Государственный суверенитет в федерации и в международных отношениях.
Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, выражающееся в ее способности быть независимым при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства. Суверенитет государства в его внешнеполитическом аспекте ограничен системой международных правовых отношений, а во внутреннем плане - демократическим правом народа выступать единственным источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы, обусловливающие суверенитет государства, имеют тенденцию к постоянному сближению и взаимодействию, определяя тем самым демократизацию всего мирового порядка. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства. Всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем, выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение [5].
Теория «ограничения государственного суверенитета»
Теория ограниченного суверенитета (М. Ветошкин, С. Я. Ошеров, Н. П. Фарберов, М. А. Биндер, М. Т. Байхманов) исходит из признания параллельного существования государственных суверенитетов Федерации и ее субъектов. При этом подчеркивается ограниченность государственного суверенитета республик государственным суверенитетом Федерации. Данная теория имеет свои корни в советской доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик в составе СССР, основанной на концепции «Союза суверенных республик, сохраняющих свою независимость» [6]. Значительная часть теорий «ограничения государственного суверенитета» уходит корнями в геополитику. На взгляд Спикмена, если государство по этим критериям оценивается невысоко, оно должно вступить в общий союз и уступить часть своего государственного суверенитета ради мирового геополитического порядка.
Другие американские ученые (Харрисон, Вейгарт) обосновывали ограничение государственного суверенитета с экономических позиций и увязывали его с лидирующим положением США. Они пытались доказать, что малые страны экономически нежизнеспособны и должны добровольно отказаться от «экономического суверенитета», подчинившись большим державам. Макроэкономическое управление в этом случае должно осуществляться Соединенными Штатами, а малые страны будут выполнять лишь роль поставщиков сырья. Видными представителями экономической составляющей теории ограничения государственного суверенитета являются Гарднер и Митрани. Гарднер возлагал надежду на подчинение США остальной части человечества за счет развитого предпринимательства, определяющего мировой порядок (worldorder business). Митрани в качестве важнейшего фактора мировой интеграции рассматривал контролируемые США международные финансовые институты.
Некоторые американские теоретики (Дейч, Киссинджер, Снайдер) выступают с позиций коммуникативного подхода к обоснованию необходимости ограничения государственного суверенитета и создания мирового правительства. Особый блок теоретического обоснования ограничения государственного суверенитета составляют концепции некоторых американских юристов-международников (Адлер, Джессеп, Кельзен). Суверенитет государства понимается ими исключительно как мотив и предпосылка войн. Отмена государственного суверенитета позволит обеспечить мир на Земле. Вместо конкуренции государств должно быть установлено «господство международного права»[7].Признание принципа верховенства международного права над национальным связывают с именем Кельзена.
Список используемой литературы:
1. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
2. Кельзен Г. Чистое учение о праве Сб. пр. М., 1986. С. 78.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 212.
4. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003. - № 1.
5. Нерсесянц В.С.История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв. - М.: Наука, 1999.
6. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания - М., 2002.
7. Эбзеев Б.С. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. - М., 2002.
[1] Нерсесянц В.С.История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв. - М.: Наука, 1999.
[2] Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания - М., 2002.
[3] Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003. - № 1.
[4] Эбзеев Б.С. Государственная власть. Федерализм. Местное самоуправление. Защита прав и свобод граждан: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. - М., 2002.
[5] Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
[6] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 212.
[7] Кельзен Г. Чистое учение о праве Сб. пр. М., 1986. С. 78.