Гипотезы происхождения человека. Историческая хронология

Проблема возникновения человечества является предметом дискуссий. Существуют 3 гипотезы: приоционистская, эволюционная, космическая.

В основе религиозной концепции происхождения человека лежит представление о сотворении, согласно которому появление живых организмов можно объяснить только существованием всемогущего Бога, который создал вселенную и все остальные виды жизни на земле. Как утверждается в христианстве, Бог сотворил человека по своему образу с тем, чтобы человек был самим его выражением в этой вселенной и на этой земле. Как утверждается в Библии, он создал человека – Адама из земной пыли, а, затем, Еву из Адамова ребра. Религиозная концепция является выражением мировоззрения значительной части людей. Ее реальность держится на вере людей. В науке отсутствуют достоверные доказательства существования Бога.

Согласно теософской точке зрения творцом Космоса является извечно существующая бессознательная жизнь. Эта версия происхождения человека основывается на космических легендах Востока, т.е. легендах мироздания. Легенды утверждают, что из Неведомого, Непознаваемого Абсолюта возникает Первопричина Космоса – Логос. Это первое слово, раздающееся из Безмолвия. Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является Светом – движением Материи. Свет также означает Божественную Мысль, которая дает начало периоду создания Вселенной. Затем появляются другие великие Существа, т.н. Планетарные Духи, Создатели Миров. Логос начинает руководить целой Иерархией сознательных Божественных сил – различных Духовных Сущностей, которые и создают человека. За эволюцию планеты Земля ее должны населять 7 Коренных рас. Нынешнее поколение людей планеты считается пятой расой.

Среди большинства ученых-материалистов доминирующей является эволюционная концепция происхождения человека. С точки зрения эволюционной теории первые живые организмы развились из неживой материи. Размножаясь, они развились в разные виды живых организмов и в результате произвели все формы жизни, включая людей. И это все произошло без разумного руководства или сверхъестественного вмешательства. Против эволюции:

1) белок – сложная клетка, вероятность появления бактерии 10-40000;

2) ни одного переходного вида не обнаружено;

3) генетически доказано, что мутации получены только в рамках видов;

4) у человека 46 хромосом, у обезьян – 48;

5) теория эволюции противоречит второму Закону термодинамики;

6) синтез белка в воде невозможен;

7) нравственные законы противоречат законам природы.

3. Восточнославянские и балтские племена на территории Беларуси (VI-X вв.): расселение, образ жизни.

На территории Беларуси расселялись балты. Часть старинных балтов стала предками современных латышей и литовцев. Термин «балты» выходит из названия острова из Северной Европы. Основным занятием было животноводство и земледелие, а охота – вспомогательным.

В конце V – начале VII вв. славяне включились в процесс "Большого переселения народов". Славяне занимали земли на юг от реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Расселение славян на территории Беларуси шло с юга и юго-запада в направлении севера.

В начале раннего средневековья (VI–VII вв.) компактно они жили только в самых южных районах современной территории Б. Основной тип поселения – селища. Характерный тип жилища – полуземлянка (с прямоугольной или круглой печью в углу). У славян был обряд трупосожжения. Кремация происходила за границей захоронения. Пепел помещали в бескурганных могильниках или в невысоких округлой формы курганах с небольшими рвами вокруг.

С VI–VII вв. славяне начинают проникать на север – в балтский ареал. На речных мысах славяне строили поселки, а по соседству продолжали проживать балты. В балтском ареале в это время появляются полуземлянки с типовым славянским интерьером (полуземлянки с печами-каменками). У балтов очаг находился в центре жилища. К славянским культурным элементам относятся и каменные жернова. Балтское население пользовалось каменными зернотерками.

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VII–IX вв. Большими группами они поселяются сначала в районах на севере от Припяти. В VIII–XI вв. славяне поселяются в Посожье (археологические памятники – круглые курганы с погребением по обряду трупосожжения). В IX в. расселились в Поддвинье (круглые (полусферические) курганы, размещались скученно, недалеко друг от друга с ровиками вокруг). К IX–X вв. славяне расселились в Верхнем Понеманье (округлые курганы). Т.о., большие группы славян поселились во всех регионах Б. Начались тесные контакты славян с местным балтским населением (было ассимилировано). В итоге славяно-балтского синтеза к IX–X вв. сформировались новые этнические сообщества – дрыговичи, кривичи, радимичи.

Дрыговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. От соседних древлян их отделяли болотистая местность. Потом дрыговичи продвинулись на север, очутились в верховьях Немана. Язык дрыговичей был славянский. Славянскими были серпы, ножи, керамика.

Такого же славяно-балтского происхождения были и радимичи, которые сформировались в Посожье и занимали эту территорию в позднее время. Язык радимичей был славянский. В культуре были и элементы балтского происхождения.

Смешанного славяно-балтского происхождения была и самое большое сообщество того времени – кривичи, что сформировались на территории на севере от дрыговичей и радимичей. Кривичи расселялись очень широко – северная граница достигла верховья Волги. Язык кривичей был славянский.

К IX-X вв. эти племена (особенно кривичи и дрыговичи) уже достигли более высокой стадии развития, поднялись на ступень раннеклассового общества и создали государства, которые можно назвать протогосударствами. Об этом свидетельствует уровень развития их хозяйства (земледелие и ремесла). В земледелии начали использовать более совершенные орудия с железными наконечниками. У кривичей и дрыговичей расширилось использование серпов нового типа (от аналогичных римских приспособлений), было усовершенствовано гончарное и кузнечное ремесла.

Ремесла начинают отделяться от земледелия. Это создает благоприятные условия для возникновения постоянной торговли. В IX-X вв. у кривичей и дрыговичей появляется устойчивый денежный оборот. В итоге таких важных перемен у кривичей и дрыговичей возникают первоначальные города (на территории кривичей Полоцк в IX в., в X в. – Витебск, на территории дрыговичей в X в. – Туров).

В это время меняется и социальный состав населения, подразделяется на знать (князей) и остальных жителей. Первые отличались своими функциями и положением, которое отражено в захоронениях. У кривичей и дрыговичей в отличие от предыдущих балтских общностей установилась другая система управления. Родоплеменное управление сменилось политическим. Возникли княжения. У полоцких кривичей и дрыговичей управление возглавляли князья, которые получали эти посты по наследству (Рагвалод – у полоцких кривичей, Тур – у дрыговичей). В княжествах был государственный аппарат для собирания дани. Все эти факты свидетельствуют о том, что ошибочно называть кривичей и дрыговичей, а возможно, и радимичей, племенами, т.к. среди них уже не было социального равенства, одинакового социального положения всех членов сообщества. У кривичей, дрыговичей и радимичей исчезло родоплеменное деление и управление. Они были культурными общностями и представляли собой первоначальные народы и относились к новому типу этнической общности, который соответствует началу цивилизации – более высокой стадии в развитии человечества, чем племена и союзы племен.

Наши рекомендации