По организации внеаудиторной

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Для специальностей

Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Банковское дело

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и проводится с целью:

- формирования общих компетенций;

- закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений работать со справочной и специальной научной исторической литературой, с историческими первоисточниками;

- развития познавательных способностей и активности студентов;

- развития исследовательских умений.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем времени, отведённый на внеаудиторную самостоятельную работу, устанавливается в соответствии с рабочей программой дисциплины.

3. Во время выполнения студентами самостоятельной работы преподавателем при необходимости проводятся консультации в соответствии с графиком проведения консультаций.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 20 часов самостоятельной работы.

2. Внеаудиторная самостоятельная работа распределяется по темам дисциплины следующим образом:

Наименование тем Самост. работа студента
Введение.
Тема 1.3. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США.
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Тема 2.7. Советская концепция «нового политического мышления».
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности.
Всего

3. Основными видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» являются:

- анализ конкретных исторических ситуаций;

- подготовка сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

- составление схем-конспектов;

- выполнение тестовых заданий;

- составление словаря терминов;

- изучение отдельных вопросов;

- создание компьютерных презентаций.

4. Анализ конкретных исторических ситуаций осуществляется в ходе изучения всех тем.

Общие требования:

- работа выполняется в рабочей тетради;

- ответы на контрольные вопросы должны содержать обоснование принятого решения.

5. Подготовка сообщений, докладов, эссе, рефератов, рецензий осуществляется по всем темам дисциплины. Темы и перечень необходимой литературы предлагается преподавателем. Студенты могут использовать и другую литературу и интернет-ресурсы.

Общие требования:

- работа выполняется на листах формата А-4;

- общий объем сообщения, доклада – 1-2 листа, эссе – 3-4, реферата – 12-15, рецензии – 3-4;

- объем времени на выступление – до 5 минут;

- приветствуется не чтение материала, а его пересказ;

- быть готовым к ответам на вопросы.

6. Выполнение тестовых заданий осуществляется по всем темам дисциплины. Тестовые задания предлагаются преподавателем.

7. Изучение отдельных вопросов осуществляется по всем темам дисциплины. Для изучения используется как учебник, так и интернет-ресурсы.

Общие требования:

- работа выполняется в рабочей тетради (составление схем-конспектов, словарей, таблиц);

- приветствуется изучение дополнительной литературы, разрешается использование интернет-ресурсов;

- быть готовым к тестовому контролю знаний.

8. Создание компьютерных презентаций осуществляется по всем темам дисциплины. План презентаций и литература предлагаются преподавателем. Студенты имеют право при подготовке презентаций использовать и другую литературу и интернет-ресурсы.

Общие требования:

- работа сдается преподавателю на диске CD;

- приветствуется интересное оформление презентации;

- приветствуется четкое дозирование информации;

- быть готовым к опросу по теме.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

1. Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо завести папку с файлами и рабочую тетрадь. Выполненные студентами работы складываются в папку и при необходимости приносятся на учебное занятие.

2. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются тестирование, устные ответы, анализ конкретных ситуаций, индивидуальная проверка.

3. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- наличие всех работ, их самостоятельное выполнение;

- оформление материалов в соответствии с требованиями;

- обоснованность и четкое изложение ответа;

- уровень освоения студентами учебного материала;

- умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Самостоятельная работа № 1

Введение

Норма времени -2 часа

Цель:сформировать представление о причинах кризиса и краха СССР как важнейшего геополитического события новейшей истории в конце XX века.

Пояснения к работе: Уважаемые студенты, вам необходимо подготовить историческое эссе по одной из самых актуальных проблем темы "Введение" учебной дисциплины ОГСЭ.02 История.Эссе сдается преподавателю в печатном виде, лучшие - заслушиваются на аудиторном занятии. Регламент выступления - до 5 минут. Приветствуется обмен мнениями студентов о степени раскрытия проблемы, о версиях и хронологической последовательности событий. Эссе не читается, а рассказывается. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью.

Историческое эссе (сочинение) предполагает свободную форму изложения. Но все же рекомендуется придерживаться следующего плана:

1.Введение ((атрибуция)характеристика используемого исторического аудиовизуального источника - публицистического документального видеофильма; актуальность проблемы).

2.Основная часть:

а) историческая ситуация в СССР 1980-х - начале 1990-х гг., породившая всеобщий кризис;

б) версии причин распада СССР (суждения очевидцев событий, политических деятелей современной демократической России и стран Запада, ученых историков, позиция авторов фильма).

3.Заключение (выводы авторов фильма; Ваше мнение, существовала ли возможность сохранить СССР, аргументы в подтверждение).

Задание: подготовить историческое эссе на тему "Крах СССР: чья-то злая воля, чья-то глупость или результат глобального процесса смены социалистической модели развития на либерально-демократическую модель?"

Контроль:эссе заслушиваются на занятии

Исторический источник:публицистический документальный видеофильм "СССР. Крах империи" (часть 1).

Самостоятельная работа № 2

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Самостоятельная работа № 5

Норма времени - 2 часа

Цель:закрепить знания о демократических революциях 1989 года в странах Восточной Европы, последствиях развала "социалистического лагеря", краха СССР.

Пояснения к работе:Уважаемые студенты, вам необходимо выполнить самостоятельные задания по теме «Советская концепция «нового политического мышления» - подготовить доклады, презентации, ответ на контрольный вопрос, создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.. Выполненные задания заслушиваются на аудиторном практическом занятии №4 - "Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма»". Регламент выступления с докладом или презентацией 5-10 минут. Они должны точно соответствовать заданной теме, не читаться, а рассказываться. Преподаватель имеет право задавать выступающему дополнительные вопросы в случае, если тема не раскрыта или раскрыта не полностью. Ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются в начале семинара с целью актуализации знаний по теме.

Уважаемые студенты, реформы "перестроечного образца" потерпели крах как в СССР, так и в странах Восточной Европы. Коммунистические режимы рухнули. Лозунг "обновления социализма" был заменен лозунгом "строительство капитализма". Каковы причины провала концепции "нового политического мышления" М.С. Горбачева? На эти вопросы Вам и предстоит ответить.

Задание:

1.Подготовить доклады по теме (на выбор):

Концепция «нового политического мышления» М.С. Горбачёва.

Провал перестройки в СССР и распад «социалистического лагеря».

Роспуск СЭВ и ОВД.

Кризис и крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы.

Падение «берлинской стены» и объединение Германии.

Распад СССР и конец «холодной войны».

Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы.

Интеграция восточно - европейских стран в мировую систему.

Вступление стран Восточной Европы в НАТО и ЕС.

Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе.

2.Создать компьютерные презентации (на выбор) :

Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х - начала 1990-х гг.

От «обновления социализма» к «строительству капитализма».

3.Создать словарь понятий и «ленту времени» (хронологию) по теме.

4.Ответить в рабочей тетради на контрольный вопрос № 19 (см. Приложение №1 "Список контрольных вопросов").

Контроль:доклады. презентации, ответ на контрольный вопрос, словарь понятий и хронология заслушиваются на занятии.

Литература:

1)Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», 2012.

2) Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.. История. Учебное пособие для СПО. Москва. Инфра – М., 2013.

3) Новейшая история России. 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. проф. М.В. Ходякова. Москва. Юрайт. 2013.

4) Новейшая история стран Европы и Америки/

Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. – М., 2010

Самостоятельная работа № 6

Самостоятельная работа № 7

Основные источники

1. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История. Учебное пособие для СПО. М., 2013.

2. Новейшая история России 1914-2011. Учебное пособие для бакалавров. / Под ред. проф. М.В. Ходякова. М., 2013.

3. Новейшая история Отечества ХХ в. В 2т./Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд., доп.-М.,2002.

4. Новейшая история стран Европы и Америки/Под. ред. А.М. Родригеса. В 3-х ч. –М., 2001-2002.

5. Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков ХХ-ХХI. Учебное пособие. – Вологда, 2001.

6. Россия в мировой истории: Учебник/Под ред. В.С. Порохни.- Смоленск, 2003.

7. Современные международные отношения. Учебник/Под ред. А.В. Торкунова. - М.:РОСПЭН, 1999.

8. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учебное пособие.-М.,2000.

9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М., Гардарики, 2002.

Дополнительные источники

1. Абалкин Л.И. Спасти Россию. Сб. статей. / РАН. Институт экономики. - М., 1999.

2. Арон Р. История двадцатого века: Антология .-М., 2007.

3. Афанасьев С.Л. Будущее общество - М.: изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,2000.

4. Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.-М.,2000.

5. Внешняя политика Российской Федерации 1992-1999.-М.,: РОССПЭН.,2000.

6. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.-М.,1987.

7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Логос,2000.

8. История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник. / Под ред.А.Б Безбородова.- М.,2001

9. Кривогуз И.И. Мир в ХХ веке: Масштабы и направления перемен. / 1. Преподавание истории в школе.-2001.-№1. – С.18-26.

10. Пономарев М.В. Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. В 3-х тт.-М., 2000.-Т. 2-3.

11. Политическая история стран Восточной Европы после 1945г. в зарубежных исследованиях.- М., 1991.

12. Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения, перспективы. Сб. статей. / РАН. Институт мировой экономики и международных отношений.- М., 2000.

13. Россия и США после «холодной войны».- М.,1999.

14. Россия на рубеже ХХI века: Оглядываясь на век минувший. Сб. статей / РАН. Институт российской истории; редколлегия Ю.А.Поляков(отв.ред.), А.Н.Сахаров(отв.ред.) и др.-М.,2000.

15. Согрин В.В. История США. Учебное пособие. СПБ.,2003.

16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации-М.,2001.

17. Павлютенкова М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе. /Власть. 2000, №8.

18. Уткин А.И. Мировой порядок ХХI века. М., 2001.

19. Теория международных отношений на рубеже столетий/ под.ред. К.Буса и С.Смита. Перевод с английского. Общая редакция и предисловие П.А.Цыганкова.-М. Гардарики, 2002

Преподаватель И.Н.Носова

Приложение №1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие изменения произошли в сфере экономики стран Запада

в послевоенный период? Чем они были вызваны?

2. Что такое реформизм? Назовите основные направле­ния данной политики.

3. Чем было вызвано появление «неоконсервативной вол­ны» на Западе?

4. Какую политику проводили консерваторы в 80-е годы XX века? В чем заключается ее специфика в сравне­нии с политикой, проводившейся в 60—70-е годы?

5. В чем состояли основные тенденции и новизна условий внутреннего развития СССР в послевоенные годы?

6. Как развивалась экономика в хрущевские годы и ка­кое влияние оказывала на нее позиция самого руково­дителя страны?

7. Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?

8. Обозначьте изменения, произошедшие во внутриполи­тической жизни страны в период с середины 60-х до середины 80-х годов.

9. С какими задачами и почему не могла справиться со­ветская экономика в 60—80-е годы?

10. Что такое «перестройка», когда она началась и какие этапы прошла в своем развитии?

11. В какой последовательности были проведены социаль­но-экономические преобразования?

12. Как разворачивалась реформа политической системы?

13. Почему потерпела поражение попытка государствен­ного переворота в августе 1991 г.?

14. Что такое «холодная война» и какие приоритеты пе­ред странами-лидерами она ставила?

15. Какое влияние оказала вторая мировая война на ко­лониальную систему?

16. В Чем заключается специфика модернизации традици­онных обществ Востока на современном этапе?

17. Почему потерпела неудачу попытка модернизации об­щества в Иране (реформы шаха Пехлеви)?

18. Назовите основные факторы, сыгравшие ключевую роль

в формировании «японского экономического чуда».

19. Каковы предпосылки крушения социалистических ре­жимов в странах Восточной Европы? В каких госу­дарствах преобразования проходили мирным, а в ка­ких насильственным путем?

20. В чем заключаются сущность и последствия радикаль­ных экономических реформ, проведенных в россий­ском обществе в начале 90-х годов?

21. Какой тип политической власти сложился в России в 90-е годы?

22. Назовите возможные альтернативы развития нашей страны на современном этапе.

23. Какие основные направления и приоритеты имеет вне­шняя политика России сегодня?

24. Как повлияли события 11 сентября 2001 года на вне­шнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами Запада?

25. В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки XX века от предшествующих столетий?

26. Раскройте содержание второго этапа научно-техниче­ской революции (НТР).

27. Какие глобальные проблемы современности были порождены НТР и каковы пути и методы их преодоления?

28. Что такое глобализация? В чем сущность данного по­нятия?

29. Является ли современный мир однополярным? Что создает препятствия процессу глобализации?

30. Укажите основные направления деятельности Организа­ции Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.

31. Какое объединение олицетворяет европейскую интег­рацию, и какие страны входят в его состав?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Для специальностей

Наши рекомендации