Правовая система и законодательство

Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Нормы права объективно, неза­висимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли пра­ва. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства -это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законо­дательства. Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место зани­мает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяю­щиеся формы человеческого общения.

1. Отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид об­щественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства совпадает с отраслью права (земельное, семейное, уголовное зако­нодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регули­руют разновидность отраслевых общественных отноше­ний (авторское законодательство в составе отрасли граж­данского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

3. Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различ­ные по своему видовому содержанию общественные от­ношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспорт­ное, военное законодательство). Предметом регулирова­ния комплексных отраслей законодательства, в отличие от отраслей права, является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют общность и взаимосвязь регули­рующих их норм права.

Правотворческий процесс основывается на следую­щих принципах: демократизм и гласность правотворче­ства; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и приня­тия нормативного акта правотворческим органом. Распро­странена практика всенародного обсуждения законопро­ектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотвор­чества, эффективностью механизма принятия государ­ственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, со­циологи, политологи), которые обладают профессиональ­ными знаниями и опытом в моделировании законопроек­тов.

3. Законность правотворчества. Вся правотворче­ская работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рам­ках закона, и прежде всего Конституции РФ. Законность правотворчества также предполагает соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликова­ния нормативно-правовых актов, строгое исполнение пра­вил юридической техники, субординацию правовых актов, содержание правовых актов призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовит­ся не произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обста­новки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности по­добного регламентирования и т. д.

Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объек­тивных социальных потребностей и интересов общества. Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно при­нятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, норма­тивные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество - сложный, неоднородный про­цесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива - право определен­ных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. В РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Пра­вительству РФ, законодательным (представительным) ор­ганам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верхов­ному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) обсуждение законопроекта - важная стадия, ко­торая начинается в парламенте с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, не­ точности и прочие дефекты. Наиболее существенные за­конопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квали­фицированным).

Принятие закона - главная стадия, которая в РФ распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федераль­ные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (большин­ством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации);

в) подписание закона Президентом РФ (Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

г) опубликование закона (федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы РФ подлежат официаль­ному опубликованию в течение семи дней после их подпи­сания Президентом РФ; неопубликованные законы не при­меняются).

ПРАВО И ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, которое в то же время является общественным отношением особого рода (пра­вовая форма общественного отношения). Правоотноше­ние устанавливает юридическую связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактического общественного отношения. Но правоотношение является не практическим, а юриди­ческим общественным отношением. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами, после чего это юридиче­ское отношение воздействует на фактическое обществен­ное отношение.

Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением суще­ствует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования правовых норм, между юридиче­ским отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздей­ствие, появляется противоречие.

Содержанием общественного отношения является по­ведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели - юридического отношения. Таким образом, общественное отношение яв­ляется объектом правоотношения.

Правоотношение:

1) является общественным отношением, которое пред­усмотрено нормой права. Норма права предусматривает условия возникновения, изменения и прекращения право­отношения;

2) содержит интеллектуальный и волевой элементы.
Интеллектуальный элемент - осознанность поведения, которое регулируется нормой права. Волевой - способ­ность правовой нормы регулировать социальное поведе­ние, а также способность самого субъекта правоотноше­ния осознавать свои действия и руководить своими по­ ступками;

3) основным содержанием правоотношения являются права и обязанности сторон, субъектов правоотношения. Правоотношение - та же норма права, но конкретизиро­ванная применительно к определенным лицам, ставшим участниками этого правоотношения;

4) устанавливает юридическую связь между субъ­ектами. «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав» - важнейший принцип права. Связь может быть общей (связь между личностью и государством в целом), конкретной, возникающей в связи с определенными фак­тами жизни.

Правоотношение - это юридическая связь между субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и кото­рая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

Классификация правоотношений может быть осу­ществлена по различным основаниям:

1. По отраслевому признаку все правоотношения раз­деляются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. д.

2. По функциям права, которые в них проявляются, правоотношения делятся на регулятивные и охранитель­ные. Регулятивные правоотношения направлены на обе­спечение развития общественных отношений. Основное содержание таких правоотношений - позитивное, ре­гулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Основным содержанием охранительных право­отношений являются правовые запреты, правовые огра­ничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений.

3. По типу возникновения правоотношения делятся на общие и конкретные. Общие правоотношения возника­ют непосредственно из закона, который порождает право­ отношения между личностью и государством. Закон одно­ временно является юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фак­тов - поступков, актов конкретного поведения, например, правоотношения, возникающие из договора о совместной деятельности фирм, из договора страхования и т. д. Общие и конкретные правоотношения могут возникать на базе как регулятивных, так и охранительных норм.

4. По степени определенности субъектов все право­ отношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения - это те, в которых опреде­лена только одна сторона - носитель субъективного пра­ва. На другом полюсе правоотношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязан­ности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъек­тивное право. Относительные правоотношения - это та­кие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей
по отношению друг к другу.

Субъективные права и юридические обязанности со­ставляют основное содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон и определяют конкретную меру юридической свободы в осуществлении интересов и регулировании поведения участников правоотношения. Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективное право обладает следующими при­знаками:

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обя­занность состоит в воздержании от действий, нарушающих
субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, то есть активными действиями обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсут­ствии последнего стимул для осуществления субъективно­го права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника право­отношения. В отличие от субъективного права от исполне­ния юридической обязанности нельзя отказаться. Отказ от исполнения юридической обязанности является основа­нием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки: 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. 2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм. 3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны - отдельного лица или общества (государ­ства) в целом. 4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица. 5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение юри­дической обязанности является правонарушением и вле­чет меры государственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); соверше­ние конкретных действий (активное поведение); претер­певание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической от­ветственности).

Субъект правоотношения -это субъект права, ко­торый использует свою праводееспособность. Использо­вание праводееспособности позволяет субъекту права стать участником определенного правоотношения. Субъ­ект права - лицо, которое в соответствии с законом обладает правоспособностью и дееспособностью (право­субъектностью).

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником право­отношений. Она представляет собой сложное юридиче­ское свойство, состоящее из двух элементов - правоспо­собности и дееспособности.

Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъектив­ные права и юридические обязанности. Правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, преду­смотренном законом, с момента ее образования.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осущест­влять и исполнять их.

Разновидностями дееспособности являются сделкоспособноопь, то есть способность (возможность) лично, свои­ми действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность - предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за со­вершенное правонарушение. Субъектами права могут быть люди (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным граждан­ством), организации и социальные общности.

Объектами правоотношения являются разнообраз­ные фактические общественные отношения. В соответ­ствии с основными сферами общественной жизни раз­личают экономические, политические, культурные (духов­ные), юридические объекты правоотношений.

Предмет правоотношения -материальное или не­материальное благо либо поведение лица, по поводу кото­рого возникает правоотношение. Предмет правоотноше­ния - это не любое благо, а только то, которое взаимосвя­зано с общественными интересами, интересами личности, которые регулируются правом.

К числу материальных благ относятся земля, недра, реки, озера, дома и строения, заводы и фабрики, вещи и т. п. Все они составляют предмет конституционных, гражданских, финансовых и других правоотношений. Предметом многих правоотношений является нематери­альное благо. Примеры могут быть приведены по многим отраслям права (интеллектуальная собственность, честь, достоинство человека и т. п.). В ряде случаев предметом тех или иных правоотношений является поведение челове­ка (выполнение обусловленной договором или контрактом работы, оказание определенного вида услуг, выполнение определенных функций органом государства, должност­ным лицом). Существуют и такие правоотношения, в кото­рых сочетаются все эти элементы.

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (со­бытия, действия), вызывающие в соответствии с норма­ми права наступление определенных правовых послед­ствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Юридические факты:

а) представляют собой явления действительности, су­ществующие в определенной точке пространства и време­ни; конкретность юридических фактов-событий выража­ется в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени;

б) несут в себе информацию о состоянии обществен­ных отношений, входящих в предмет правового регулирования; юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, социальных кол­лективов, личности;

в) определенным образом выражены (объективиро­ваны) вовне; юридическими фактами не могут быть аб­страктные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления;

г) выражают состояние в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира; юридическое значение могут иметь не только позитивные (существую­щие) явления, но и так называемые негативные факты (от­сутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т. п.);

д) прямо или косвенно предусмотрены нормами права; многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права.

Юридические факты подразделяются по их связи с индивидуальной волей субъекта на две группы: события и действия. События - это такие обстоятельства, кото­рые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразде­ляются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в долж­ности и т. д.). По характеру последствий различают право-образующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты. К числу правомерных действий, вызывающих со­ответствующие правоотношения, относятся многочислен­ные акты-документы различных государственных органов и должностных лиц.

Особую роль играют так называемые юридические со­ставы, или сложные, комплексные факты, когда для воз­никновения определенного правового отношения требу­ется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Сложность общественных отношений, взаимосвязи меж­ду юридическими фактами определяют необходимость наличия целого юридического состава как основания возникновения правового отношения. В юридическом составе все юридические факты находятся между собой в логической последовательности и взаимосвязи. Только в таком взаимосвязанном виде они служат основанием возникновения, изменения или прекращения правовых отношений.


Наши рекомендации