Семинарское занятие № 16. «СССР в 1945 – 1985 гг.»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Выделите итоги Второй мировой войны для СССР и мира. «Холодная война» и отношения внутри социалистического лагеря в 1946 – 1985 гг.
2. Восстановление экономики и советское общество в послевоенный период. Укрепление сталинской системы власти.
3. Охарактеризуйте политические и социально-экономические реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель» в области науки и культуры.
4. Выделите особенности развития СССР в 1964-1985 гг. Как проявлялись консервация административно-командной системы управления, нарастание кризисных явлений в экономической, политической и духовной сферах?
Письменные задания
Задание. Заполнение таблицы
«Реформы Н.С. Хрущева»
Направления реформирования | Основные изменения | Последствия |
Десталинизация и демократизация: - критика культа личности - ликвидация органов внесудебной репрессии - реабилитация и освобождение заключенных - расширение прав республик - реформирование партийно-государственного аппарата | ||
Реформы в социально-экономической сфере: - управление экономикой - промышленность - сельское хозяйство - социальная политика | ||
Реформирование армии | ||
Реформы в области образования, науки и культуры |
Раздел 6. «СССР, Россия в период сосуществования социалистической и капиталистической систем и в эпоху глобализации»
Семинарское занятие № 17. «Кризис и распад СССР. Российская Федерация в новом геополитическом пространстве»
Материалы для самоподготовки
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте характеристику «перестройке» в политической и социально-экономической жизни СССР: предпосылки, цели, содержание, характер, причины неудач.
2. Чем обусловлен распад СССР? Как развивалась Российская Федерация в 1991 – 2016 гг.?
3. Охарактеризуйте внешнеполитический курс в 1985 – 2016 гг. Конец «холодной войны» и ее последствия. Укрепление позиций России в мире.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА К
СЕМИНАРАМ-ДИСКУССИЯМ ПО ТИПУ УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Темы докладов по разделу 2 «Возникновение феодального общества и государства»
Семинарское занятие № 3. «Восточные славяне. Проблема образования Древнерусского государства»:
1. Современные подходы к изучению проблемы происхождения славян.
2. «Великие переселения» народов, миграции и судьбы славян.
3. Обычаи и верования восточных славян.
4. Происхождение понятий «норманны», «русь», «варяги»: историография вопроса и современные трактовки.
5. Проблема образования Древнерусского государства в исторической науке. Современные трактовки «норманнского вопроса».
Темы докладов по разделу 5 «Возникновение и развитие Советского государства, его место в мировой политике»
Семинарское занятие № 13. «Революционные события в России. Поиск путей построения социализма»:
1. Политический кризис 1917 г. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
2. Приход к власти партии большевиков. Формирование однопартийной государственной системы.
3. Гражданская война и интервенция.
4. Политика «военного коммунизма» и ее кризис.
5. Новая экономическая политика: основные черты, противоречия и кризисы.
Темы докладов по разделу 6 «СССР, Россия в период сосуществования социалистической и капиталистической систем и в эпоху глобализации»
Семинарское занятие № 17. «Кризис и распад СССР. Российская Федерация в новом геополитическом пространстве»:
1. «Перестройка» в политической и социально-экономической жизни СССР: предпосылки, цели, содержание, характер, причины неудач.
2. Распад СССР. Российская Федерация на путях суверенного развития в 1991 – 2016 гг.
3. Изменения внешнеполитического курса в 1985 – 2016 гг. Конец «холодной войны» и ее последствия. Укрепление позиций России в мире.
Требования к докладу:
- устное выступление на 7-10 минут, допустимо с опорой на конспект;
- обозначение цели, задач и проблем рассматриваемого вопроса;
- умение раскрыть в докладе основное содержание вопроса на основе изучения научной и учебной исторической литературы;
- логичность и последовательность изложения материала;
- понятные и четкие выводы по теме доклада;
- умение грамотно отвечать на вопросы преподавателя и аудитории.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА