В результате изучения курса обществознания учащиеся должны

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель:

Э.М.Фархутдинова

учитель обществознания

первой квалификационной категории

Учебно-тематическое планирование

по обществознанию

Класс 7

Учитель Фархутдинова Э.М.

Количество часов

Всего___ часов; в неделю ___часа.

Плановых контрольных уроков _____, зачетов _____, тестов ____ч.;

Административных контрольных уроков ____ ч.

Планирование составлено на основе _примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений составитель э.Д.Днепров, « Дрофа», 2007 года

Учебник: Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИЦ «Русское слово – РС», 2007

Дополнительная литература Обществознание . 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт-сост Н.С. Кочетов.Учитель, 2008

Пояснительная записка

Рабочая программа составлено в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова, на основе федерального компонента государственного стандарта, составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.

Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся, обучить учащихся тому, что они часть окружающего мира, что у них есть личностные качества, что они являются часть общества.

В процессе учебы будут решаться следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «подросток», «подростковый возраст». «коллектив», «личность».

· Почувствовать себя частью общества и его будущим

· Научит выявлять отличительные черты характера.

  • Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
  • Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
  • Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
  • Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.
  • Выработать патриотические чувства

В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы.Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания учащиеся должны

знать:

· Основные понятия и термины;

· Психологический портрет личности в подростковом возрасте;

· О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;

· Свои права и обязанности;

уметь:

· применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

· получать социальную информацию из разнообразных источников;

· ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление:

· о специфике развития личности в подростковом возрасте.

Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Дом. задание Дата проведения
План Факт
Переходный возраст Вводный групповая Вопросы Знать определения возраста, понятия: «подросток», «тинейджер», особенности подросткового периода, иметь представление о системе ценностей подростков П 1, ответить на вопросы    
2-3 Задачи и трудности подросткового возраста Комбинированный Парная, групповая Тест, эвристическая беседа Знать место подростка в обществе в различные эпохи, уметь характеризовать другие возрасты человека П 2, выполнение практикума    
Быть взрослым комбинированный Групповая, фронтальная вопросы Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, пессимизм, альтруизм, уметь характеризовать особенности воспитания подростков П 3, выполнение практикума, ответить на вопросы    
Физические изменения у подростков комбинированный Составляют рассказ, используя несколько источников Задания с развёрнутым ответом Знать какие физические изменения происходят в подростковый период, знать определение понятия «комплекс неполноценности» П 4, составить правила, которые помогут подросткам улучшить внешность    
Психологический портрет личности Изучение нового материала Сравнивают особенности темперамента личности Таблица Знать определение понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция. Знать основные характеристики личности, уметь характеризовать типы темперамента П. 5,6 мини – сочинение «мне в моем характере хотелось бы избавиться от…»    
Самооценка подростка Комбинированный Индивидуальная, парная Задания с развёрнутым ответом, вопросы Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки, знать, как влияет семья на самооценку подростка П. 7, выполнение практикума    
Контрольная работа по теме «Личность подростка» Контрольный Индивидуальная, - соотносят вопрос и ответ; -выбирают верный ответ из 4 предложенных ответов. Тест Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины      
Выдающаяся личность Изучение нового материала Групповая Практикум Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности П 8, в. 1-4 ответить    
Лидер и его качества Комбинированный Выделяют главное в тексте; работают с документами Таблица Знать определение понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер, знать роль лидера в обществе П 9, вопросы    
Социальная среда подростка Комбинированный Фронтальная Задания с развёрнутым ответом Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство, знать факторы, влияющие на соц. среду подростков П 10, рассуждение «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?»    
Подросток в группе Комбинированный Выделяют главное и систематизируют выделенное в таблицу Таблица Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы П. 11, ответить на вопросы    
Межличностные отношения Изучение нового материала Работают с текстом учебника и дополнительными источниками Вопросы Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений П. 12, вопросы    
«Мы» и «они» Комбинированный Парная, индивидуальная Понятийный диктант Знать понятия: я, мы, они П. 13, продолжить фразу «Свои отличаются от чужих …»    
Контрольная работа по теме «Подросток в социальной среде» Контрольный Индивидуальная Тест Знать материал раздела «Подросток в социальной среде» Сообщение, пр.4    
Мир знакомых и незнакомых Изучение нового материала Составляют план ответа на вопрос; объясняют термины и понятия Вопросы Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми незнакомыми людьми П. 14, практикум    
Социальный портрет молодежи Комбинированный Выделять главное в тексте Задания с развернутом ответом Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе П 15, ответить на вопросы    
Повторительно - обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде» Повторительно-обобщающий урок Повторение пройденного материала Вопросы, таблица Знать материал раздела «Подросток в социальной среде»      
Юридические границы подросткового возраста Изучение нового материала Групповая, парная Беседа по вопросам учебника Знать понятие «юридические отношения», права и обязанности детей и подростков П 16, мини-сочинение «Как подросток может пользоваться своими правами»    
Подросток как гражданин Комбинированный Сообщения, работа с текстом учебника Задания с развёрнутым ответом Знать определение гражданства, пути его получения, знать основные гражданские права и свободы П. 17, ответить на вопросы    
Подросток и его права Комбинированный Работа с документом, делают выводы Эвристическая беседа Знать определение «права человека», основные положения «Конвенции о правах ребенка» П. 18, практикум    
Опасный путь преступной жизни Комбинированный Групповая Вопросы Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность П. 19, подготовка к тесту    
Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон» Повторительно-обобщающий урок Индивидуальная Тест, вопросы Знать материал раздела «Подросток и закон», основные термины и понятия Повторение    
Подросток в обществе риска Изучение нового материала Работают с текстом учебника и дополнительными источниками Задания с развернутом ответом Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска П. 20, ответить на вопросы    
Проблема одиночества Комбинированный Групповая, фронтальная Эвристическая беседа Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность, причины депрессии П. 21, продолжить фразу «Подросток чувствует себя одиноким, когда…»    
Контрольная работа по теме «Подросток и закон» Контрольный Индивидуальная Тест Знать материал раздела «Подросток и закон», основные термины и понятия      
Подростковая культура Комбинированный Выделяют главное в рассказе учителя и в тексте; составляют схемы Практикум Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, определение подростковой культуры П. 22, вопросы    
Образ жизни Комбинированный Групповая Вопросы Знать понятие «образ жизни», уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни П. 23    
Досуг, отдых, спорт Комбинированный Самостоятельно работать с учебником Задания с развёрнутым ответом Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга П. 24,25, подготовить сообщение о выдающихся спортсменах нашей страны и республики    
Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка» Повторительно-обобщающий урок Фронтальная Вопросы, тест, понятийный диктант Знать материал раздела «Подросток и закон», основные термины и понятия      
Город и село Изучение нового материала Групповая Эвристическая беседа Знать понятия: город, село, отличительные черты городской среды, уметь характеризовать роль городов в развитии общества П 26,27, сообщение на тему «Их именами называли улицы»    
Мой дом, мое убежище Комбинированный Выделяют главное в тексте, делают выводы Вопросы Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, личное пространство П 28,29, подготовка к контрольной работе    
Итоговая контрольная работа по теме «Подросток» Контрольный   Тест Знать материал пройденных тем      
Повторение              
                       

Учебно-тематическое планирование

По обществознанию

Класс 6

Учитель Фархутдинова Э.М.

Количество часов

Всего___ часов; в неделю ___часа.

Плановых контрольных уроков _____, зачетов _____, тестов ____ч.;

Административных контрольных уроков ____ ч.

Тематическое планирование по обществознанию для 6-х классов составлено согласно методического письма «О преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в 2006-2007 учебном году» на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (2006 г.)

Тематическое планированиепреподавания обществознания в 6-мых классах составлено на основе:

- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования;

-Примерной программой Основного общего образования по обществознанию (2007г. «Дрофа»);

§ программы:Кравченко А.И. «Обществознание, 5-9 классы», М;»Русское слово»,2007;

§ учебного плана МБОУ «Гимназия №20»

Учебник: Кравченко А.И. Обществознание – М., Русское слово, 2007 г.

Цели и задачи курса:

Курс «Обществознание» для 6-х классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Курс «Обществознания» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6–7 и 8–9 классы.

Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6-х классов по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:

– создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования ее познавательных интересов, критического

мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

– воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

– освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации;

– овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

– формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознания» в 6-х классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.

Основным содержанием курса в 6 классе является:

– знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;

– раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

– ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

– показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

В 6–х классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:

– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.

Курс «Обществознание» для 6–го класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в т.ч. для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини социальных ученических проектов и др.


  Тема урока Кол.ч. Тип урока Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности Виды контроля, измерители Планируемые результаты освоения материала Дом. задание Дата проведения    
  Раздел I. Общество и человек - 7 План Факт  
Тема 1. Что такое общество? ИН фронтальная вопросы Знать что такое общество, его отличительные признаки, называть осн. сферы общества 1,тетради 7.09    
Тема 2. Происхождение и развитие человека К Составляют рассказ, используя несколько источников задания развернутым ответом Знать происх. человека, уметь называть теории происх человека 2, рассуждение, пр. 14.09    
Тема 3. Исторические ступени развития общества ИН групповая таблица Знать разные подходы к типо­логии обществ; сравнивать раз­личные типы обществ. Уметь анализи­ровать харак­терные черты общества, опре­делять его тип; типология об­ществ, общест­венно-экономическая формация. Знать определения по теме. 3, задания 1-3, таблица 21.09    
Тема 4. Современное общество К групповая практикум Уметь анализи­ровать, давать опреде­ления понятий: типология об­ществ, индуст. общ. 4,тетради, сочин., пр.2 28.09    
Тема 5. Человечество как сумма поколений ИН выделять главное в тексте вопросы Знать определения 5,терм. Выуч. 5.10    
Тема 6. Человек, общество, природа Урок-практикум К групповая беседа Знать определения по теме. 6, презент. 12.10 19.10    
Повторительно-обобщающий урок ПО Повторяют пройденный материал тест Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. термины 26.10    
  Раздел II. Экономическая сфера общества -7             25.10.    
Тема 7. Что такое экономика? ИН сообщения вопросы Знать понятие, характеризовать факторы 7, практикум 9.11    
Тема 8. Рынок К Составляют план ответа на вопрос; объясняют термины и понятия задания развернутым ответом Характеризовать рынок, называть ос­новные функции цены; - сравнивать понятия.Знать понятия и термины: ры­нок, банк, конкурен­ция 8, задание 3. сообщение 16.11    
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес? ПО фронтальная беседа Знать определения по теме. 9, задание1 23.11    
Тема 10. Домашнее хозяйство ИН Выделяют главное в тексте, делают выводы практикум   10, практ2 30.11    
  Тема 11. Экономическая деятельность подростков ИН групповая, фронтальная вопросы Знать эконом. деятельность подростков 11, задания 1-2. термины 7.12    
  Тема 12. Труд с точки зрения закона К работа с документом практикум Уметь: - называть нор­мы правового регулирования трудовых отно­шений. Знать понятия и термины: труд,заработная плата, безрабо­тица. 12, задание 1-2. Мини - сочинение 14.12    
  Повторительно-обобщающий урок ПО Повторяют пройденный материал понятийный диктант Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. термины 21.12    
  Раздел III. Социальная сфера общества- 4             27.12.  
  Тема 13. Социальная структура общества ИН фронтальная беседа Знать социальн. структуру общества 13, тетради      
  Тема 14. Семья К Работают с текстом учебника и дополнительными источниками задания развернутым ответом Уметь приводить примеры. Уметь: работать с документами   14, практикум, табл. 11.01    
  Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе К Выделяют главное в тексте, делают выводы вопросы Знать правила этикета, нормы поведения в обществе 15, задание 3 18.01    
  Повторительно-обобщающий урок ПО Индивидуальная, - соотносят вопрос и ответ; -выбирают верный ответ из 4 предложенных ответов. тест Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. Повтор. термины 25.01    
  Раздел IV. Политика и право -6             7.02.  
  Тема 16. Государство и граждане ИН фронтальная задания развернутым ответом Знать осн. функции государства, историю возникн. государства. Уметь характеризовать гл. признаки государства   16, задание 3 1.02    
  Тема 17. Право на службе человека ИН Выделяют главное в тексте, делают выводы беседа Знать определения по теме. 17, практикум 8.02    
  Тема 18. Конституция – Основной закон страны К работа с документом практикум Уметь: характеризовать К РФ как осн. закон, право человека, ребенка, объяснять особенности правового статуса гражд. России, классифицировать констит. права граждан.   18, тетради 15.02    
  Тема 19. Право и правопорядок К работа с документом задания развернутым ответом Знать органов правопорядка, называть основн. отрасли права 19, задание 1 22.02    
  Тема 20. Как защититься от несправедливости К групповая беседа Уметь: работать с документами   29.02    
  Повторительно-обобщающий урок ПО Индивидуальная, - соотносят вопрос и ответ; -выбирают верный ответ из 4 предложенных ответов. тест Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания. термины 7.03    
  Раздел V. Духовная сфера общества -8             4.04.  
  Тема 21. Наука и образование ИН Составляют план ответа на вопрос; объясняют термины и понятия таблица Знать, что представляет собой образование, уметь разъяснять особенности правового статуса ученика совр. школы 21, тетради 14.03    
  Тема 22. Мораль ИН Работают с текстом учебника и дополнительными источниками беседа Зарактеризовать духовную жизнь человека, знать правила этикета. 22, задание 1-2 21.03    
  Тема 23. Идеал и ценности К фронтальная   Знать что такое идеал и ценности. Уметь характеризовать понятий истина, добро, зло, свобода. Уметь: анализировать особенности некоторых культ. ценностей   23, тетради составить небольшой рассказ 04.04    
  Тема 24. Ребенок в семье К Выделяют главное в тексте, делают выводы задания развернутым ответом Знать права ребенка,   24, практикум 11.04    
  Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей ИН парная, индивидуальная беседа по вопросам учебника Знать определение, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию взаимоотношений детей и родителей 25, тетради 18.04    
  Тема 26. Ребенок в школе К групповая беседа Знать правила поведения в школе 26,тетради 25.04    
  Тема 27. Друзья и ровесники ПО групповая беседа Знать правила поведения с ровесниками 27,тетради 02.05    
  Повторительно-обобщающий урок ПО Индивидуальная, - соотносят вопрос и ответ; -выбирают верный ответ из 4 предложенных ответов. тест Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания.   16.05    
  Итоговое повторение ПО Повторяют пройденный материал беседа Знать основные вопросы темы. Уметь анализировать и обобщать полученные знания.   23.05 30.05    
  Итого 34 ч.           9.05. празд.    

Учебно-тематическое планирование

по обществознанию

Класс 8

Учитель Фархутдинова Э.М.

Количество часов

Всего___ часов; в неделю ___часа.

Плановых контрольных уроков _____, зачетов _____, тестов ____ч.;

Административных контрольных уроков ____ ч.

Планирование составлено на основе _примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень), программы курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор:А.И. Кравченко.

Учебник: Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИЦ «Русское слово – РС»,

Дополнительная литература Обществознание . 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт-сост Н.С. Кочетов.Учитель, 2008

название, автор, издательство, год издания

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

§ программы :Кравченко А.И. «Обществознание, 8-9 классы», М;»Русское слово»,2007;

§ Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

§ учебного плана МБОУ «Гимназия №20»

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Цели.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· развитиеличности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоениена уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Наши рекомендации