В султанате аче на острове суматра
XIII, XIV, XV, XVI
САФИЙАТ АД-ДИН ТАДЖ АЛ-АЛАМ-ШАХ,
НАКИЙАТ АД-ДИН НУР АЛ-АЛАМ-ШАХ,
ЗАКИЙАТ АД-ДИН ИНАЙАТ-ШАХ,
ЗИЙНАТ АД-ДИН КАМАЛАТ-ШАХ
В северной части самого большого острова Индонезии, Суматры, в начале XVI в. было образовано государство Аче (англ. Acheen, голл. Аtjeh). Оно просуществовало вплоть до окончательного завоевания острова Голландией в 1903 г., а во второй половине XVI и первой половине XVII в. считалось наиболее значительным и мощным мусульманским государством в Юго-Восточной Азии. Султанат Аче оказал самое упорное сопротивление колониальным державам, в том числе и Португалии, пытавшимся осуществить свои захватнические устремления.
Это государство располагалось на берегах реки, впадающей на самом севере Суматры в залив Аче, от которого оно и получило свое название. Долгое время оно держало под своим управлением все прибрежные области северного побережья острова. Ему даже удавалось проникнуть на Малаккский полуостров и после длительных сражений отобрать у португальцев Малаккский порт, контролировавший Сингапурский или Малаккский пролив.
Голландцы дали городу Аче название Кутараджу, что означает «Город принца», поэтому на современных картах чаще можно встретить Кутараджу, чем Аче. О населении этого района известно не так уж много. В языковом отношении оно принадлежит к малайско-полинезийской группе. С местным населением перемешались также рабы, привезенные в свое время с острова Ниас, и торговцы, переселившиеся из Индии1.
Когда в 1345 г. путешественник Ибн Баттута посетилСуматру, здесь уже утвердился ислам. К XV в. ислам распространился и на соседнюю Яву и здесь образовалось два султаната — Паджанк и Демак2. В начале XVI в. сюда проникли португальцы, и через некоторое время они захватили на Малаккском полуострове порт Малакку. К этому времени и относится образование султаната Аче.
В начале XVI в. Аче и расположенный на юго-западе от него Дайя представляли собой две области, привязанные к расположенному на северо-востоке Суматры султанату Педир. Аче и Дайя управлялись двумя рабами, женатыми на племянницах султана Педира. У раба, бывшего наместником Аче, было два сына. Старшего звали Раджа Ибрахим, а младшего Раджа Леллай. Когда их отец постарел, султан Педира назначил наместником в Аче Ибрахима, человека неуравновешенного и кровожадного. В свое время, когда Ибрахим и наместник Дайя находились в Педире, между ними на почве взаимной зависти возникли разногласия. Едва став наместником в Аче, Ибрахим решил отомстить своему врагу и вторгся с войсками в земли Дайя. В спор вмешался султан Педира. Ибрахим, озлобившись, начал вести против него враждебные действия. Когда же отец стал советовать Ибрахиму не изменять султану Педира, Ибрахим разозлился и на отца и посадил его в клетку, в которой старик и умер3. Султан Педира решил, что пора поставить Ибрахима на место. Однако к этому времени правитель Аче, заполучив португальские пушки, весьма усилился, и султан побоялся начать против него активные действия. Более того, опасаясь нападения Ибрахима, султан Педира был вынужден укрыться в португальской крепости в Пасей. Туда же бежал и наместник в Дайя, потерявший свои владения.
Ибрахим захватил Педир и даже разбил португальцев, пришедших на помощь султану. К 1523г. Ибрахиму удалось захватить окрестности Пасея4. Сопротивление продолжал оказывать только город. Ибрахим поручил брату Радже Леллаю окончательно подчинить земли Пасея, а сам двинул войска на город и после трех приступов взял его. Он направил португальскому командующему послание с требованием сдать ему цитадель и выдать султана Педира и наместника Дайя. В 1524. г. португальцы были вынуждены сдать цитадель. Султану Педира и наместнику Дайя удалось бежать и укрыться у султана Ару.
Таким образом, Радже Ибрахиму удалось образовать независимый султанат Аче и расширить его территорию за счет земель Педира и Пасея на юго-востоке и Дайя — на юго-западе. Попытка Ибрахима отобрать у португальцев крепость Малакку успехом не увенчалась.
Ибрахим стал носить титул Али Мугайат-шаха. Предание гласит, что он был отравлен в 1528 г. своей женой — дочерью наместника Дайя, которая отомстила ему за своего отца. Вместо Али Мугайат-шаха султанатом стал править его сын Салах ад-Дин (1528—1537)5,называвшийся султаном Аче, Пёдира, Пасея, Дайя и Батты и владыкой двух морей и рудников Менанг-Кабанга. О деятельности Салах ад-Дина известно, только, что он дважды безуспешно пытался осаждать Малакку.
После Салах ад-Дина престол Аче занял его брат Ала ад-Дин ал-Кахар, правивший султанатом до 1568 г. В 1539 г. он напал на своего соседа — короля Батты Сири Тимора Раджу под предлогом его отказа принять ислам, но был разбит и вынужден был заключить мир и выплатить контрибуцию6. Однако через некоторое время Ала ад-Дин нарушил перемирие и с помощью вооруженного отряда арабов (300 человек) напал на некоторые города королевства Батты и перебил множество его воинов, в том числе трех его сыновей. Король Батты дал слово до тех пор, пока не отомстит Ала ад-Дину, не брать в рот ни фруктов, ни соли. Во главе 15-тысячной армии он, заручившись помощью португальцев из Малакки и имея 40 слонов, напал на Аче7. Войско Ала ад-Дина, включавшее 600 тюркских и 200 малабарских и эфиопских наемников, было разбито в сражении. Потеряв до 1500 солдат, он бежал. Король Батты преследовал его до города Аче, 23 дня осаждал его, но из-за больших потерь снял осаду и отошел, тем более что стало известно о возвращении из похода в Сиам военной эскадры Аче.
В конце этого же 1539 г. у португальцев запросил помощи против султана Аче и правитель королевства Ару, расположенного в центре восточного побережья Суматры, напротив Малакки. В это время у берегов Ару появился флот Аче, имевший в своем составе 160 кораблей8. Флотом командовал зять султана Хайр ад-Дин Мухаммед. Первые приступы войск Аче были отбиты. В одном из боев был убит командующий пехотой Аче (эфиоп), посланный султану Аче османским падишахом на основе соглашения, заключенного в Каире с послами Ала ад-Дина9. Все же в конце концов Ару был захвачен, а сам король в 1540 г. был убит офицером, подкупленным султаном Аче 10.
Вдова короля Ару Инче Сини еще до войны Ару укрылась в джунглях и отсюда стала совершать нападения на гарнизоны султана Аче. С наступлением сезона дождей вдова короля, энергичная и храбрая женщина, решившая возвратить престол своего мужа, погрузилась вместе со своими воинами на корабли и отправилась за помощью в Малакку, к португальцам. Однако португальцы не оказали королеве Ару того уважения и почестей, которые она получала при жизни своего мужа. Однажды, когда ее пребывание в Малакке подходило к концу, она встретила командующего гарнизоном португальцев и сказала ему: «Я — женщина, и я всегда была королевой! Вы должны оказывать мне уважение и как христианин должны войти в мое бедственное положение, хотя я и мусульманка» 11. Однако португальский военачальник никакой помощи ей не оказал. После этого Инче Сини отправилась за помощью к королю Унджактаны (или Джантаны, древнего Бинтанга). Этот король сжалился над ней, взял ее в жены и написал султану Аче письмо, в котором потребовал возвращения ему, т. е. его жене, султаната Ару. Султан Аче ответил ему так: «Кажется, ты писал это письмо во время свадьбы и с помощью своих пьяных советников!»12. В ответ султан Унджактаны послал на Ару большой флот под командованием известного Лаксеманы, который погиб в 1550 г. в битве с португальцами. Лаксемана захватил Ару и перебил гарнизон ачехцев, состоявший из 1400 воинов. Таким образом, старания Инче Сини не пропали даром.
Однако Ару оставался в руках королей Унджактаны только до 1564 г., когда войска Аче внезапно напали на город и снова захватили его, убив местного правителя и всех членов его семьи. Ала ад-Дин ал-Кахар посадил на трон Ару своего сына.
За год до своей смерти, в 1567 г., Ала ад-Дин ал-Кахар в соответствии с договором, заключенным с западными христианскими державами против Португалии, направил на Малакку военную эскадру. Из 15 тыс. воинов, находящихся на кораблях, 400 были турками13. Однако этот поход оказался безрезультатным.
Через год султан Ала ад-Дин ал-Кахар направил на корабле посольство на Яву, к королеве Джапаре14, с предложением заключить союз против португальцев, однако корабль по пути был перехвачен португальцами.
Пришедший после смерти Ала ад-Дина ал-Кахара к власти султан Хусайн (1568—1575) в 1573 г. сумел заключить договор с Джапарой и напал на Малакку, но успеха снова не добился. В 1575 г. был совершен новый поход, и снова без успеха. Однако султаны Аче не оставляли своих намерений. В 1582 г. султан Ала ад-Дин Мансур-шах вновь направил в Аче свой флот, но вынужден был отступить. В 1586 г. он стал готовить к новой осаде 300 кораблей, но был убит одним из претендентов на престол — военачальником, возглавившим группу заговорщиков, в которую входили дочь жены султана и ряд мелких принцев и эмиров, именуемых Улееабаланг (или Оранг Кайос).
Султанат Аче в правление Ала ад-Дина Мансур-шаха достиг зенита своего могущества. В султанате господствовал достаток, и главы всех государств Азии искали дружбы с султаном Аче. Ни в одном из городов Индии не было такой оживленной торговой жизни, как в Аче.
После убийства Ала ад-Дина Мансур-шаха на престол султаната Аче взошел мятежный военачальник, который получил имя султана Ала ад-Дина Риайат-шаха (правил в 1586—1604 гг.). Этот старый уже человек был по происхождению рыбаком. Он хорошо проявил себя в походах против Малакки, и султан Ала ад-Дин Мансур-шах назначил его командующим войсками султаната и женил на своей близкой родственнице. Единственная дочъ Мансур-шаха была замужем за королем Джохора, от которого у нее был один сын. Внук был отправлен в Аче к деду-султану, который назначил его своим наследником. После убийства Ала ад-Дина Мансур-шаха Ала ад-Дин Риайат-шах взял ребенка под свою опеку, но, когда заметил, что его авторитет как султана стал падать, убил ребенка 15 и, основываясь на том, что его жена происходила из султанского рода, захватил власть16. .
Опираясь на войско, новый султан устранил всех соперничавших с ним эмиров и назначил на самые высокие посты своих сторонников из низших сословий. А для того чтобы недовольные им эмиры в будущем не смогли выступить против него, он отнял у них оружие и запретил им строить каменные дома. Всех, кому не нравилось его правление, он попросту убрал. Утверждают, что за время своего правления он казнил 29 тыс. человек17.
У Ала ад-Дина Риайат-шаха было два сына. Старшего он объявил наследником престола и оставил в Аче, а младшего сделал султаном Педира. В 1603 г., будучи в преклонном возрасте, он решил разделить государственную власть со своим сыном. Тот также был уже в пожилом возрасте и давно стремился захватить султанский престол. В 1604 г. он арестовал отца, который и умер в тюрьме в возрасте 95 лет.
Прошло немного времени, и новый султан, Али Риайат-шах (1604— 1607), показал себя владыкой, недостойным занимаемого престола. Он окружал себя женщинами, которые были не только его наложницами, но и вооруженными телохранительницами. Али Риайят-шах проводил свое время исключительно на пляжах и на охоте и вовсе не интересовался государственными делами. Поэтому не прошло много времени, как в султанате начались беспорядки.
Один из сыновей дочери Ала ад-Дина Риайат-шаха более других пользовался благосклонностью деда. Когда тот умер, внуку, находившемуся при дворце вместе с матерью, было уже 23 года. Однажды, когда дядя сильно рассердился на него, он бежал и укрылся у другого дяди — султана Педира. Когда султан Аче стал требовать племянника к себе, правитель Педира не отдал его, и из-за этого между братьями началось жестокое сражение. Войска Педира, которыми командовал племянник султана, первое время одерживали верх над армией Аче, но в конце концов они потерпели поражение. Султан Педира бросил молодого принца на произвол судьбы, тот был брошен в темницу в Аче.
В 1606 г. на Аче напали португальцы, и им удалось захватить первую линию обороны города. Узнав об этом, арестованный принц послал к дяде человека с просьбой разрешить ему лучше умереть в сражении с неверными, чем оставаться закованным в темнице. Султан очень боялся успеха португальцев и поэтому освободил племянника. Молодой принц храбро сражался и вынудил португальцев отойти, за что был прославлен среди жителей Аче. Его мать была весьма предприимчивой и целеустремленной женщиной. Желая возвести сына на престол, она снабдила его большой суммой денег для подкупа алчных эмиров. Давая всевозможные обещания как богатым, так и бедным, она подготовила почву для выполнения поставленной цели. В это время султан внезапно умер, и молодой принц, прибыв во дворец, быстро привлек обещаниями и посулами на свою сторону гвардию, эмиров и министра двора, а затем, приняв имя Искандера Муда (или Мёкута Адама— правителя пира), воссел на престол (правил в 1607—1636гг.).
Султан Педира узнал о смерти брата, но что произошло после этого, он не ведал. Когда же он безо всяких мер предосторожности прибыл в Аче с мыслью, что трон султаната уже за ним, Искандер Муда приказал схватить его, заточил в темницу, а через месяц приказал умертвить. Такая же участь постигла всех, кто помогал новому султану взойти на престол, в том числе и министра двора.
Вопреки ожиданиям новый султан показал себя очень жестоким, страшно скупым и грубым человеком. В начале своего правления он весьма дружественно относился к голландцам и англичанам, а в 1613 г., получив от английского короля Якова I послание и подарки, Разрешил англичанам открыть в Аче торговую миссию. Но вскоре он вступил в открытую вражду с европейцами и закрыл их торговые дома. На острове Искандер Муда стал вести завоевательную политику. В 1613 г. он напал на Ару и захватил соседнее с ним владение Сийак. Затем султан завоевал королевство Джохор и, взяв в плен двух своих братьев, правивших этими землями, привез их в Аче. Они были отпущены лишь после того, как признали свой вассалитет. После этого Искандер Муда в 1615 г. снарядил сильную военную экспедицию против Малакки и, хотя успеха не добился, все же в 1618 г. сумел захватить в Малаккском полуострове Куэду (Кадах), а на Суматре — Делхи. Его поход на Малакку в 1622 г. (лишь благодаря помощи, оказанной португальцами в последний момент) не был успешным.
В 1636 г. Искандер Муда умер, и султанский престол занял его близкий родственник и зять Искандер Сани (Второй), который правил до 1641 г. В 1640 г. этот султан отобрал Малакку у португальцев и сумел наконец осуществить давнюю мечту султанов Аче по установлению полного контроля над Малаккским проливом. Султанат Аче второй раз за свою историю достиг зенита могущества.
После смерти Искандера Сани в 1641 г. у него не оказалось наследника, и престол султаната Аче без борьбы заняла его жена — дочь Искандера Муда, которая стала править султанатом под именем Сафийат ад-Дин Тадж-ал-Алам (1641—1675). Начиная с этого времени и до 1699 г., в течение 58 лет, султанатом Аче непрерывно правили четыре султана-женщины. Путешественник Дампьер, побывавший в Аче в 1688 и 1689 гг., пишет, что живущие здесь англичане ошибочно думают, что Аче издревле управляется одними только женщинами 18.
В период правления женщин-султанов возросло могущество эмиров клана Улееабаланг, который превратился в настоящую аристократию султаната Аче. Вся полнота власти была сконцентрирована в руках 12 эмиров. Старший в этом клане носил титул махараджи. Государыни не имели права ни назначать, ни смещать ни одного из этих эмиров. Вместе с тем правительницам оказывались большое уважение и преданность19.
Сафийат ад-Дин Тадж ал-Алам находилась на престоле в течение 34 лет (до 1675 г.). Когда она умерла, эмиры избрали султаном Накийат ад-Дин Нур ал-Алам. Постепенно сложилась традиция, по которой султанский трон занимала незамужняя и пожилая женщина, имевшая кровное родство с султанским родом20. И хотя нет ясных указаний на то, кем проводился выбор очередной кандидатки на султанский престол, можно с уверенностью сказать, что избрание новой правительницы целиком зависело от клана эмиров.
После своего избрания государыни превращались в своего рода узниц султанского дворца. Один раз в году правительница, крторую ни один простолюдин не мог увидеть, одевшись во все белое, садилась на слона и отравлялась на купание на реку Аче21. Известно также, что она принимала заморских послов и посольства.
Когда в 1678 г. умерла Накийат ад-Дин Нур ал-Длам, эмиры избрали султаном Закийат ад-Дин Инайат-шах (правила в 1678—1688 гг.). Члены английской миссии, посетившей в 1684 г. Аче, свидетельствуют, что султаном в это время была женщина в возрасте 40 лет. Значит, во время вступления на престол Закийат ад-Дин Инайат-шах было около 35 лет.
Английская миссия хотела получить разрешение на строительство во владениях Аче укрепленного поста. Султан приняла миссию весьма помпезно, но в соответствии с обычаями, султаната отклонила просьбу англичан, заявив: «Даже если Мадрасский губернатор и заполнит мой дворец золотом, я все равно не разрешу ему построить ни крепости, ни кирпичного дома»22. Она позволила англичанам построить лишь деревянную факторию и дала знать, что купцы-англичане будут встречены благожелательно.
В султанате Аче и сами правительницы не имели права возводить какие-либо укрепления, чтобы те не могли попасть в руки каких-либо иноземных держав. Когда умерла Закийат ад-Дин Инайат-шах, султаном была избрана Зийнат ад-Дин Камалат-шах (правила в 1688—1699 гг.). Против избрания на султанский престол женщины выступили только четыре эмира, да и то они были далеки от двора. Они потребовали избрать султаном мужчину и выступили с оружием против дворцовых эмиров. Во главе войска, насчитывавшего пять или шесть тысяч человек, они двинулись на столицу султаната и дошли до реки Аче, где разбили лагерь. Все земли восточнее реки были ими до этого уже захвачены.
Войска, верные новой государыне, заняли оборону вдоль западного берега реки23. Сражения велись большей частью по вечерам, а в дневное время, воины обеих сторон занимались своими делами в городе. В перерыве между сражениями обе стороны стали убеждаться, что междоусобная война никому не нужна, и Зийнат ад-Дин Камалат-шах осталась на престоле. Обе стороны пришли к заключению, что она обладает всеми качествами, позволяющими ей быть султаном24.
В правление Зийнат ад-Дин Камалат-шах английской торговой компании в Аче удалось получить от султана разрешение на создание торговой конторы. В ее же правление противникам избрания женщин на престол султаната удалось заполучить из Мекки фетву о том, что после смерти Зийнат ад-Дин Камалат-шах женщины больше не будут занимать престол в султанате Аче25. И когда в 1699 г. государыня умерла, противники женщин возвели на престол представителя древнего духовного рода Шарифа Хашима Джамал ад-Дина, который был наречен султаном Бадр ал-Аламом (правил в 1699—1702 гг.).
Бадр ал-Алам пытался обложить налогом ввозимые в султанат Аче английские товары, в ответ на что англичане обстреляли несколько населенных пунктов. Народ начал выказывать недовольство новым султананом, и противники Бадр ал-Алама получили возможность свергнуть его с престола и возвести на него племянника Зийнат ад-Дин Камалат-шах — Перкара Аллам Шарифа Ламтуи (правил в 1702—1703 гг.). После последнего, вплоть до 1727 г., в султанате шла долгая и упорная борьба за престол между различными группами эмиров, пока в 1727 г. престол не занял Ала ад-Дин Ахмад-шах (правил до 1735 г.). Этому султану удалось положить начало прямому наследованию престола и создать новую династию.
Междоусобные войны в султанате, с одной стороны, и стремление колониальных держав к разделу мира и захвату новых земель — с другой, привели к тому, что скоро от былой мощи султаната Аче остались воспоминания. В конечном счете в 1873 г. голландцы оккупировали Аче и фактически ликвидировали это некогда самое сильное мусульманское государство в Юго-Восточной Азии.
Последний правитель султаната Аче, Махмуд-шах (правил в 1870—1874 гг.), бежал из страны и через год умер.