Особенности греческой религии и общественные празднества

Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на ее состояние и структуру большое влияние. Так же, как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений б литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев между собой и с людьми, создало богатый арсенал мифологических образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э.

Понимание богов и героев в образе красивых людей и стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения, сделав его одной из основ развития всей греческой архитектуры.

Для создания всей системы духовных ценностей древних греков первостепенное значение имело своеобразное понимание природы божества. Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущественных, подчиняющихся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. Известное ограничение всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов-героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, его способности и силы, что открывало большие перспективы и для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и рдя философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Непременной частью религиозного культа в V—IV вв. до н. э. стало почитание главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных мероприятий обязательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности жертвенных животных, большая часть туши шла на пиршественное угощение), гимнастические состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, гимнастических состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.

В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в условиях расцвета афинской демократии) празднование в честь главного божества — покровителя полиса — стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Увеличивается удельный вес гимнастических состязаний и театральных представлений, возрастает и культурное значение таких празднеств, а подготовка к ним, которую ведет весь народ, становится сильным импульсом к культурному творчеству. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афин Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в Олимпии в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские празднества в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские празднества в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.

Самыми знаменитыми из них стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Первоначально они были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором как и в других аналогичных религиозных церемониях состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали рассматриваться как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, которые приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других общегреческих празднествах, например, на Пифийских играх, на первое место вышли не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов. В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений в форме трагедии и комедии, из которых вырос знаменитый греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

Греческий театр и литература

Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний как таковых и превратились в самостоятельный вид искусства, занявший особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется место, специально предназначенное для сценических действий. Как правило, такое место выбиралось у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова теаомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг над другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на орхестру и уходили с нее. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э. были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, центр тяжести игрового действия сместился на актеров, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали лиц самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей. Маска исключала мимику актера, делала лицо неподвижным, но данное обстоятельство компенсировалось выразительными телодвижениями актеров. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывал и под одежду прокладки, чтобы казаться выше и мощнее.

Этот реквизит был необходим еще и потому, что при очень больших размерах греческих театров и отдаленности зрительских мест от орхестры, актеров в таких костюмах можно было лучше видеть, следить за их игрой. Актеры обычно играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались древние цари и жрецы. Применялись и некоторые механические приспособления. Если нужно было показать действие внутри дома, например, то на орхестру выкатывали специальную деревянную платформу, на которой актеры изображали действие в помещении, затем по завершении действия платформу увозили. Если по ходу действия нужно было показать парящего в небе бога, то применялось подъемное приспособление. Особое шумовое устройство могло воспроизводить удары грома.

Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре (он очень хорошо сохранился до настоящего времени и современные греческие актеры разыгрывают здесь древние трагедии) — 20 тыс. мест. Грандиозными были театры в Мегалополе — на 40 тыс., а театр в Эфесе — даже на 60 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые театральные деньги, который предназначался 'для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. И этот фонд не трогали при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Поскольку на представлениях присутствовала обычно большая часть гражданского населения, то огромное число зрителей бурно одобряло или порицало автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса и это являлось мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э. — время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап развития мирового литературного процесса.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456 гг. до н. э.)./ Его зрелые годы прошли в героический период победоносной войны греков с Персидской державой. Эсхил был участником наиболее крупных сражений этой войны (при Марафоне, Саламине и Платеях). Он принимал деятельное участие в общественной жизни Афин, выезжал в Сицилию и там же провел свои последние годы. Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известны из них «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестейя» (458 г. до н. э.), состоящая из трех трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила, кроме «Персов», написанных на исторический сюжет о победе греков над персами в морской битве при Саламине, выступают давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, разрабатывает новые стороны сюжета, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии «Персы», он воспевает бесстрашие в борьбе за культурные достижения даже с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. Трилогия «Орестейя» пронизана философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная жизнь. Устроенная таким образом жизнь угодна и богам. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса как такового. Дальнейшее углубление важнейших вопросов бытия можно видеть в творчестве Софокла из Афин (496—406 гг. до н. э.).

Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых до нас дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429—425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл ставит важнейшую проблему: место человека в обществе и мире. Что такое человек — марионетка в руках всесильных богов или творец своей судьбы?

В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Богами суждено было ему вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на своей матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями. Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции, стремясь очистить себя от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно, Эдип достигает духовного очищения, находит себе последнее пристанище в предместье Афин Колоне, превращается в героя — покровителя Колона. Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельность его сил, возможность помериться с неотвратимой судьбой.

Поставленная Софоклом проблема места человека в мире и обществе станет вечной темой мирового искусства. В творчестве Эврипида с Саламина (480—406 гг. до н. э.) греческая драма обогатилась новыми достижениями. Наиболее прославленной пьесой Эврипида, в которой отразилось его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н. э. В пьесе речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в Грецию и здесь бросил на произвол судьбы, вступив в выгодный брак с дочерью коринфского царя. Оскорбленная до глубины души вероломством Ясона, которому она помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой смерти своего брата, ради которого оставила свою страну, Медея вынашивает планы жестокой мести. Обдумывание мести Ясону приводит Медею совершенно неожиданно для самой себя к мысли об убийстве ее детей от Ясона. Эврипид психологически тонко рисует страшное смятение чувств любящей матери и жестокой мстительницы, в котором побеждает месть. В этой пьесе Эврипид разрабатывает несколько принципиально новых по сравнению с Эсхилом и Софоклом художественных положений. Для Эврипида человек, в частности, Медея предстает не как застывший и неизменяемый характер, а постоянно развивающийся образ: любящая жена и нежная мать художественно убедительно превращается в ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей.

Человек для Эврипида — не цельное и неизменное существо, которому противостоит некая внешняя сила, с которой он вступает в противоборство, а раздираемая противоречивыми страстями душа, и какая из этих страстей одержит верх и к каким страшным последствиям это приведет, человек и сам не знает. Этот непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба. В творчестве Эврипида получила разработку замечательная художественная идея об исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких страстей. Подобная трактовка образов стала художественным открытием Эврипида и оказала огромное воздействие на последующее развитие греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Эврипида (из 92), т. е. больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе взятых. Художественный метод Эврипида оказал влияние на Шекспира; в театрах нашего времени ставится его бессмертная «Медея», а бушующая буря противоречивых страстей главной героини и сейчас потрясает своей художественной правдой.

В целом творчесто афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным художественным открытием древнего мира, качественным скачком, определившим многие направления.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время веселых сельских праздников в честь бога Диониса—сельских Дионисий. Наиболее благоприятные условия для создания комедий сложились в демократических Афинах, где допускалась большая свобода критики как отдельных лиц, так и законов и учреждений. К тому же публичный характер заседаний Народного собрания, Совета 500, коллегий должностных лиц поставляли авторам комедий богатый материал. Поскольку во второй половине V в. до н. э. политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то в ранних афинских комедиях стал преобладать политический материал, а сама комедия приобрела политический характер. Политическая комедия достигла своего /высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга Аристофана (450— 388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий Аристофана, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупция должностных лиц и бездарность полководцев, глупость некоторых решений Народных собраний. Он высмеивает краснобаев-софистов и философа Сократа, заседательскую суету и любовь к сутяжничеству, неравномерное распределение богатств и трудности афинских земледельцев. В отличие от трагиков Аристофан не ставил в своих комедиях глубоких философских вопросов, но зато он дал реалистическое описание многих , сторон афинской жизни, его комедии являются ценным историческим источником эпохи. В своих пьесах Аристофан разработал множество остроумных комедийных ситуаций, которые стали широко использоваться последующими комедиографами вплоть до настоящего времени. Комедии Аристофана написаны сочным образным языком, тонко выражавшим остроумное содержание его произведений.

Трагедии и комедии принадлежали к поэтическим жанрам «литературы. Прозаические произведения создавались историками, авторами монументальных исторических повествований. Сама история в древности, в отличие от современного понимания ее как научной дисциплины, рассматривалась как художественное повествование. Прекрасными образцами греческой прозы V—IV вв. до н. э. стали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта. Художественная проза представлена также речами афинских ораторов, особенно Исократа, Демосфена, философскими работами Платона и Аристотеля, которые придавали большое значение литературной отделке своих произведений.

Архитектура и искусство

V—IV вв.4 до н. э. были временем расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Развитие архитектуры было тесно связано с состоянием теории и практики градостроительства, основанием и благоустройством новых и старых городов. Высшим достижением греческого градостроительства была разработка концепции регулярного города, т. е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства, плану. Основные положения регулярного города были разработаны Гипподамом из Милета и получили название гипподамова города. Гипподамов город предполагал деление городской территории пересекающимися под прямым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного зданиями общественного назначения (храмами, помещениями для должностных лиц, портиками для прогулок), торговой площади агоры (иногда общественный центр совпадал с агорой, иногда они разделялись). Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками, складами. В регулярном городе предусматривались как его обязательные элементы театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по специальному водопроводу, от основного канала вода распределялась по трубам в разные районы города к специальным колодцам, откуда жители брали воду для своих нужд. Нечистоты выводились с помощью канализации за пределы города.

Парадным и религиозным центром города был акрополь, здесь располагался храм главного божества — покровителя данного города, сюда вела дорога священных процессий во время важнейших праздников, здесь совершались наиболее торжественные жертвоприношения.

Принципы Гипподама могли быть реализованы лишь в городах, построенных на новом месте, например, в Олинфе на Халкидике, в портовом городе Пирее, городе Фурии, или в заново отстроенном Милете. В городах, возникших в незапамятные времена, таких как Коринф, Афины, Эфес, Фивы, положение было иным — вместо регулярных кварталов, сетки прямых улиц, благоустроенных площадей можно было увидеть беспорядочно скученные частные жилища, разбросанные среди них храмы, узкие кривые улочки. Однако элементы регулярности в V—IV вв. до н. э. проявляются и здесь: архитектурно украшается акрополь, центральная площадь, место для Народных собраний; ремесленные мастерские с вредным производством (керамические или кожевенные) удаляются на окраину города, театральные здания и стадионы устраиваются в определенных местах. В V—IV вв. до н. э. практически во всех греческих городах возникают мощные оборонительные сооружения, система крепостных стен с башнями, которые вносят элементы организации во всю городскую планировку.

Огромных художественных достижений греки добились в архитектуре. Греческое зодчество классического времени развивалось на основе так называемой ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Ордерная система, зародившаяся в архаический период, достигла наибольшей полноты и законченности в своем развитии, выявила все заложенные в ней возможности именно в V—IV вв. до н. э. Два основных типа ордеров: дорический и ионический сформировались еще в VII—VI вв. до н. э., но в V—IV вв. появился еще более нарядный, изысканный и пышный коринфский ордер. В то же время греческие зодчие начинают прибегать к смешению разных ордеров в одном здании, вносят элементы легкости и изящества в дорический стиль и придают большую нарядность и пышность ионическому ордеру. Умелое смешение разных архитектурных стилей расширило возможности греческих строителей, позволило им создать многие шедевры греческой и мировой архитектуры. Основой развития греческого зодчества, как и в архаическое время, был храм — самое совершенное в принципе здание, в котором обитает прекрасное божественное существо. Разрабатывались самые различные типы храмовых зданий, от скромных в честь героев до величественных громадных храмов в честь главных богов.

Храмовые здания в зависимости от количества колонн делились на несколько типов: храм в антах (две колонны перед главным входом), простиль (четыре колонны перед главным входом), амфипростиль (колонны поддерживали портик перед главным входом и такой же портик с колоннами располагали с противоположной стороны), периптер (колонны окружали храмовое помещение со всех четырех сторон, образуя круговой портик) и самый сложный тип греческого храма двойной периптер, когда портик вокруг всех четырех сторон здания поддерживался двойным рядом колонн? В большом храме внутренние аппартаменты состояли из главного зала, где находилась статуя главного божества города (Зевса, Посейдона, Геры, Афины, Аполлона и др.), и второго помещения, где хранилась священная утварь, а также храмовые, а зачастую и городские сокровища. Антаблемент над колоннами, верхние части наружных и внутренних стен здания, фронтоны украшались скульптурными группами и рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжественный облик.

Греческие зодчие на основе этих общих принципов построили ряд храмов, ставших шедеврами греческой и мировой архитектуры: храм Афины-Девы Парфенон в Афинах (архитекторы Иктин и Калликрат, 448— 432 гг. до н. э.), храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон, 465—456 гг. до н. э.), храм Эрехтейон, интересный своей расчлененной композицией и применением фигурных, в виде несущих корзины девушек, колонн (так называемых кариатид), храмы Аполлона в Дельфах, в Дидимах около Милета и мн. др. Показателем зрелости греческого зодчества является создание сложных, художественно уравновешенных архитектурных ансамблей. Прославленными ансамблями стали афинский Акрополь, олимпийский спортивно-храмовый округ Альтис и храмовый комплекс в Дельфах. Ансамбль афинского Акрополя включал несколько зданий и сооружений: специально построенный и художественно оформленный проход на Акрополь — Пропилеи, к которым примыкали помещение для картинной галереи (пинакотека) и маленький храм в честь богини победы Ники. Центром ансамбля был величественный Парфенон с примыкающими к нему святилищами некоторых аттических богов. Громада Парфенона несколько уравновешивалась небольшим и расчлененным храмом в честь Эрехтея и Посейдона — Эрехтейоном. Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьем Афины Воительницы. Крутой склон Акрополя был использован для устройства здесь театра Диониса на 17 тыс. мест и специального помещения для музыкальных состязаний — Одеон. В целом архитектурный ансамбль афинского Акрополя отличался большим художественным вкусом.

Прекрасный природно-архитектурный ансамбль был создан в священном округе Олимпия, где проводились Олимпийские игры. Многочисленные здания спортивного назначения: гимнасии и палестры для тренировок и выступлений атлетов, стадион, бассейны для омовений группировались вокруг величественного храма Зевса и его супруги Геры. Органической частью ансамбля были здания для членов Совета — булевтерия и почетных гостей — пританея, многочисленные небольшие строения для хранения даров отдельных городов — сокровищницы. Священный округ был расположен у подножия невысокой горы Кроноса, с запада и юга его ограждали река Алфей и ее приток Кладей, и это создавало ощущение покоя, вызывало чувство отрешенности от мирских забот и суеты у всякого, кто вступал в пределы Олимпийского округа.

Иным по своему характеру был храмовый ансамбль Дельф, священного города Аполлона. Основой ансамбля была извилистая, поднимавшаяся с низшей точки долины священная дорога (дорога процессий), по сторонам которой находились сокровищницы нескольких десятков греческих городов. Дорога подходила к верхней террасе, на ней возвышался огромный, господствующий на всем склоне горы Парнас храм Аполлона, к которому примыкал театр, где проходили музыкальные состязания в честь Аполлона.

И в других греческих полисах зодчие стремились к созданию продуманных и художественно выполненных архитектурных ансамблей.

Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Греки охотно украшали здания, особенно храмы, самой разнообразной скульптурой. В главном помещении храма хранилась статуя божества — покровителя города, наружные и внутренние стены здания, верхние части антаблемента обычно покрывались рельефными изображениями, фронтоны заставлялись скульптурными группами, отдельные скульптуры украшали даже крыши некоторых храмов. Статуи стояли на городских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптур было самым различным: религиозное (разработка образов наиболее чтимых богов и героев), эстетическое (скульптура—украшение площади, здания, святилища), идеологическое (прославление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного, с чувством собственного достоинства, жизнерадостного). Наиболее популярными художественными образами были образ величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина-атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. более напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.

Греческие мастера создавали большое количество скульптур из самых различных материалов: известняка, мрамора, дерева, слоновой кости, из обожженной глины. Скульпторы овладели в совершенстве техникой бронзового литья и по восковой модели научились изготовлять бронзовые статуи.

Огромных успехов греческие скульпторы достигли в трактовке художественного образа, преодолев неподвижность и скованность архаических фигур. Греческие мастера классического времени могли передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения. Греческими мастерами Тшли созданы шедевры, которые считаются жемчужинами мирового искусства. Статуя Мирона «Дискобол», скульптура Зевса, выполненная Фидием для храма Зевса в Олимпии и считающаяся одним из чудес света, его статуи Афины-Девы для афинского Парфенона, Афины Воительницы для афинского Акрополя, его 160-метровый панафинейский фриз на внешней стороне стены Парфенона, изображение летящей Ники Пеония — вот некоторые всемирно известные шедевры V в. до н. э. Замечательными творениями греческого гения стали статуи Копьеносец-Дорифор и раненая амазонка работы Поликлета, статуи Афродиты Книдской и Гермеса с младенцем Дионисом Праксителя, Менада Скопаса, Аполлон Бельведерский Леохара. Одним из лучших портретистов IV в. до н. э. был Лисипп, прославившийся великолепными портретами Александра Македонского и статуей Апоксиомена (атлета, счищающего песок после тренировки). Статуя Апоксиомена интересна тем, что зритель, обходя ее, видит меняющиеся черты атлета, то возбужденного борьбой, то усталого до изнеможения.

Эллинские скульпторы создавали и прославляли полисный идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства в большинстве греческих городов-государств.

Одежда

Ткани, цвета, орнаменты

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих тканей, представленным в Эрмитаже.

Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до 2-х метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко, согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.

Волокʜᴎϲтый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли его «шерстью дерева». Ткани с рисунком, распростᴘẚʜᴇнные в период греческой архаики, в классический период были вытеснены одноцветными. Хотя грекам были известны различные краски, но любимым и наиболее распростᴘẚʜᴇнным цветом одежды в классическую эпоху был белый.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, к примеру , белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый – выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цвеᴛᴏʙых нюансах: носили, к примеру , платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметисᴛᴏʙого, гиацинᴛᴏʙого, шафранового и т.д. Гомер, к примеру , упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ… был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен… Потом увидел я на его теле блестящую нижнюю одежду».

Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это – меандр, критская волна, пальметта.

Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линии драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.

Мужская одежда

В классический эллиʜᴎϲтический период основа мужской одеждой состояла из двух частей – хитонаи гиматиона.

Хитон (chiton) - выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий. Первоначально хитон изгоᴛᴏʙлялся из прямоугольного куска шерстяной или льняной материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи. Хитон одевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались фибулами (fibule). Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым, правое плечо иногда оставляли обнаженным Иногда хитоны делали с небольшими рукавами, такую одежду целиком ткали на станке. Хитон подпоясывали поясом, из лишней длины делали напуск, ширину равномерно распределяли складками. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей

. В классический период длинный хитон был ритуальной одеждой. Его надевали жрецы и актеры на сцене. И когда в IV веке до н. э. возник обычай появляться в длинной одежде, такой хитон вызвал осуждение у всех поборников суровых нравов старины. От длинного, присборенного хитона берет начало двойной хитон – диплойдон (diploidon).

На ранних памятниках искусства (росписи ваз) есть изображение хитонов с длинными рукавами, в чем явно видно влияние восточных обычаев.

В античное время роскошный верхний плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурного цвета.

Позднее он несколько удлинился. Данный более длинный плащ с большим количеством складок получил название гиматион.

Гиматион (himation) - самая распростᴘẚʜᴇнная верхняя одежда, представляла собой прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,754 м, драпирующийся вокруг фигуры различными способами. Для того чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз – кусочки свинца. Мужчины надевали гиматион следующим образом: один конец, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь, оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Это был самый распростᴘẚʜᴇнный способ ношения гиматиона, – иногда гиматион со спины перебрасывали на правое плечо, закрывая им правую руку или обе руки. Более широкий и длинный гиматион назывался паллиум (pallium).

Сохранились скульптурные изображения греческих драматургов, ораторов и других общественных деятелей (Софокл, Менандр и другие), одетых в гиматионы или паллиумы.

В Греции уделялось очень большое внимание умению носить гиматион, и по его искусности его ношения судили о вкусе человека. Эта одежда придавала внешности человека оттенок величественной простоты, драпировка подчеркивала пластическую гибкость тела, её расположение – пересечение округлых, овальных линий и прямых, расположенных под углом (лучами), входящих в единый центр на плече, - отвечало движениям тела и подчеркивало динамику образа.

Кроме гиматиона греки носили и хламис (chlamys), меньший вариант гиматиона с размерами примерно 152 м. Это одежда, прежде всего, всадников, солдат, юношей и путешественников. Она появилась в классический период в качестве нового вида одежды родом из Фессалии. Ее скрепляли пряжкой - фибулой на правом плече или левом плече, и свободные концы падали красивыми фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламис обычно делали из плотной шерстяной ткани типа валяного сукна.

Удвоенный гиматион или хламис назывался диплакс (diplax).

Особенной простотой и строгостью отличалась одежда спартанцев, которые чаще всего не носили хитона, а довольствовались только гиматионом из шерсти натурального цвета.

Отдельного разговора заслуживает одежда греческих воинов. Под одеждой воинов мы подразумеваем не только непосредственно одежду, но и все защитные приспособления или доспехи, которыми греки на войне покрывали свое тело. Доспехи греческих воинов занимают особое место в европейской культуре. Текст с сайта Биг Реферат РУ Созданные для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья, пращи и т.д., - они настолько хорошо отвечали своему назначению и были так прекрасно художественно оформлены, что являлись предметом подражания, а их отдельные элементы – шлемы, панцири, щиты – вошли в военную символику европейских народов позднейших времен.

Нижней одеждой воинов вне зависимости от их же ранга был короткий хитон, под которым укрепляли металлический набрюшник. Сверх хитона надевали панцирь. Панцири были у большинства воинов металлические, в гомеровский период – из меди, а в более позднее время – из сплавов меди и других металлов. По свидетельству историков, грекам были известны и кирасы из толстого проклеенного полотна или кожи с нашитыми на них металлическими частями. Важно понимать - для придания металлическим панцирям большей гибкости их делали из отдельных деталей, скрепленных шарнирами или петлями. На многих вазах классического периода и более ранних есть изображения воинов в таких панцирях (к примеру , Ахилл, перевязывающий рану Патроклу). Голову воины закрывали шлемом, при этом форма и украшения шлемов видоизменялись с течением времени. Наиболее древние шлемы были простые, затем на них появлялся гребень, его венчал конский хвост или перья; чеканка на шлемах состояла из геометрического и растительного орнамента, особо богатые были украшены сценами из мифологии или воинских подвигов. Наиболее уязвимые части ног – голени – закрывали поножи кнемидес. Сделанные по форме ноги, они скреплялись ремнями и пряжками и обычно украшались чеканными узорами.

Верхней одеждой воинов, как говорилось выше, был хламис. Полководцы, военачальники носили хламис, окрашенный в пурпуровый цвет.

Сельские жители и рабы носили большей частью короткий свободно ʜᴎϲпадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо, так называемый эксомис(exomis). Рабы во время тяжелых работ довольствовались одной набедренной повязкой.

Женская одежда

Общее развитие культуры, остро развитое чувство красоты, воспитанное поколениями, определяли покрой греческой женской одежды. Еще в период архаики женские греческие одежды отличались стройностью линий, создаваемых струящимися тканями

. В классическую эпоху одежда подчеркивала красоту женского тела, облагороженную мягко падающими тканями, сквозь которые слегка намечаются, а при движении ясно проступают его формы. Здесь расположение и ритм драпировок подчинялись тому закону художественного единства, который впервые в истории человечества был найден греками – принципу «золотого сечения».

Женская одежда была значительно разнообразнее и красочнее мужской. Основными её видами были также хитон и гиматион, но кроме них существовали и другие.

Изображения женской одежды дают нам возможность выделить два основных типа хитонов: хитон с отворотом – диплойдий и широкий хитон с застежками вдоль рук или без застежек – ионический хитон. Хитон с отворотом представлял собой прямоугольный кусок ткани больше человеческого роста на 60-70 см, сшитый в долевом направлении. Верхний край его отгибали на 50-60 см, затем скрепляли пряжками – фибулами на плечах, слегка драпируя переднюю часть. На местах скреплений отворот драпировали несколькими складками. Хитон подпоясывали поясом, распределяя всю его ширину ровными мягкими складками вокруг фигуры или только по центру переда и спинки. Излишек длины образовывал сверх пояса своеобразный напуск – колпос. Часто колпос сверху скрепляли еще одним поясом. Порой хитон первого типа делали из двух кусков неодинаковой длины, кусок для спинки был значительно длиннее, - тогда излишек ткани служил для головы покрывалом.

Диплойдий (отворот хитона) был предметом особых забот и щегольства греческих женщин, часто его отделывали вышивкой, а в эпоху эллинизма делали из ткани другого цвета.

Длина диплойдия могла быть различной: до груди, бедер, коленей. Свободные фалды и драпировки диплойдия придавали большую живописность костюму, а соотношение его основных частей (диплойдий, колпос и нижняя часть хитона) создавали превосходные пропорции, придававшие фигуре бóльшую стройность.

Ионический хитон делали из мягких, довольно тонких тканей, которые подвергались специальной гофрировке. Всю ширину хитона схватывали поясом и делали колпос. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось некоторое подобие рукавов. Мягкие складки хитона прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, а иногда даже богато расшитой тканью гиматиона – верхней одежды греческих женщин. Женский гиматион был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. Без гиматиона греческая женщина обычно не показывалась на улице.

Спартанские девушки носили хитоны не сшитые с правой стороны, при этом несшитые кромки ткани отделывались каймой и фалдообразно драпировались. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Данный хитон назывался пеплос. Афину обычно изображали в пеплосе

. В ежегодном празднике, посвященном Афине, самым торжественным моментом была процессия знатных девушек города, которые несли сотканный и вышитый ими пеплос в храм Афины (Парфенон), чтобы украсить им статую богини. Эта процессия изображена на фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

[Ю1] некоторых памятниках искусств, особенно на статуях Афины, встречаются изображения одновременно двух одежд – ионического хитона и пеплоса. Реалистическая тракᴛᴏʙка скульптуры создает ясное представление о двух различных тканях: мягкой и довольно тонкой ткани хитона и плотной, падающей тяжелыми складками, - пеплоса, подпоясанного сверх диплойдия вторым поясом, что придает ему несколько мужественный вид.

Строгая конструктивность, свойственная всему искусству классического периода, сказывается и на костюме. Она видна и в том, как с течением времени в нем изменялась роль орнамента. Ткани украшали орнаментом в тех случаях, если нужно было оттенить или подчеркнуть основные и существенные моменты в композиционном замысле – ритмическое чередование драпировок диплойдия и несшитых сторон пеплоса, края гиматиона и т.д.

В романе известного советского ученого-палеонтолога и писателя Ивана Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цвеᴛᴏʙого решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на её правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой, прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из серых нарциссов окутывал её от плеча до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками.»[2].

Женщины из среды ремесленников, торговцев не носили двойных одежд (хитон и пеплос), гофрированных широких хитонов и гиматионов, отделанных богатой каймой. Важно учесть, что их костюм был прост – скромный хитон из шерстяной ткани или полотна и такой же гиматион, который служил покрывалом для головы при выходе на улице. Меньшая по объемам, без двойных колпосов, одежда эта имела традиционные, но менее обильные драпировки. Рабыни чаще всего носили костюм своей родины

. В эпоху эллинизма прислуживающих на пирах рабынь и танцовщиц одевали в дорогие восточные и египетские ткани.

Головные уборы и прически

Головные уборы греки носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей – петасос (petasos) – наиболее распростᴘẚʜᴇнный головной убор. Ее носили также на ремешке, отброшенной за плечи

. В подобной шляпе, но с маленькими крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилос (pilos) – подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и плохой погоды.

В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем – филле (fillet). Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Гречанки носили головные уборы редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматиона. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах – фолиях, предохраняющих лицо от загара.

Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми ᴄᴫᴏжными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях.

Обычно прическа греческих женщин несколько закрывала лоб и обрамляла лицо. Высокий лоб не считался признаком красоты. Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, от чего гречанки казались особенно грациозными.

В античной Греции возникли основные типы причесок, которые затем многократно повторялись. Информация с сайта Бигреферат.ру / bigreferat.ru Первоначально свободно завитые, ʜᴎϲпадающие на плечи волосы, начали укладывать в ᴄᴫᴏжные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками, шпильками и гребнями. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко опущенные на лоб и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы(nimbus) – хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Обувь

У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Греческие женщины предпочитали сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н. э.) появилась более элегантная женская обувь – [Ю2] , на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных варианᴛᴏʙ от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Важно учесть, что их часто делали из цветной кожи, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками.

Главным компонентом всех форм обуви остается подошва, прочная подложка под ступню для защиты от холода, сырости, неровностей дороги; к ней присоединяются ремни для крепления, носки, и, наконец, вся верхняя часть с пробитыми отверстиями или украшениями – по потребности или по вкусу. Обувь греков повторяла форму ступни. Так же как и в других странах мира, носила её только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.

Самая простая форма, которая встречается у греков это - карбатин[3], одновременно самый распростᴘẚʜᴇнный тип античной обуви. Он представлял собой кусок коровьей (воловьей) кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

В высших сословиях в античной Греции популярностью пользовалась обувь на толстой пробковой подошве – котурн (kothornos). Со времен Эсхилла её носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изгоᴛᴏʙлялись из цветной кожи и богато украшались.

Наши рекомендации