Деидеологизация общества и управления

Идеология – общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми)интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религии.). Тотальная идеализация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику управление, право, семью и быт людей. Сверхидеолизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеализированный человек – раб навязанной ему идеологии. Периоды тотальной сверхидеолизации периодически охватывает те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом, который был фашизм, именовавший себя в Германии национал – социализмом. Между тотальной идеализацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные воины, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможна только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свобода печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства. Негативное отношение к государству и внеправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие обще социальные (общечеловеческие) потребности, но именно с

ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошее сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.

Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Возьмем Российское правовое государство. Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы. Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.

А в заключении хочу привести такую цитату: «…я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги…» Платон «Законы».

Библиографический список литературы

1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М.: 1990 г. - № 11

2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

4. . Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

5. Гражданский кодекс РФ 2008г.

6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации // Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

8. Конституция России 1993г.

9. . Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 1994- № 2.

10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

11. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико- правовой мысли. М.: 1980г.

12. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

13. Права человека. основные международные документы –М.: 1990 г.

14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г

15. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

16. Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г.

17. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

18. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию – М.: 1993г.

19.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12

20. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г.

Наши рекомендации