Классификация правовых форм государственного управления.

1.Правотворческая деятельность.
Правотворческая деятельность заключается в выработке норм, их изменении или отмене, т.е. правотворческая деятельность заключается в издании нормативных юридических актов управления. (Например, постановление Правительства, решение местной администрации, или приказ директора завода и т.д.)

2. Правоприменительная деятельность.
Это своего рода административное распорядительство, т.е. применение к конкретным обстоятельствам положений закона и других норм права, прежде всего норм административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты. (Например, если гражданин в общественном месте выражается нецензурной бранью, то его привлекают к административной ответственности за мелкое хулиганство. В данном случае к нарушителю применяется установленная норма права, (ст. 158 КоАП РСФСР), предусматривающая ответственность за данное правонарушение).

В свою очередь правоприменительная деятельность подразделяется на:
- правоохранительную деятельность
- регулятивную деятельность.

Правоохранительная форма деятельности нацелена на охрану определенных управленческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность.(Например, организация ООП при проведении массовых мероприятий, или обеспечение правил разрешительной системы и т.д.).
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных, конкретных управленческих дел и вопросов. (Например, урегулирование общественных отношений, путем заключения какого либо договора, или установление дорожного знака “Въезд запрещен” и т.д.).
Кроме того все правовые формы управления по целенаправленности подразделяются на: внутренние и внешние.
Внутренние правовые формы деятельности имеют место внутри организации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, налаживании делопроизводства, руководства сотрудниками, подразделениями. (Например, издание приказа о поощрении сотрудников).
Внешние правовые формы деятельности затрагивают интересы нескольких субъектов государственного управления. Они проявляются вне организации, ведомства. (Например, заключение договора на охрану объекта).

Неправовые формы управления:

не связаны с изданием правовых актов, не совершают юридически значимых действий. Они не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления. Их роль, в основном, вспомагательная. Они подразделяются на:
- организационные действия (проведение совещаний, организация учебы и т.д.);
- материально-технические действия (снабжение, транспорт, обслуживание и т.д.).

Под методами понимают способы или средства достижения поставленных целей.
Административно-правовые методы - это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.

Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.

Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.
Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
Метод принуждения - это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер.
В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.
Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения - заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
(+выполняет карательную функцию). +применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.

По характеру воздействия (прямой или косвенный) на сознание и волю людей различаются экономические и административные методы.

Экономические — это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, эко­номические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) ин­тересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управ­ления.

К административным относятся методы прямого или внеэкономи­ческого воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Орган исполнительной власти (должностное лицо) в пределах своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления. Кон­кретное содержание административно-правовых методов весьма раз­нообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих от­ношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эф­фективное решение проблем, возникающих при осуществлении госу­дарственно-управленческой деятельности.

19. Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления. Виды правовых актов управления.

Акты государственного управления - это особая юридическая форма выражения исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.
По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Признаки:

- издается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами)

- принимается в одностороннем порядке

- юридически властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия

- определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения

- определяет границы должного поведения субъектов в сфере государственного управления

Наши рекомендации