Причины и пути становления государства

Догосударственное общество или первобытное обще­ство заняло в истории человечества более тридцати тыся­челетий и прошло в своем развитии несколько периодов: период зрелого первобытного общества, где первобытно­общинный строй существует в чистом виде, и период рас­пада первобытного общества, когда идет процесс разложе­ния первобытнообщинного строя и его постепенной заме­ны государством. Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Род - это семейно-производственный союз, основанный на кров­ном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соци­альном равенстве. Главное отличие рода от иных обще­ственных союзов первобытного мира, что это был не территориальный союз, а именно родственный: на одной территории могли жить несколько родов, которые тем не менее ощущали себя независимыми (или враждебными) единицами общества. В роде чужих не было, только соро­дичи. Управлялся род всей общностью его членов, иначе это называется самоуправлением.

В родовой общине как первичной форме объедине­ния людей власть, а вместе с ней и управление, выгля­дели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода и решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода оно выбирало старейшину или вождя. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Его власть держалась исклю­чительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой долж­ности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя ро­довое собрание избирало военного предводителя (воена­чальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т. п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

Другой важнейшей формой общественного объеди­нения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, ко­торое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. В то же время парал­лельно с родовой организацией возникали и общинные объединения не по признаку родства, а по признаку со­вместного проживания на территории или в результате об­щей профессиональной деятельности - фратрии и союзы племен.

Фратрии (братства) -это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщин­ного строя. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основ­ным органом власти и управления был совет старейшин (вождей), могло существовать и народное собрание (со­брание племени). В состав совета старейшин входили ста­рейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на вре­мя военных походов избирался вождь племени. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не суще­ствует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

При переходе к производящей экономике на смену естественному приходит общественное разделение труда, то есть разделение труда между различными племенами или различными социальными группами: происходит вы­деление пастушеских племен (первое крупное обществен­ное разделение труда), отделение ремесла от земледелия (второе крупное общественное разделение труда), появ­ление купечества (третье крупное общественное разде­ление труда). С первым общественным разделением труда возрастает производительность и появляется избыточный продукт. С ростом производительности и возникновением избыточного продукта теряет свое значение объединенный труд родовой общины. На первый план выдвигается семья, которая может существовать независимо от общины и без ее помощи.

Материальные блага начинают оседать в отдельных се­мьях, что приводит к накоплению избыточного продукта, богатству и возникновению частной собственности (соб­ственности отдельных семей). Постепенно семья превра­щается в силу, противостоящую роду. Из наиболее богатых семей формируется родоплеменная знать, в руках которой концентрируется не только богатство, но и власть. Все это делает невозможным нормальное функционирование пу­бличной власти первобытного общества и требует ее за­мены новой публичной властью - государственной.

В развитии человеческого общества существовал пе­риод, когда были тесно переплетены черты отжившего родоплеменного строя и зарождавшегося государства. Такой период получил название военной демократии. Это такая форма организации власти, при которой власть концен­трируется в руках у военного руководства родоплеменных объединений.

С укреплением власти военного вождя постепенно ме­няется его правовой статус: а) он становится постоянным (не сменяется); б) к нему переходят полномочия главного судьи и главного жреца; в) он опирается на силу послушной ему военной дружины; г) власть верховного вождя переда­ется по наследству. Таким образом, при военной демокра­тии закладываются черты будущего государства с королев­ской властью и правами наследования среди знати.

Ряд современных исследователей выделяет свое­образный предгосударственный период - протогосударство, который рассматривается в качестве переходно­го от родоплеменной организации к государству. Это предгосударство было основано не на военной демократии, а сменило ее и имеет именование чифда (вождество).Для протогосударства характерно сочетание элементов родо­племенной организации и государства. Отрыв публичной власти от общества, возникновение специального аппара­та управления и принуждения, объединение людей по тер­риториальному признаку - все это показатели того, что на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Государство могло образоваться двумя разными путя­ми - восточным (азиатским) и европейским.

Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности. Огром­ное влияние на способ формирования власти оказали гео­графические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строи­тельство ирригационных систем). Потребность в сооруже­нии и эксплуатации этих систем, а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу само­стоятельной публичной власти. В рамках общины основ­ным назначением власти становилось управление особы­ми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных ад­министраторов, казначеев, контролеров и т. п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

Извлекая из своего положения ряд выгод и преиму­ществ, общинные администраторы оказывались заин­тересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновни­чество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по ази­атскому типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функ­циями. Административно-государственные структуры, по­явление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев.

На Востоке узурпировались не сами (род< !«а произ­водства, а управление ими.

В результате возникала структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ран­га и т. д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства - земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственно­стью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетво­ренного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом. По такому пути развития пошли не только государства в Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интен­сивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. В Древних Афинах, например, государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, за­менив их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публич­ная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужден­ная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников.

Наряду с рабством, носившим преимущественно па­триархальный характер, когда рабы использовались в ка­честве домашней прислуги и не были основной произво­дительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного со­брания, базилевса (выступавшего военачальником, вер­ховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Постепенно формируемая частная собственность ста­новится базой, фундаментом для утверждения экономи­ческого господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и ис­пользовать их для защиты своих интересов. Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственно­сти, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности - господство родовой знати было ликвидировано.

Пути возникновения государства (западный или вос­точный) в решающей степени зависят оттого, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условия­ми, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическо­му появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое ими феодаль­ное) государство.

Государственный аппарат всегда возникает из аппа­рата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная груп­па, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплу­атирующая остальное общество, либо верхушка господ­ствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Причинами появления государства были следую­щие:

1.Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

2.Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей.

3.Необходимость подавления сопротивления эксплу­атируемых.

4.Необходимость поддержания в обществе поряд­ка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию со стороны соседних государств или племен.

5.Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В древнем обществе можно выделить ряд признаков, свидетельствующих о зарождения государства:

1.Наличие отделенной от общества публичной вла­сти.

2.Взимание налогов и сборов.

3.Разделение населения по территориальному прин­ципу.

Следует выделить признаки государства, которые отличают его от других сообществ и союзов: 1) это единственная организация власти в масштабе всей страны, ко­торая охватывает все население и обладает суверенитетом, как внешним, то есть независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - неза­висимостью от всякой иной власти внутри страны, верхо­венством по отношению к любым другим организациям; 2) только государство имеет специальный аппарат при­нуждения - специальные силовые структуры (суд, про­куратуру, органы внутренних дел и т. п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечива­ют реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами; 3) только оно имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения норма­тивные акты - законы, указы, постановления и т. п.

Государство возникает как закономерный результат естественного развития первобытного общества. Это раз­витие включает совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избы­точного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообуслов­лены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту произ­водства. Регулирование отражает происходящие измене­ния и в определенной степени способствует совершен­ствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

По мере развития государство совершенствуется и превращается в четко организованный механизм. Государ­ство - это организация политической власти, необходи­мая для выполнения как сугубо классовых задач, так и об­щих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, вхо­дящих в политическую систему общества, рядом суще­ственных признаков:

1) в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального предста­вителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенной вла­сти;

3) издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;

4) имеет сложный механизм (аппарат) управления об­ществом, разносторонними социальными сферами и про­цессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (веще­ственных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций, использует государственно-властный ха­рактер своих полномочий;

5) является единственной в политической системе ор­ганизацией, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, по­лиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

6) располагает вооруженными силами и органами без­опасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;

7) имеет тесную связь с правом, представляющим со­бой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государствен­ный регулятор общественных отношений.

Вопросом, что такое государство, задавались мыслите­ли еще в древности. Марк Туллий Цицерон отождествлял государство с общим правопорядком, через два тысяче­летия Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предо­ставления исключительного права принуждения только органам государства». Но в основном все сходились, что государство создано ради поддержания правопорядка, видели в этом его суть и главное назначение. Однако это лишь один из признаков государства. В новое время суть государства определяли как совокупность людей, террито­рии, где они живут, и власти. Л. Дюги выделял четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индиви­дов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

Одни ученые отождествляли государство со страной, другие - с обществом или кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Наиболее точной будет сле­дующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государствен­ного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, закон­ность и правопорядок.

По сути, государственная власть является разновид­ностью социальной власти, однако имеет особенности, заключенные в ее политической и классовой природе. По­скольку деление на классы содержит в себе антагонизм, то сложилось негативное отношение к органам власти и ли­цам, ее олицетворяющим, это породило социальный миф, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф приводит к появле­нию проектов свертывания государственного управления, умаления роли, а то и уничтожения государства. Но если власть находится в руках народа, она становится благой силой, способной управлять действиями и поведением лю­дей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулиро­вания, принуждения. Другой особенностью является то, что субъект и объект власти не совпадают, властвующий и подвластные разделены.

В обществе с классовыми антагонизмами властвую­щим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, на­циональные общности, классы. В демократическом обще­стве возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член общества он вправе быть носителем и источником власти. Он имеет право участво­вать в формировании выборных органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформи­рования. Право и долг гражданина - участвовать в при­нятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии.

При демократическом режиме нет только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъ­ектом власти. Но и в самом демократическом государстве полного совпадения субъекта и объекта нет: если демо­кратическое развитие приведет к полному совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в общественную, без органов государства и государственного управления.

Реализацию своей власти государство осуществляет через органы государственного управления, воздействуя на все общество и решая необходимые задачи. Эти органы образуют аппарат или механизм государственной власти. Но олицетворять государственную власть с высшими ор­ганами управления неправильно. Народ имеет право при­нимать решения через референдум, а власть принадлежит не органам власти, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может обладать разным уровнем силы. Но в любом случае она имеет предметно-материальные источники силы - вооруженные органи­зации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Ор­ганизованная сила является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта.

Сущность государства определяет его назначение, со­держание и функционирование. Эта сущность зависит от того, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Если власть оказывает­ся в руках узкой группы заинтересованных лиц, эта груп­па скрывает свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные. Осмысливая сущность государства, ученые разработали несколько теорий.

Теория элит. Появилась в XX в. Сторонники теории считают, что народ не способен самостоятельно осуществлять власть, поэтому она должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую эли­ту не сменит другая.

Технократическая теория. Согласно этой теории, вла­ствовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять потребности общества и находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина. Ее сторонники считают, что первоисточником и первоносителем власти является народ, а государственная власть должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская доктрина появилась в XIX в. Ее осно­ватели исходили из постулата, что государство существует, пока существуют классы. Поэтому политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах: экономически господствую­щий класс становится политически господствующим, осу­ществляющим свою диктатуру, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.

Теория примирения классов. По этой теории деятель­ность государства, обусловленная классовыми противоре­чиями, доминирует лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной ча­сти общества другой. Но когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество - от разрушения. Так оно выпол­няет определенные функции в интересах всего общества.

На современном этапе в демократических странах го­сударство постепенно становится эффективным механиз­мом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественно­го компромисса. На первый план в развитом демократиче­ском обществе выходит социальная сторона государства.

ТИП И ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Важнейшей категорией теории государства и права яв­ляется понятие типа государства. Существует два подхода к этому вопросу - формационный и цивилизационный.

Формационный подход. В советское время именно этот подход считался единственно верным и научным. Он основан на марксистском учении о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывает­ся на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов со­ответствует определенный тип государства.

Для определения типа государства необходимо было ответить на три вопроса: а) какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство; б) орудием какого класса оно является; в) каково социальное назна­чение данного государства.

Формационный подход оперирует термином тер­мин «исторические типы государства». Их четыре: рабо­владельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства. Первые три относились к экс­плуататорским формациям, последний - к народному. Согласно этому подходу в результате социальных револю­ций формации сменяют одна другую и происходит переход от одного исторического типа государства к другому, бо­лее высокому. Если буржуазное государство - последний тип эксплуататорского государства - подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство - исто­рически последний тип государства вообще - постепенно «засыпает», «отмирает».

Цивилизационный подход связывает тип государства с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потре­блением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Наиболее известна «теория стадий экономического роста» американского социолога Уолта Ростоу. По Ростоу, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдви­га; созревающее общество и общество, достигшее высо­кого уровня народного потребления. К первой стадии он относит аграрные общества, основанные на доньютоновой науке и технике. Ко второй стадии - трансформа­ции «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабаты­вающей промышленности. Третья стадия, собственно, «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в про­мышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая ста­дия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе научно-технических достижений и роста инвестиций на­ционального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия обозначена как период «высокого уровня массового по­требления», в который ведущие секторы экономики пере­ходят на производство предметов потребления длительно­го пользования и услуг. К этой стадии он относит обще­ство, которое характеризуется как «государство всеобщего благоденствия».

К теории Ростоу примыкают теории «менедже­ризма», «единого индустриального общества», «постин­дустриального общества» и др., согласно которым в со­временную эпоху необходимость в революционном из­менении условий жизни общества отпадает, поскольку научно-техническая революция автоматически выступает как заменитель социальной революции, который несет социальные преобразования, но не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Известна также теория «конвергенции», сближения двух систем, социа­листической и капиталистической, которую разрабатывал академик А. Д. Сахаров. Суть ее в совмещении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы.

Особняком стоит цивилизационная теория А.Тойнби, который считал, что цивилизации можно рассматривать только как локальные образования. Они не связаны между собой и проходят постепенно период рождения, роста, расцвета и упадка. Тойнби насчитал двадцать цивилиза­ций за всю мировую историю.

Существует несколько подходов к типологии государ­ства: 1) тип государства связывается с типом общественно политической формации: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, этократическое (псевдосоциалистическое); 2) в основе классификации лежит степень политической свободы: демократическое, антидемократическое, автори­тарное, полицейское, фашистское, расистское; 3) в основе лежит тип цивилизации: древневосточное, древнегрече­ское, древнеримское, средневековое, современное.

Четкого разделения между понятиями форма и тип государства не существует: среди государств одного типа могут существовать государства с различными формами организации и деятельности государственной власти, а среди государств с одинаковой формой организации госу­дарственной власти - государства разного типа.

Форма государства определяется теми задачами, которое оно ставит перед собой, культурой, зрелостью общественно-политических процессов, особенностями государственной жизни, историческими традициями, ре­лигией, природными условиями, характером взаимоотношений государственных структур с негосударственными (партиями, профсоюзами, религиозными структурами, общественными движениями и т. п.) и множеством мел­ких факторов, которые и определяют самобытность фор­мы государственной власти каждой конкретной страны. Форма государства - это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Монократическая форма государства характеризу­ется единовластием. Государственная власть концентриру­ется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, комму­нистической) и т. д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, ав­торитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер. Для монократической формы государства зачастую характер­ны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной вла­сти и отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Монократическая форма имеет несколько разновид­ностей. Выделяются, в частности, такие как теократиче­ская Монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская Монократическая форма (совре­менный Ирак); Монократическая государственная форма тоталитарного социализма. Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существо­вать выборные органы, конституция, провозглашаться пра­ва и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет.

Поликратическая форма государства (ее на­зывают также полиархической) является прямой про­тивоположностью монократической. Для нее харак­терны разделение властей, децентрализация управ­ления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государ­ственной власти формируются населением путем свобод­ных, демократических выборов. Права и свободы лично­сти гарантируются государством. Существует политиче­ский и идеологический плюрализм. Экономика отделена от политики и государства. Практически все современные развитые страны относятся к поликратической форме го­сударства. Они могут иметь отличия в устройстве государ­ственного аппарата, в законодательстве, в экономических приоритетах, даже принадлежать к разным типам самого правления. При всем этом они будут поликратическими.

Но даже относительно развитая экономика не делает из монократического государства поликратическое: ис­пытывающий быстры экономический рост Китай остается государством монократическим.

Поликратическая форма у всех государств Европы, частично Азии, Африки и Америки (северная Америка - вся), Поликратическая форма у Австралии. Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две разновидно­сти поликратической формы: традиционная и постсоциа­листическая. Первая сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государ­ства. Другая еще переживает период своего становления.

Сегментарная форма государства является проме­жуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Она присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами и в значительной степени носит олигархический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы. Раз­деление властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обще­ством. Существуют элементы местного самоуправления и автономии территориально-административных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо.

Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересован­ных групп. Политический плюрализм существует в огра­ниченном виде. Это выражается в том, что: либо законом устанавливается ограниченное число разрешаемых госу­дарственной властью политических партий (Индонезия, Ни­герия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, Египет). Демократиче­ские права и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий. Форма правления уясняет, как создаются высшие органы государство и каково их строение; какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строится отношение между верховной властью и населением страны; в какой мере органы высших органов государства позволяют обе­спечивать свободы и права граждан.

Формы правления делятся на два вида: монархия и ре­спублика.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется едино­лично и переходит по наследству. Обобщающие признаки монархии: наличие единоличного главы государства, поль­зование властью пожизненно, наследственный порядок наследования власти, представительство в государствах, по усмотрению монарха, юридическая безответственность монарха, исторический и религиозный символ власти. Монархическая форма правления возникла еще при ра­бовладельческом строе. В период феодализма она стала основной формой правления. При переходе к новому вре­мени и капитализму в большинстве стран уступила место республике. Среди монархий можно выделить следующие: абсолютную, ограниченную (парламентарную), дуалисти­ческую, теократическую, парламентарную.

В абсолютной м

Наши рекомендации