V. об изменениях в законах о браке, семье и опеке
19. Установить, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законов о браке, семье и опеке союзных республик.
Лица, фактически состоящие в брачных отношениях до издания настоящего Указа, могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.
20. Отменить существующее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состоит в зарегистрированном браке.
21. Установить, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоящей в зарегистрированном браке, ребенок записывается по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.
22. Производить в паспортах обязательную запись зарегистрированного брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, места и времени регистрации брака.
23. Установить, что развод производится публично, через суд. По просьбе супругов дело о разводе может в необходимых случаях, по решению суда, слушаться в закрытом судебном заседании.
24. Для возбуждения судебного производства о расторжении брака установить обязательное соблюдение следующих требований:
а) подача в народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием мотивов развода, а также фамилии, имени, отчества, года рождения и местожительства другого супруга; при подаче заявления о расторжении брака взыскивается 100 рублей;
б) вызов в суд супруга для ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом, и для предварительного выяснения мотивов развода, а также для установления свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство;
в) публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе с отнесением стоимости объявления за счет супруга, подавшего заявление о расторжении брака.
25. Народный суд обязан установить мотивы подачи заявления о расторжении брака и принять меры к примирению супругов, для чего обязательно должны быть вызваны оба разводящиеся супруга и в случае необходимости – свидетели.
В случае если примирение супругов в народном суде не состоялось, истец в праве обратиться с заявлением о расторжении брака в вышестоящий суд.
Установить, что решение о расторжении брака может выносить областной, краевой, окружной, городской суд или Верховный суд союзной и автономной республики.
26. Областной, краевой, окружной, городской суд или Верховный суд союзной и автономной республики, в случае необходимости расторгнуть брак, должен:
а) определить, при ком из разводящихся супругов и кто из детей остается, а также кто из родителей и в какой мере несет издержки на содержание детей;
б) установить порядок раздела имущества в натуре или долевом отношении между разводящимися супругами;
в) присвоить каждому из разведенных супругов, по их желанию, добрачную фамилию.
27. На основании состоявшегося судебного решения органы записи актов гражданского состояния выписывают свидетельство о разводе, при выдаче которого делается отметка о разводе в паспорте каждого супруга и взимается с одного или обоих супругов, по определению суда, от 500 до 2000 рублей…
Текст извлечен по изданию: Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». // Ведомости ВС СССР.– 1944. № 37.//СПС «Консультант Плюс».
Казусы по тексту Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»
1. Мать-одиночка Крюкина отдала своего второго ребенка в Дом малютки в августе 1946 г. В сентябре она получила пособие 100 руб. и потребовала от органов социальной защиты еще 50 руб., так как она мать двоих детей. Ей отказали. Какова была мотивация отказа?
2. Бабушка шести внуков Кузьмина, ожидая седьмого, сообщила соседкам, что бюджет семьи ее сына пополнится сразу на 2700 рублей: 2500 – единовременное пособие, 200 – ежемесячное пособие на седьмого ребенка. Права ли Кузьмина в своих расчетах?
3. Гражданка Фомина, ожидая рождения ребенка, говорила подругам, что очень рассчитывает на 1700 рублей единовременного пособия, которое положено при рождении пятого ребенка. Одна из подруг выразила сомнения, сумеет ли Фомина получить эти деньги так как, к сожалению, у нее будет не пятеро, а четверо детей – старший сын погиб на фронте. Чья позиция верна в данной ситуации?
4. Гражданка Мурина обратилась в суд по вопросу признания отцом ее ребенка гражданина Кулешова, который, будучи офицером, в течение полугода, когда их полк был расквартирован в городе, жил у нее. Мурина просила суд определить Кулешову алименты на содержание ребенка. В приеме заявления суд ей отказал. Почему?
5. Гражданка Цыпина при регистрации рождения своего сына в органах записи актов гражданского состояния попросила записать его на фамилию Ногин, мотивируя это тем, что это фамилия отца ребенка. Ей отказали. Почему?
6. В ЗАГС обратились бездетные супруги Сидоркины с просьбой о разводе, но им было отказано. Почему?
7. Капитан Парфенов, приехавший в сентябре 1944 г. после ранения в родной город, решил оформить в органах ЗАГСа свои отношения с гражданкой Зориной, с которой прожил уже 15 лет. Зорина, согласившись, сказала, что теперь они считаются молодоженами, но Парфенов утверждал, что официально их стаж семейной жизни по закону – 15 лет. Чья точка зрения верна?
8. Гражданка Сумкина заявила свекрови, что подаст заявление в народный суд о разводе с ее сыном и суд не только расторгнет брак, но и поделит их имущество. Свекровь выразила сомнение в правомерности утверждения невестки. Кто из них прав?
9. Гражданка Мушкина, намереваясь расторгнуть брачные отношения, утверждала, что причина ее поступка является ее личным делом и никого не касается. В заявлении, которое Мушкина принесла в ЗАГС, было изложено ее желание «ничего общего больше не иметь с этим мужчиной». Объясните, почему данное заявление не было у Мушкиной принято.
10. Мать-одиночка Веткина, услышав о налоге на малосемейных граждан, расстроившись, жаловалась сестре, что «зарплаты и государственного пособия еле-еле хватает на жизнь, а теперь и эта сумма уменьшится». Сестра успокаивала Веткину и утверждала, что она не права. Как мотивировала сестра свой вывод?
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХИюля 1956 г.
Начиная с 30-х годов XX в. политика советского правительства в области социальной защиты была направлена на развитие и расширение государственного обеспечения, где пенсионное обеспечение осуществлялось в форме непосредственно государственного обеспечения. Во-первых, расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам финансировались из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения. Во-вторых, получили широкое распространение льготные пенсии. Контингент имеющих право на льготы определялся обширными перечнями профессий и должностей. Льготы заключались в понижении возраста, дающего право на пенсию по старости, а также в понижении стажа, дающего право на эту пенсию. В 1946–1956 гг. сложилось довольно сложное законодательство о льготных пенсиях, что привело, фактически, к существованию двух параллельных систем. Проявлялись и другие недостатки пенсионной системы: несдерживаемый рост численности лиц, получающих льготные пенсии; расширение круга граждан, получающих одновременно и пенсию и заработную плату; неуклонный рост бюджетных расходов на выплаты пенсий. В связи со сложившейся ситуацией, для упорядочения процесса пенсионирования и был принят 5-й сессией Верховного Совета СССР после всенародного обсуждения 14 июля 1956 года Закон СССР «О государственных пенсиях».
В Законе были четко определены три основания назначения пенсий: по инвалидности, по старости и в случае потери кормильца; выделены критерии назначения пенсий: возраст, трудовой стаж и среднемесячный размер заработной платы. Возраст устанавливался – для мужчин 60 лет, для женщин 55, трудовой стаж – для мужчин 25 лет, для женщин 20. Для работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда стаж и возраст, для назначения пенсии были снижены.
Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.
В Законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:
- гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
- выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
- единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
-единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
-единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты.
Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.
Впервые Закон установил возможность назначения пенсии при неполном трудовом стаже – в размере пропорциональном этому стажу.
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ(Извлечение)В Союзе Советских Социалистических Республик право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР. Пенсионное обеспечение гарантируется созданным в СССР социалистическим строем, в условиях которого навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком, безработица и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Пенсионное обеспечение в советском государстве осуществляется полностью за счет государственных и общественных средств. Успехи в развитии социалистического хозяйства, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии Советского Союза, позволяют в настоящее время осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. В этих целях Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик ПОСТАНОВЛЯЕТ: I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1. Право на государственную пенсию имеют: а) рабочие и служащие; б) военнослужащие; в) учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров; г) другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; д) члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца. Статья 2. Государственные пенсии по настоящему закону назначаются: а) по старости; б) по инвалидности; в) по случаю потери кормильца. Статья 3. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Статья 4. Граждане, имеющие право на государственную пенсию, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком. Статья 5. Пенсии назначаются комиссиями по назначению пенсий, образуемыми исполнительными комитетами районных (городских) советов народных депутатов. Решение комиссии по назначению пенсий может быть обжаловано в исполнительный комитет районного (городского) совета народных депутатов. Статья 6. Выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы. Статья 7. Пенсии не подлежат обложению налогами. II. ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИСтатья 8. Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины – по достижению 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Статья 9. На льготных условиях имеют право на пенсию по старости: а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР: мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет; женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет; б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда – по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Рабочий или служащий имеет право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения ему этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы) Статья 10. Женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имеют права на пенсию по старости в более раннем возрасте… Статья 13. Пенсии по старости назначаются в следующих размерах:Месячный заработок(в руб.) | Пенсия | |||
рабочим и служащим, кроме работавших на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах | рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах | |||
в процентах к заработку | наименьший размер пенсии в руб.(без надбавок) | в процентах к заработку | наименьший размер пенсии в руб.(без надбавок) | |
До 350 (включительно) | ||||
От 350 до 500 вкл. | ||||
От 500 до 600 | ||||
От 600 до 800 | ||||
От 800 до 1000 | ||||
От 1000 и выше |
Текст извлечен по изданию: Закон о государственных пенсиях // Закон о государственных пенсиях: принят ВС СССР 14 июля 1956 г.– М.: Известия, 1956. 32 с.
Казусы по тексту Закона СССР «О государственных пенсиях»
1. Гражданка Семкина, получавшая пенсию по старости, в результате аварии стала инвалидом. Своим детям она сообщила, что теперь будет получать две пенсии и сможет быть материально ни от кого не зависима. Права ли она?
2. Гражданин Греков, которому исполнилось 50 лет, имел общий стаж работы 21 год. Последние 8 лет он работал бригадиром в литейном цехе. В свой день рожденья он сказал начальнику цеха, что хочет уйти на пенсию по старости на льготных условиях. Правомерно ли желание Грекова?
3. Гражданин Лукин, проработавший 40 лет на одном предприятии, по достижению 60 лет вышел на пенсию, которую ему назначили в 520 руб., исходя из заработной платы 1000 руб. в месяц. Лукин посчитал, что размер пенсии начислен не верно. Прав ли он?
4. У гражданина Варенникова, уходившего на пенсию в 60 лет и имеющего среднюю заработную плату 1200 руб., на иждивении оказалась жена – инвалид 1-ой группы. Какой размер пенсии будет у Варенникова?
5. Рассчитайте пенсию женщине, ушедшей на пенсию по достижению 55 лет при общем трудовом стаже 32 года и среднемесячной заработной плате 800 руб.
6. Выходя на пенсию, гражданка Уткина, в разговоре с подругой, обмолвилась, что пенсия у нее будет хорошая, хотя подоходный налог ее сумму уменьшит, но это не страшно, т.к. сын обещал ежемесячно помогать матери материально. Правомерно ли высказывание Уткиной?
7. 53-летняя гражданка Журавлева, у которой родился первый внук, обещала семье сына, что может легко им помочь: 25 лет трудового стажа есть и она, следовательно, спокойно может прекратить работать и заниматься с внуком – пенсию все равно начнут платить сразу. Сумеет ли Журавлева выполнить свое обещание?
8. Машинист башенного крана, молодой рабочий Кузьмин, из-за производственной поломки агрегата получил во время погрузки тяжелую травму и стал инвалидом. Его мать переживала, что сын будет получать очень маленькую пенсию, так как трудовой стаж у него всего три года. Верны ли опасения матери Кузьмина?
9. Потеряв сына, гражданка Семина, в разговоре с подругами, неоднократно говорила, что теперь материальное положение ее 10-летней внучки сильно ухудшится, так как на одну зарплату матери прожить очень сложно. Придется ей, Семиной, вновь, несмотря на пенсионный возраст, выходить на работу, чтобы помочь семье покойного сына. Правомерно ли высказывание Семиной?
10. Молодая вдова Рогова, мать 3-летнего сына, вторично вступила в брак. Мальчик очень полюбил нового супруга Роговой, но она не соглашалась с его желанием усыновить ребенка. Мотивировала Рогова свой отказ тем, что перестанет получать пенсию по потере кормильца для своего сына, а это ухудшит материальное положение их семьи. Муж с Роговой не соглашался. Кто прав в данном споре?