Понятие правотворчества и его виды.

Правотворчество есть деятельность по принятию, изменению и отмене нормативно правовых актов. Правотворчество - деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства.

Правотворчество выполняет следующие функции:

- обновление нормативного материала;

- восполнение пробелов в праве;

- упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

1) научность, в процессе подготовки важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества;

2) профессионализм, который предполагает, что заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди: юристы, управленцы, экономисты;

3) законность, означающая, что данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов;

4) демократизм, который характеризует степень участие граждан в этом процессе;

5) гласность, открытость, «прозрачность» процесса для широкой общественности;

6) оперативность, предполагающая своевременность издания нормативных актов.

Виды правотворчества

1. Правотворчество народа в форме референдума. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Инициаторы: не менее 2 миллионов граждан, при условии, что из них на территории одного субъекта проживает не более 50 тысяч; Конституционное собрание; федеральные органы власти.

2. Правотворчество государственных органов (правотворчество исполнительных органов власти и правотворчество представительных органов власти).

3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президент, Министр).

4. Правотворчество ОМС.

5. Локальное правотворчество на предприятиях и организациях (например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка).

6. Правотворческая деятельность судов (решения Конституционного суда, постановление Пленума Верховного Суда). Под вопросом – не все авторы считают эти решения судов – НПА.

Стадии правотворчества:

1) Правотворческая инициатива;

2) Рассмотрения проекта НПА;

3) Принятие решения об утверждении либо отклонение проекта НПА;

4) Введение НПА в действие.

Правовая норма: понятие, структура и виды.

Норма права есть нормативное, системное, общеобязательное, формально определенное, установленное компетентным субъектом и обеспечиваемое принудительной силой государства правило поведение представительно-обязывающего характера. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан, организаций и выступающее регулятором общественных отношений.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права.

Признаки нормы права.

Нормативность. Норма права рассчитана на применение не в конкретном единственном случае, а в ряде сходных правоотношений.

Системность. Данный признак указывает на то, что норма права никогда не существует сама по себе. Она существует в системной связи с другими юридическими нормами.

Общеобязательность. Данный признак указывает на необходимость их соблюдения всеми субъектами правоотношений.

Формальная определённость. Данный признак указывает на необходимость выражения правовой нормы в конкретном предмете объективного мира с соблюдением установленных формальных правил и процедур. Она закреплена в письменном источнике, имеющим официальный статус.

Обеспечение принудительной силой государства. Норма права, может соблюдаться либо не соблюдаться участниками правоотношений. В случае нарушения, государства может принудить нарушителя соблюсти норму права.

Установление компетентным субъектом правотворчества.

Представительно обязывающий характер. Данный признак указывает на то, что норма права, представляя одной стороне правоотношения определенное право, одновременно возлагает на другую сторону соответствующую обязанность.

Структура правовой нормы

Правовая норма имеет трёхзвенную структуру, в качестве элементов выделяют: гипотезу, диспозицию, санкцию.

«Если — то следует — иначе».

Гипотеза есть часть нормы, указывающая на конкретные юридические факты, с которыми данная норма связывает свое действие. Гипотезы бывают простые, сложные и альтернативные.

Диспозиция есть часть нормы, содержащая конкретное, правило поведения. Это само правило поведения. Диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения.

Санкция есть часть нормы, определяющая вид и меру последствий соблюдения либо нарушения диспозиции субъектом правоотношений. Различают абсолютно- определенные, относительно-определённые и альтернативные санкции.

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм).

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости).

Виды правовых норм

Правовые нормы различают по:

1.Отраслевой принадлежности (нормы конституционного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права);

2. Выполняемой функции в правовом регулировании: а) регулятивные (рассчитаны на правомерное поведение, устанавливают юридические права и обязанности участников регулируемых общественных отношений); б) правоохранительные (рассчитаны на неправомерное поведение и всегда содержат санкции, применяемые к правонарушителям);

3. Уровню правового регулирования: а) нормы материального права (прямо, непосредственно регулируют общественные отношения, определяя юридические права и обязанности их участников); б) нормы процессуального права (определяют порядок, процедуру реализации норм материального права);

4. Характеру диспозиции: а) управомочивающие (указывают на возможность совершать определенные действия); б) обязывающие (указывают на необходимость совершать определенные действия); в) запрещающие (указывают на необходимость воздерживаться от совершения определенных действий);

5. Способу установления диспозиции: а) императивные (правило поведения устанавливается государством); б) диспозитивные (установленное государством правило поведения действует лишь тогда, когда участники регулируемого общественного отношения сами не установили для себя иного правила);

первичные),

6. Действию в пространстве: общие (общегосударственные); б) местные; в) региональные; г) локальные;

8. Действию во времени: а) постоянные; б) временные;

9. Действию по кругу лица) общие (распространяются на все население страны); б) специальные (распространяются на определенный круг лиц); в) исключительные (делают изъятия из общих и специальных);

10. Юридической силе.

Наши рекомендации