Отличительные черты современного менеджмента. Системный подход к управлению, смысл ситуационной концепции.

Отличительные черты современного менеджмента: 1) Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии; 2) Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией; 3) Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности. 4) Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники; 5) Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений. 6) Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.

Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход является не набором каких-либо правил к руководству, а это скорее способ анализа организационных систем управления. Системный подход основывается на следующих принципах: 1. Единства, т.е. совместного, комплексного рассмотрения системы как целого и как особого составления его частей. 2. Развития. Это принцип необходимости изменения системы по отношению к внешней и внутренней среде. т.е. система - это постоянно адаптирующийся целостный механизм. 3. Единства общей цели, где предполагается выбор глобальной цели для всех подсистем организации. Оптимум подсистем не является оптимумом для всей системы. 4. Функциональность, т.е. совместное рассмотрение структуры системы и функций. Приоритет всегда отдается функции над структурой, где функция - цель, назначение, а структура - состав, элементы. При анализе организационных систем необходимо выделять пересечения функциональных и структурных взаимосвязей. 5. Децентрализация. Сочетание централизации и децентрализации в структуре и функциях организационной системы может эффективно действовать (адаптироваться к внешним и внутренним условиям) только при оптимальном соотношении распределения решений в управленческих воздействиях. 6. Принцип иерархии. Анализ и учет соподчинения и соотношения составляющих частей системы, их ранжирование. 7. Принцип неопределенности, множественности. Детерминированный характер связей предполагает жесткую взаимосвязь между причинами и следствиями. 8. Принцип организованности, упорядоченности, т.е. выявление процессов последовательности и степени выполнения управленческих решений.

Смысл ситуационной концепции (СП) менеджмента. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом С.П. является ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс: 1) Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методах принятия решений: 2) Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам. что ведет к разорению). 3) Руководитель должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4) Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

88. Местное самоуправление: сущность, принципы, функциональная направленность.

Местное самоуправление – территориальная форма организации власти, действующей в границах отдельных населенных пунктов и административно-территориальных единиц субъектов РФ, субсидиарно исполняющая ряд функций, для решения которых у нее имеются собственные или переданные ресурсы.

Сущность. Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Определяется четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти: 1. Самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. 2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти. 3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. 4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборна по своей природе. Характеризуя сущность местного самоуправления, профессор В. Г. Игнатов выделяет следующее: 1) местное самоуправление — это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество; 2) местное самоуправление направлено главным образом на решение вопросов местного значения; 3) местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность; 4) местное самоуправление должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.; 5) обязательный элемент местного самоуправления — наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти.

Принципы местного самоуправления: 1. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ и поддерживается также развернутой системой гарантий: правовых, организационных, финансово-экономических. Некоторые из гарантий получили конституционное закрепление: право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст.133). 2. Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических средств, в совокупности дающих представление об этом качестве муниципальной власти. 3. Принцип независимости органов местного самоуправления – органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. 4. Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами. 5. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами и должностными лицами государственной власти. 6. Принцип судебной защиты местного самоуправления служит одновременно гарантией от необоснованного воздействия государственной власти.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления деятельности населения, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Функции местного самоуправления реализуются различными субъектами - населением в целом (местный референдум, муниципальные выборы), группой граждан (правотворческая инициатива), отдельными гражданами (обращения), органами и должностными лицами местного самоуправления. 1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Для этого необходимо создавать условия по участию граждан в местных референдумах, муниципальных выборах, вовлекать граждан в работу органов местного самоуправления в качестве муниципальных служащих, обеспечивать работу с обращениями граждан и т.д. 2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. Целью местного самоуправления является удовлетворение потребностей и интересов населения в различных 524 материальных и нематериальных благах, услугах. Однако достижение этой цели невозможно без материальных и финансовых ресурсов, которые включают в себя объекты коммунально-бытового, производственного назначения, собственные бюджетные средства, иные финансовые ресурсы - кредиты, дотации, субсидии, субвенции. 3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования в целях обеспечения удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. 4. Охрана общественного порядка. Условием нормального функционирования любого сообщества является соблюдение общественного порядка. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка(статья 132). 5. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами. Важность данной функции определяется тем обстоятельством, что в системе публично-властных отношений с участием государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (прежде всего, политических партий) население как субъект прав местного самоуправления оказывается наиболее уязвимым с точки зрения самостоятельности и независимости в реализации этих прав.

Методы экстраполяции (простая экстраполяция, метод наименьших квадратов, метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания, метод гармонических весов, модели авторегрессии).

Экстраполяция - это метод научного исследования, который основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей на будущее развитие объекта прогнозирования. Методы экстраполяции наиболее распространенные в группе формализованных. Цель методов экстраполяции – показать, к какому состоянию в будущем может прийти объект, если его развитие будет осуществляться с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом. Методы экстраполяции достаточно широко применяются на практике, так как они просты, дешевы, и не требуют для расчетов большой статистической базы.

Различают а) простую экстраполяцию, которая предполагает, что все действовавшие в прошлом и настоящем тенденции сохранятся в полном объеме, так как все действовавшие факторы останутся неизменными; б) прогнозную экстраполяцию, которая базируется на предположении об изменении факторов, определяющих динамику изучаемого процесса или явления.

Метод наименьших квадратов - поиск параметров модели тренда, минимизирующих отклонение расчетных значений от соответствующих значений исходного ряда Выбор модели осуществляется с помощью специально разработанных программ. Есть программы, предусматривающие возможность моделирования экономических рядов по 16 функциям. Позволяет подогнать функцию под некоторый набор численных значений и построить график функции по некоторой совокупности точек. Выбор этой функции считается наилучшим, если стандартное отклонение определяемое формулой: E= (dt–d’t)2 min оказывается сведено к минимальному значению, где dt– фактические данные, d`t– данные рассчитанной функции. Как правило, используется линейная функция Y = a + bx. Задача состоит в том, чтобы определить значения а и b, где а – значение Y в базисном периоде, b– угол наклона прямой. Чтобы определить значения a и b используется система уравнений: Y=Na+b

Метод скользящей средней. При подготовке прогноза методом скользящей привязки число периодов, по которым производится суммирование фактических данных, несколько больше того числа, которое было установлено и которое желательно иметь для проведения необходимых расчетов. Необходимость выравнивания сезонных колебаний требует, чтобы суммарная продолжительность всех периодов была равна 1 году. Выравнивание сезонных колебаний происходит в силу того, что крайние значения тренда имеют тенденцию к взаимному погашению. Вовлечение в расчет скользящей средней большего числа временных периодов увеличивает эффект сглаживания и одновременно уменьшает чувствительность прогноза к данным последних периодов. Движение скользящей средней во времени дает возможность учесть самую последнюю информацию и отказаться от использования более старых данных. Использование скользящей средней позволит подготовить качественный прогноз только тогда, когда данные будут относительно стабильны. Индекс сезонных колебаний, вычисленный на основе скользящей средней, дает возможность улучшить качество прогноза. Индекс получают путем деления объема фактического производства в соответствующем периоде на величину центрированной скользящей средней за тот же период. Повысить надежность можно за счет усреднения значения нескольких индексов общих временных периодов.

Метод экспоненциального сглаживания. При экспоненциальном сглаживании в равенство вводится постоянный коэффициент сглаживания, придающий больший вес последним данным. Уравнение прогноза, учитывающее экспоненциальное сглаживание, записывается в виде: Fn= Yn-1+ (1 - )Fn-1, где Fn– прогноз предстоящего периода, Fn-1- прогноз на текущий год, коэффициент сглаживания, Yn-1- фактический объем прогнозируемого показателя в текущем году. Коэффициент находится в интервале от 0 до 1.Чувствительность к происходящим изменениям повышается с увеличением коэффициента сглаживания и уменьшением числа рассматриваемых периодов (N). Поэтому, если нас не устраивает найденное количество периодов N, то мы легко можем найти значение, которое нас устроит.

Метод гармонических весов, разработанный польским статистике 3 Хелвигом Он подобен метода простого экспоненциального сглаживания и использует принцип, в его основе лежит взвешивания текущего показателя, но вместо текучей средней используется идея текущего тренда Экстраполяция производится непостоянным трендом, отдельные точки л Аман линии решаются с помощью гармонических весов, что позволяет позже наблюдением предоставлять большую весов вагу. Метод гармонических весов базируется на следующих предпосылках: 1) период времени, за который изучается экономический процесс, должен быть достаточно длительным, чтобы можно было определить его закономерности; 2) исходный ряд динамики не должен иметь скачкообразных изменений; 3) прогнозируемый социально-экономическое явление должно быть инерционным, т.е. для наступления большого изменения в характеристиках процесса необходимо, чтобы прошло значительное время; 4) отклонения от текущего тренда носят случайный характер; 5) автокорреляционная функция, рассчитанная на основе последовательных приростов, должна уменьшаться с ростом времени (0 \"т.е. влияние более поздней информации имеет сильнее отражаться на прогнозируемой величины, чем на ранней информации. Для осуществления прогноза по этому методу исходный ряд динамики разбивается на фазы. Метод авторегрессионного преобразования. Сущность его заключается в построении модели по отклонениям значений временного ряда от выравненных по тренду значений. Пусть эти отклонения представляют собой случайные колебания временного ряда в каждый момент времени. Для случайной величины можно построить модель авторегрессии, т.е. регрессионную модель линейного вида для остатков значений временного ряда. Эти случайные переменные распределены со средним значением 0 и конечным рассеиванием (дисперсией) и подчиняются закону стохастического линейного разностного уровня 1-го порядка с постоянными коэффициентами (процесс Маркова).

Наши рекомендации