой промышленности.
Однако по-прежнему, в предкризисном состоянии находился сектор легкой промышленности и сервиса, и сельское хозяйство.
В итоге к началу 80-х гг. экономика находилась в ситуации стагнации, серьезного застоя, который фактически привел к продовольственному кризису.
Сохранение стабильности политического руководства, во главе (с 1976г.) Л.И. Брежневым, также способствовала кризису политической системы власти, определяла необходимость реформирования советского строя экономики.
Наведение порядка и дисциплины были предприняты в 82-83-х гг., новым руководителем партии правительства Ю.В. Андроповым.
С 1985 года, после прихода к власти М.С. Горбачева, наконец, были обозначены задачи глобальной перестройки в системе государства и общества :
-необходимости реорганизации,
-модернизации советского государства и общества,
-социалистической плановой экономики.
Однако этот курс был обозначен не сразу, а вырабатывался с 1985 по 1987гг.
Основными идеями перестройки как модернизации были:
-обновления социализма, - расширение гласности, свободы слова и печати ,
-использование социалистического потенциала государства и экономики,
-введение хозрасчета,
-введение элемента рыночного регулирования,
-введение самофинансирования, самоокупаемости предприятий
-введение индивидуальной трудовой деятельности и кооперативов (малого и среднего бизнес).
-становление неформальных некоммерческих общественных и культурных организаций, клубов.
Демократизация в политической сфере увязывалась подготовкой политической реформы системы органов Советской власти.
А именно:
-принципа разделения властей,
-выделения института президентства,
-изменения системы выборов - не менее 2 альтернативных кандидатур.