Внешние аспекты имиджа политика
Внешняя составляющая имиджа политика имеет множество компонентов, которые можно дифференцировать на:
• полученные человеком от природы (рост, комплекция,лицо, цвет кожи, волос, глаз);
• приобретаемые неосознанно в течение жизни (жестикуляция, мимика, походка, манеры);
• создаваемые целенаправленно (прическа, макияж, одежда, автомобиль, сопровождение) и т. д.
Внешняя привлекательность политика существенно влияет на то впечатление, которое возникает у людей от кандидата. Спонтанное зрительное восприятие часто создает психологическую установку приятия или неприятия человека. Именно в первые минуты общения создаются или разрушаются такие стереотипы восприятия политика, как: «свой - чужой», «опасный - не опасный», «приятный -неприятный», «честный - лгун». Если первое впечатление негативное, то вполне возможно, что это создаст непреодолимые трудности для политика в дальнейшем.
Создание имиджа - в большой степени работа непосредственно с политиком. Это постановка речи, выражения лица, мимика, создание стиля в одежде и прическе, выработка определенных навыков и стереотипов поведения, отказ от плохо воспринимаемых населением привычек, постановка появлений политика на публике и его выступлений и т. д.
Труднее всего в этом смысле работать с кандидатами, имеющими завышенную самооценку и поэтому невосприимчивыми к внешнему мнению. Если у такого политика преобладает убеждение, что с его «имиджем» все в порядке, то переубедить его очень трудно.
Для успеха в создании имиджа необходимо, чтобы сам кандидат хотел измениться внешне и внутренне. Однако нельзя забывать и тот факт, что многие опытные лидеры подсознательно чувствуют фальшь в предложениях имиджмейкеров, выстраивающих теоретически стройные схемы, которые, однако, не работают на практике. Поэтому условием успеха является взаимная открытость кандидата и имиджмейкера, готовность обоих прислушиваться к мнению друг друга.
Внешность. Очень многие начинающие политики убеждены, что имидж связан в основном с внешностью. Это, конечно, далеко не так. Однако, внешность - действительно одна из самых главных составляющих имиджа.
Внешняя привлекательность, конечно же, существенно влияет на то впечатление, которое политик создает у окружающих, однако одной привлекательности недостаточно для формирования даже первого целостного впечатления. Очень важна мимика, жесты, эмоциональность, уверенность в поведении, одежда, умение общаться.
При целенаправленной работе над имиджем надо всегда помнить, что внешность должна соответствовать тем стереотипам образа жизни, которые соответствуют аудитории общения.
Одежда Известно, что представители фракции КПРФ в Государственной Думе не любят одеваться в слишком дорогие костюмы -ведь они защищают интересы обездоленных! Попытка одного из кандидатов от КПРФ стать губернатором не удалась во многом из-за того, что он не смог отказаться от дорогих иностранных костюмов, бриллиантовых колец, часов «ролекс» и иных дорогих аксессуаров во время избирательной кампании. Прежде всего, он не был принят местной партийной организацией - не сумел убедить партийцев в своей близости простому народу.
В отличие от фракции КПРФ, представители фракции СПС в Думе одеваются модно, часто эпатажно, ведь у них другая электоральная аудитория, ориентированная на западные критерии внешних атрибутов личного успеха.
Однако политику иметь приличный внешний вид недостаточно. Надо, чтобы он чувствовал себя в одежде комфортно и уверенно. Ведь, если это не так, то политик неосознанно передает свои негативные ощущения окружающим.
Часто именно одежда делает образ политика легко узнаваемым, близким его избирателям. Невозможно вообразить У. Черчилля без его жилета с цепочкой, а И. Сталина без кителя и трубки. У современных российских политиков можно вспомнить кепку Лужкова или полувоенный френч раннего Жириновского.
Человек, по роду своей деятельности вынужденный быть на виду, обязан в любой ситуации чувствовать себя «хорошо упакованным», не сомневаться в том, что он выглядит на должном уровне в глазах избирателей.
При этом общее правило гласит, что одежда не должна привлекать слишком много внимания, ее роль сводится к тому, чтобы помочь донести имидж политика до публики. Одежда должна помогать, а не подавлять человека.
Выбор одежды строго индивидуален, но есть общие правила, следуя которым политик может ошибаться реже.
Одежда должна говорить о политике без слов, приближать и одновременно возвышать его над аудиторией, в которой он собираться произвести впечатление. Поэтому костюм должен быть подобран так, чтобы человек выглядел благополучным, уверенным, авторитетным и в то же время не подчеркивал явных различий
политика с аудиторией, не демонстрировал кричащего превосходства над основным контингентом избирателей.
При этом политик может быть одет более изысканно и дорого, чем аудитория. Обратное не допустимо. Ботинки должны блестеть всегда, рубашка быть свежей и не слишком узкой, а галстук иметь сдержанный рисунок и не резать глаз. Хорошо бы, чтобы носки не сползали на башмаки и не демонстрировали публике голые лодыжки или кальсоны политика.
В большинстве ситуаций политику подойдет классический стиль: строгий костюм, светлая рубашка, галстук. При этом (что особенно важно во время избирательной кампании) частая кардинальная смена гардероба не приветствуется. Даже, если политик меняет костюм, публике изменение стиля не должно быть заметно.
Особое внимание необходимо уделять одежде при подготовке выступления на телевидении. На телеэкране могут вибрировать и сливаться некоторые цвета и рисунки тканей. Например, нежелательно использовать на рубашке, костюме или галстуке такие рисунки, как полоски, горошек, радужные узоры, клетка, пестрые узоры. Чаще всего неуместны красный, желтый, оранжевый или иные яркие цвета. Они «вибрируют» и человек пропадает на фоне этой вибрации. Мощные софиты вносят дисбаланс и в такие традиционные цвета как черный и белый. Фото- или телекамере сложно объединить крайние цвета спектра, поэтому возникают проблемы при воспроизведении сочетаний: белое лицо и черный костюм, черно-белый рисунок ткани. Поэтому не рекомендуется надевать перед телесъемкой белого, черного, красного. Более предпочтительны серые, голубые тона.
Необходимо избавиться от всего блестящего, стеклянного, в том числе от блестящих тканей. Они создают блики, которые могут изменить лицо выступающего. Почти такие же требования предъявляются и к позированию перед фотографом.
Так как политик всегда должен быть готов к встрече с телевизионщиками или фотографами, то рекомендуется отказаться от ослепительно белых рубашек, также как и от ярко голубых, неоновых. Вместо них можно выбрать рубашки серых оттенков, которые при съемке выглядят как белые и в тоже время не дают бликов.
Для появлений на публике лучше всего выбрать спокойный, нейтральный галстук, не отвлекающий внимания от лица. Опытные политики часто носят в кармане проверенные «телевизионные» гал-
стуки, ведь галстук эта та часть туалета, которая способна быстро донести информацию о социальной принадлежности человека. Обычно политику следует избегать ярких галстуков, в горошек, клетчато-полосатых, блестящих. Недопустимы черные, большинство красных и белые галстуки.
Грим При выступлении на телевидении грим совершенно необходим как женщинам, так и мужчинам. Грим на телевидении предназначен для нивелирования двух основных факторов: яркого света телевизионных софитов и увеличивающих объективов. Они способны состарить человека, сделать из него злодея или замученного болезнями старика. Проблема в том, что софиты отбрасывают резкие тени, а объективы их еще и увеличивают. Тени ложатся под глазами и в мелких морщинах на лице, что резко их увеличивает. Камера увеличивает мелкие недостатки лица, которые даже при непосредственном общении незаметны. Телекамеры подчеркивают щетину, делая цвет лица синюшным, выделяют бородавки, морщины, прожилки, любые неровности кожи. Лицо, лысина, лоб начинают блестеть. Розовый или красноватый оттенок кожи на экране будет выглядеть еще краснее. Именно поэтому даже уверенному в себе человеку перед выступлением на телевидении нужен грим или хотя бы легкое припудривание кожи. Это относится и к мужчинам! Так же при телесъемке подчеркивается неопрятность одежды. Политик должен понять, что внешность самым неожиданным образом может приобретать или терять для него голоса избирателей.
Автомобиль и сопровождение Для многих российских политиков дорогой автомобиль, бросающаяся в глаза многочисленная охрана и свита - реальные и любимые символы успеха. В то же время не всегда такое поведение находит понимание у избирателей. Умный политик обычно оставляет дорогой автомобиль за 500 метров от места встречи с избирателями и пересаживается на «Волгу», сохраняя свой имидж народного политика при контактах с простым народом. О таком «правильном» поведении часто забывают некоторые молодые политики, которые при этом пытаются произвести благоприятное впечатление на обездоленные слои электората. Так, можно вспомнить одного из кандидатов в Московскую городскую думу, который, будучи руководителем криминальной милиции района, приехал на встречу с избирателями на новом «Мерседесе», с дорогим бриллиантом на пальце и золотой
цепью на шее. При этом он рассказывал собравшимся в клубе избирателям о том, как оскорбительно мала зарплата офицера милиции и как это плохо влияет на борьбу с преступностью в районе. Избиратели ему не поверили.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что внешние атрибуты имиджа - внешность, одежда, аксессуары, машины, стиль жизни - политика, ориентированного на популярность в среде избирателей, должны быть подчинены главной цели - созданию образа, который может приблизить его к основной массе избирателей и победе на выборах.
Многие люди придают очень большое впечатление внешности и другим внешним атрибутам избранника. Поэтому одежда, другие аксессуары должны нести мощный информационный посыл, преодолевающий барьеры между политиком и избирателем, создавать позитивную установку для дальнейшего общения.