Баланс черного, серого и белого
При просмотре публикации глаз читателя выделяет три различные по тону области: черную, серую и белую. Сначала взгляд обращается к черному. Черные области — это фотографии, рисунки и т.п. Далее взгляд перемещается на белое. Белые области не содержат ни текста, ни иллюстраций — на них взгляд отдыхает. На серое человек смотрит в последнюю очередь. Серые области — это текст. Черные, серые и белые области являются главными составными частями общего фона полосы, и от соотношения между ними зависит внешний вид и легкость восприятия материала страницы.
Черное
Несмотря на то, что взгляд первым делом обращается к черным областям, их не должно быть много. Не стоит перегружать черным полосу и делать ее слишком темной, так как это ослабляет воздействие текста. Исключением является случай, когда на странице размещаются только иллюстрации.
Серое
Серые области являются основными носителями информации. Однако избыток серого делает публикацию скучной. Добавьте линейки, разнообразьте виды заголовков (комбинируйте обычные заголовки и шапки), попытайтесь увеличить и перераспределить белые области. Это приведет к усилению контрастности документа, и он станет более привлекательным.
Усиления контрастности можно добиться не только за счет создания в документе свободных пространств, но и путем использования контрастных, т е. отличающихся то размеру шрифтов.
Белое
Сами по себе белые области никакой смысловой нагрузки не несут — на них глаз отдыхает. Однако белые области являются важным средством оформления и позволяют повысить контрастность публикации. Они создаются при помощи следующих элементов.
Поля страницы — определяют величину белых областей вдоль краев страницы.
Пространство между строками текста — при его уменьшении полоса становится серой и слабоконтрастной. Разумное увеличение пространства между строками текста усиливает контрастность публикации и улучшает баланс между серым и белым.
Пространство между колонками — чем шире колонки, тем больше между ними должно быть свободного места.
Пространство вокруг заголовков — увеличение свободного пространства вокруг заголовка в большей степени способствует привлечению к нему внимания, чем увеличение шрифта.
Белые участки внутри изображений — они также увеличивают общую площадь белых областей полосы.
Отбивки между абзацами — увеличение отбивок нарушает монотонность текста, делает полосу более "открытой".
Пространство у правых краев текстовых блоков при выключке влево — неровный правый край нарушает однообразие текстовых блоков.
Белые области, даже если их немного, необходимо комбинировать с контрастными элементами. Серые тона фотографий, плашек и основного текста создают умеренный контраст с белым, а использование жирного шрифта в заголовках, линеек и вывороток позволяет получить сильный контраст.
Учтите, что любой элемент, окруженный белым пространством, привлекает к себе внимание, поэтому такой прием можно использовать для выделения важной информации.
Целостность
Необходимо стремиться к тому, чтобы документ выглядел как единое целое, а не как набор разрозненных фрагментов информации. Стилистическая целостность публикации достигается за счет единообразия ее оформления. Внимание к деталям, правильная работа с повторяющимися элементами — вот основные факторы, которые определяют целостность документа. Нельзя добиться единообразия публикации, располагая однотипные элементы на разных страницах по-разному, особенно это касается разворотов. Каждая страница может быть оформлена великолепно, но если между ними нет визуального сходства, единый облик публикации теряется.
Однако следует учитывать, что единство стилевого оформления накладывает опре- деленные ограничения на число используемых гарнитур и элементов оформления.
Сдержанность
Хороший верстальщик должен обладать таким качеством, как чувство меры. Возможности современных издательских систем столь велики, что очень сложно удержаться от того, чтобы не продемонстрировать все свои знания о них. Это относится прежде всего к разного рода декоративным элементам и шрифтам. Применяя новый графический элемент, нужно подумать, вписывается ли он в общий контекст публикации и улучшает ли передачу информации. Замечаемая структура оформления – свидетельство агрессивного дизайна. Примером сдержанности в оформлении может служить ограничение шрифтового разнообразия, обилия выделений. Наличие большого количества гарнитур и шрифтовых выделений делает публикацию крикливой, нарушает целостность и существенно затрудняет восприятие информации.
Внимание к деталям
Дизайн с полным правом можно назвать искусством обращения с деталями, успешный дизайн основан на повышенном внимании к ним. Основное, на что нужно обращать внимание:
Избавляйтесь от лишних пробелов между словами. Они приводят к появлению «дыр» в тексте, в результате чего он выглядит неаккуратным. Пробелы между словами в пределах одной строки должны быть одинаковыми. Первоначальный пробел может быть увеличен не более, чем в 1,5 раза, уменьшен – не более, чем в 2 раза. Нельзя применять максимальные и минимальные пробелы между словами в смежных строчках. «Коридоры» по вертикали допускаются не более, чем в 3 строках. Допускается не более 4 переносов подряд при формате набора 5 кв. (18,4 мм) и выше, не более 5 переносов при формате до 5 кв. Длина текста на концевой строке абзаца должна не менее, чем в 1,5 раза превышать размер абзацного отступа. «Чужие» литеры не допустимы. Не следует разделять переносом сокращения, набираемые прописными буквами, прописными с отдельными строчными или с цифрами, цифры, образующие одно число, сокращаемые выражения, фамилии от инициалов или инициалы от фамилий, сокращенные слова от имен собственных, цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении), знаки и обозначения от следующих за ними цифр.
Обращайте внимание на «висячие строки», поскольку они нарушают упорядоченный вид прямоугольной полосы. Следите за тем, чтобы заголовки не были размещены в конце колонки или страницы. Избегайте переносов слов с четной полосы на нечетную, они нежелательны.
При размещении графических элементов обеспечьте их точное выравнивание относительно друг друга. Позаботьтесь о том, чтобы не было колебаний в размере изображений и графических элементов, которые должны быть одинаковыми.