Подсчет бюллетеней установленной формы.

После сортировки бюллетеней производится подсчет голосов избирателей. Не менее чем два члена УИК с правом решающего голоса подсчитывают бюллетени отдельно по каждому кандидату.

После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены УИК с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов УИК с правом решающего голоса.

Наблюдатель обязан визуально просмотреть и пересчитать все бюллетени в каждой стопке на предмет соответствия их сортировки по каждому кандидату, по каждому федеральному списку, против всех кандидатов, против всех федеральных списков, на не действительные бюллетени, на бюллетени не установленной формы.

После этого членами УИК производится проверка контрольных

соотношений данных, внесенных в Протоколы об итогах голосования.

Наблюдатель должен лично ознакомиться с третьими экземплярами протоколов, внести из них все данные в свои копии Протоколов (или получить в УИК ксерокопии официальных протоколов) и обязательно заверить свои копии (или ксерокопии) Протоколов у председателя или секретаря УИК, которые обязаны сделать запись: «Копия верна», расписаться, поставить дату, время и печать соответствующей УИК. Взаверенных копиях Протоколов исправления не допускаются. В случае внесения исправлений необходимо делать у председателя или секретаря комиссии заверяющую запись: «Исправленному верить».

Председатель, его заместитель или секретарь УИК обязаны расписаться с указанием своей должности и фамилии и поставить печать УИК на каждой странице копии Протоколов в качестве его заверения.

Особенности подачи заявлений и жалоб в избирательные комиссии.

Основное оружие наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса - это ручка и бумага. Они должны знать как и в каких случаях, что подается и в какие инстанции.

Акт о нарушении избирательного законодательства (Приложение 11)- составляется во всех случаях нарушения закона в ходе голосования и подсчета голосов;

Заявление (Приложение 12) - подается председателю ИК или лицу его заменяющему с просьбой о прекращении нарушений избирательного законодательства и принятия мер к устранению нарушений, а также привлечения виновных к ответственности;

Жалоба (Приложение 13) - подается в вышестоящую ИК или суд на действия (бездействия) должностных лиц или лиц, нарушающих избирательное законодательство.

Полученные в УИК протоколы и копии жалоб и заявлений доставляются в штаб кандидата, от которого действует наблюдатель.

Типичные нарушения

• воздействие на избирателей, наблюдателей или членов ИКпутем подкупа или обещания вознаграждения;

• угрозы избирателям, наблюдателям или членам ИК, членамих семей;

• распространение незаконно выпущенных агитационныхматериалов;

• подмена или попытки уничтожения документов строгойотчетности;

• ограничение доступа в УИК представителям СМИ;

• ограничение гласности и открытости выборов (нет доступанаблюдателей).

Во время голосования

• отсутствие проверки избирательных урн при открытииизбирательного участка;

• использование незарегистрированных и неопечатанныхизбирательных урн;

• несоответствие числа бюллетеней, полученных по акту и ихреальному количеству;

• присутствие в избирательной комиссии лиц, не имеющих нато право;

• отсутствие (исчезновение) документов строгой отчетностиили несоответствие их числа передаточным актам;

• задержка с открытием избирательного участка (позже 8.00)

• оставление избирательного участка более 50% членов ИК справом решающего голоса;

• изменение местонахождения избирательного участка;

• оказание помощи советом избирателю в выборе «за когоголосовать»;

• безосновательный отказ в выдаче бюллетеней зарегистрированным избирателям;

• попытки получить бюллетень за другого, в том числе иродственника;

• вмешательство в свободу выбора и тайну голосования;

• ведение предвыборной агитации в День голосования;

• официальное разрешение голосования вне кабин для тайногоголосования;

• попытки фальсифицировать голосование (вброс бюллетенейв ящики).

Нарушения, связанные с бюллетенями и подсчетом голосов

• нарушение целостности пломб на урнах;

• использование бюллетеней поддельных или не установленного образца;

• кража или подмена бюллетеней;

• перекладывание бюллетеней из одной стопки в другую послесортировки;

• доступ к бюллетеням лиц, кроме членов комиссии с правомрешающего голоса;

• кража, уничтожение или подмена бюллетеней во время ихперемещения с места голосования к месту подсчета голосов (подсчетпроисходит в помещении для голосования);

• умышленная порча бюллетеней, превращение их в недействительные;

• неправильное оглашение и фиксирование содержания бюллетеня;

• фальсификация подсчета в пользу одного из кандидатов;

• сообщение ложных сведений о результатах голосования;

• неоправданная задержка (или поспешность) в подсчетеголосов;

• подписание членами комиссии незаполненных протоколов;

• неспособность обеспечить сохранность или доставку избирательных документов по назначению;

• нарушение порядка хранения документов строгой отчетности;

• представление наблюдателям и СМИ искаженной информации о выборах;

• увоз с УИКа вместе с итоговым протоколом всех бюллетеней вТИК;

• осуществление повторного подсчета без наблюдателей иличленов комиссий с правом совещательного голоса.

Приложение 11

АКТ

Наши рекомендации