Общие принципы социальной защиты

Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по разному, разделены на четыре группы:

1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

1. (Контитнентальная или Бисмарковская)К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляютопределенные суммы вэтотстраховойфонд.

2. (Бевериджская) Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

3.К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.

4.(Рудиментарная) К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет несколько функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.

1) Риск заболевания:выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

2) Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.

3) Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

4) Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

5) Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.

6) Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия

7) Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.

8) Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

9) Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.

Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.

Подготовка социальных работников за рубежом

В Стокгольме (Швеция) в 1921 г. создается социально-полити­ческий институт, в котором начинается подготовка по двум направ­лениям - финансовому и социальному, но число специалистов в об­ласти социальной работы, получивших образование в Швеции, оставалось в то время незначительным, многие желающие стать со­циальными работниками уезжали получать образование в США. В 1940-х гг. в Швеции создаются специальные социальные институ­ты в Гетеборге (1944) и Лунде (1947). Специалисты, получившие дипломы, направлялись в коммуны, где занимались административной деятельностью, а также в больницы и психиатрические кли­ники, школы, биржи Труда, тюрьмы. Социальная работа в Швеции проводилась в основном в рамках муниципальной социальной помощи, характер и объем которой определялся законодательством.

Позднее начинает развиваться направление в социальной работе, называемое психосоциальной работой. Мария Алмквист, получившая образование в США, стремилась ввести новый учебный курс по социальным методам, что встретило сопротивление в ву­зовских и административных кругах, так как у многих практиков существовал страх перед американизацией. Как видим, шла ре­конструкция учебного процесса, и в 1964 г., когда социальный ин­ститут в Гетеборге был переименован в Высшую социальную шко- лу, проблемы курса «Социальные методы» уже выносятся на экзамены. В 1977 г. Высшая социальная школа была включена в структуру Гетеборгского университета.

В настоящее время в Швеции обучение по программе подготов­ки социономов (или социальных работников, получивших универ­ситетское образование) включает в себя две ступени - бакалавриат и магистратуру. Структура и содержание этих уровней постоянно меняются.

В Дании к концу 1930-х гг. на государственном уровне возник­ло понимание важности и необходимости специальной подготовки социальных работников. В этот период врач запаса и руководитель службы «Пособия матерям» О. Якобин и социальный помощник М. Люттихау разрабатывают собственный план обучения социаль­ных помощников. Врач отделения одной из муниципальных боль­ниц К. Клеменсен организовывает первые в Дании курсы, которые стали называться «Социальная школа». Цель ее — дать учащимся общие основы социального обучения, а также специальную подго­товку для работы в данных службах.

В программах, действующих до 1952 г., выделялись два уров­ня: первый - научить понимать проблемы клиента, второй - дать знания для выбора методов решения проблем клиентов.

К 1973 г. в Дании существовало пять высших специальных учебных заведений. Программа обучения включала четыре блока:

1) медицина (анатомия, психиатрия и психическая гигиена,
генетика, гигиена здорового образа жизни и т.д.);

2) психология (детская психология, педагогическая психоло­гия и т.д.);

3) социальные науки (социология, право, экономика и т.д.);

4) факультативные курсы (религиозные и этнические аспек­ты социальной работы, бухгалтерия, деловое общение, практика
и т.д.).

ВОПРОСЫ:

1. Предпосылки формирования соц. защиты на Западе

2. Понятие социальной защиты

3. Общие принципы социальной защиты

4. Подготовка социальных работников за рубежом


Наши рекомендации