Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
Орган государства –это структурно обособленная часть государственного механизма,обладающая властнымиполномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства. Признаки государственного органа:
ü Представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и т.д.);
ü Наделен властными полномочиями определенного объема и содержания (право того или иного органа государства решать определенные государственные и общественные вопросы);
ü Представляет собой такую часть государственного аппарата, с помощью которого осуществляются задачи и функции государства.Вместе с тем не следует отождествлять функции государства и функции органовгосударства, так как каждый орган государства осуществляет часть либо одной функции, либо части нескольких функций.
ü Имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
ü Вправе применять принуждение в случаях и в пределах, установленных законом;
ü Действует от имени государства;
ü Состоит из государственных служащих,имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия напрофессиональной основе;
ü имеет необходимую материальную базу и финансовые средства;
ü обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
ü в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юр. лица;
ü действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
Система государственных органов представляет собой совокупность взаимосвязанных структур,законодательных, судебных, исполнительных государственных органов;
ü Всем государственным органам присуще обладание властными полномочиями, проявляющиеся в том, что они в праве издавать юридические акты, принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени государства, обладая правом и возможностью обеспечивать их силой государственного принуждения.
ü Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.
Принцип разделения властей в РФ –означает самостоятельное осуществление и относительную независимостьдруг от друга трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также невмешательство этих властей в оперативную деятельность друг друга. Реализация этого принципа гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима. Значение этого принципа состоит в том, что он обеспечивает независимое и эффективное осуществление различных функций государственной власти и подчинение всех властных государственных органов только закону.
Классификация государственных органов:
1. с учетом порядка образования (формирования):
Первичные органы –формируются населением,то есть такие органы создаются непосредственно народом(Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации); Вторичные органы (производные) –это органы которые формируются первичными органами или какими-либопроизводными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие); 2. с учетом сферы действия:
ü Высшие органы –действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
ü Местные органы –это органы,которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
3. с учетом принципа разделения властей:
Законодательные органы –высшие представительные органы государственной власти,они принимают и издаютзаконы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение
между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
Исполнительные органы –правительство,министерства,отделы,администрации краев,областей и прочие–занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов; Судебные органы –осуществляют правосудие.
Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.
4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;
5. по характеру подчиненности: органы исключительного "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного" или "вертикально-горизонтального" подчинения (милиция,государственные банки и т.д.);
6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные;
8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
Принципы организации и деятельности:
ü принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соотв-щие обязанности гос. органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
ü принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и орг-ции деят-ти гос. органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;
ü принцип разделения властей - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
ü принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос. служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
ü принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деят-ти конкретных гос. органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
ü учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
ü принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицир. работников в деят-ти гос. аппарата;
ü принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
ü принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
ü принцип иерархичности - заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих). Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.