Правление Разийи-хатун, ее личность и кончина

Вступив на султанский престол, Разийя возродила традиции и порядки династии Шамсийя, о которых вовсе забыли или которыми пренебрегали во время правления ее брата Рукн ад-Дина, и взяла в свои руки дела правосудия. Особенно великодушной она была по отношению к подданным 19. На монетах, чеканенных в первые годы ее правления, она приказывала выбивать такую титулатуру: «Умдат ан-нисван малике-и заман султан Разийя бинти Шамс ад-Дин Илтутмуш» («Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийя, дочь Шамс ад-Дина Илтутмуша»).

Эта выдающаяся женщина, получившая такие титулы, как Разийят ад-Дунйа ва-д-Дин (Любимица мира и религии) и Билкис-и джахан (Билкис вселенной), едва заняв престол, вынуждена была преодолевать на своем пути постоянные серьезные препятствия20, самым значительным из которых было восстание Нури-тюрка, начавшееся под влиянием религиозных фанатиков. Карматы и мулаиды (еретики) Индии, приведенные в движение неким тюрком по имени Нур ад-Дин, из провинции Синд и с берегов рек Джун и Ганг стеклись в Дели. Они тайно поклялись друг другу в верности. Любивший проповедовать собравшимся вокруг людям, Нури-тюрк считался образованным человеком. Он подстрекал народ выступить против шафиитов и ханифитов, считая их вероотступниками. 6 раджаба 634 г. х. (5 марта 1237 г.) хорошо подготовленные и вооруженные сторонники Нур ад-Дина ворвались в соборную мечеть Дели. Тысячный отряд восставших разделился на две части: одна группа двинулась через Северные ворота, со стороны Новой цитадели, другая, пройдя через Рынок ткачей, соединилась с первой, и обе ворвались в медресе «Муиззи» и набросились на мусульман. Часть прихожан погибла от мечей, часть была растоптана в свалке. В результате этого жестокого нападения восставших улицы Дели огласились воплями жителей. Эмир Насир ад-Дин Ай-Йитим Бахаи, эмир Шаир, имам Насири и другие военачальники столицы облачились в доспехи и повели войска против восставших карматов. Мусульмане, взобравшись на крышу соборной мечети, стали забрасывать карматов камнями и кирпичом. В итоге было пе-большое число карматов и восстание было подавлено.

Пока султан Разийя была занята подавлением восстания, везир государства Низам ал-Мулк Джунайди вместе с другими противниками Разийи — Маликом Ала ад-Дином Джани, Маликом Сайф ад-Дином Куджи, Ма­ликом Изз ад-Дином Кабир-ханом Айязом и Маликом Изз ад-Дином Мухаммедом Салари — выжидали у во­рот Дели исхода сражения. В связи с продолжавшимся противодействием этих эмиров султан Разийя приказа­ла своим воинам и войскам владыки Ауда Малика Нусрат ад-Дина Тайасаи двинуться совместно на Дели.

Когда Малик Нусрат ад-Дин, форсировав Ганг, при­близился к Дели, на него внезапно напали враги Ра­зийи, разбили его и взяли в плен. Верный султану и щепетильный, Малик Нусрат ад-Дин не перенес этого и умер от огорчения 21.

Противостояние у ворот Дели враждебных группиро­вок продолжалось очень долго, однако султана Разийю это не испугало, и, завершив подготовку войск, она вы­ступила! из Дели. Свой султанский шатер она приказа­ла разбить на берегу р. Джамны и отсюда руководила сражением. В конце концов, соблазнившись великими султанскими посулами, на ее сторону тайно перешли Малик Изз ад-Дин Мухаммед и Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз. Встретившись однажды ночью у султан­ского шатра с Разийей, они пришли к следующему со­глашению: оба эмира под предлогом подавления вос­стания должны вызвать. Малика Ала ад-Дина Джани, Малика Сайф ад-Дина Куджи и везира Низам ал-Мулка Джунайди, окружить их и взять под стражу22.

Однако эмиры-противники узнали о готовящейся ло­вушке и, покинув свои ставки, бежали. Их преследовала конница Разийи. Малик Сайф ад-Дин Куджи и его брат Фахр ад- Дин были пленены и впоследствии умерщвле­ны в заточении. Малик Ала ад-Дин Джани был убит в селе Накаван, а его голова доставлена в Дели. Везир Низам ал-Мулк Джунайди укрылся на холмах в Сир-Мур Бардаре, где и погиб через некоторое время. Пос­ле этого султан Разийя назначила везиром бывшего за­местителя Низам ал-Мулка ходжу Мухаззаба, которому также был присвоен титул Низам ал-Мулка. Заслуживший благодарность Разийи Малик Сайф-ад-Дин Айбек был назначен главнокомандующим и получил почетный титул Кутлуг-хана. Малик Кабир-хан Айаз за заслуги получил в качестве икта округ Лахора. Мощь обретшего мир султаната Разийи весьма усилилась, и все малики и эмиры, от Лакнау до Дивала и Дамрилы, покорились ей и принесли присягу верности23.

Вскоре после этого умер главнокомандующий войсками Малик Сайф ад-Дин Айбек, и султан Разийя значила на этот пост Малика Кутб ад-Дина Хусайна ибн Али Гури, которому было поручено освобождение крепости Рантанбур, непрерывно осаждаемой индийцами со времени смерти султана Илтутмуша. Войска Разийи двинулись на Рантанбур и освободили блокированных в крепости мусульманских эмиров. Разрушив городские укрепления, Малик Кутб ад-Дин вернулся в Дели, не интересуясь дальнейшей судьбой крепости24.

Один из бывших рабов покойного султана Илтутмуша, Малик Ихтийар ад-Дин Алтунийа (Алтун-Аба) безупречно выполнял обязанности смотрителя султанского шатра и виночерпия, за что заслужил благосклонность Разийи и получил в качестве икта область Баран и крепость Табархинд. Другого эмира, Малика Ихтийар ад-Дина Айтегина, Разийя возвысила до ранга эмира хаджиба (церемониймейстера). Однако самым высоким титулом в султанате (Эмир эмиров) Разийя отметила Малика Джамал ад-Дина Якута Хабаши (эфиопа) иприблизила его к себе. Назначение эфиопа вызвало зависть тюркских эмиров, и скоро каждый из них стал опасным для султана, потому что все высшие должности в государстве и в провинциях находились в руках купленных в свое время, Илтутмушем рабов, которые затем стали вольноотпущенниками и эмирами. Все они хотя и грызлись между собой ради личных интересов, но становились грозной силой, объединяясь перед угрожающей им общей опасностью.

В этой ситуации султан Разийя сменила женскую одежду на мужскую и в таком обличье стала выходит к народу25. Люди часто встречали султана на слоне, вооруженную луком и стрелами. Автор «Табакат-и Акбари» пишет, что когда тюркские эмиры видели, как эфиоп Малик Джамал ад-Дин Якут подсаживает султана Разийю на коня или слона, они приходили в ярость от зависти и распускали о ней всякие слухи. Однако современник Разийи историк Джузджани ничего подобного не сообщает, может быть, считая такое сообщение проявле­нием неуважения к государыне26. Весьма возможно, что между султаном Разийей и назначенным ею Эмиром эмиров эфиопом Джамал ад-Дином Якутом не было та­кой близости, на какую намекали эмиры. Однако свя­занные между собой и поддерживающие друг друга почти сорок тюркских эмиров, маликов и вали (наместников) использовали назначение эфиопа на высокий пост в государстве как серьезный повод для подрыва авторитета султана Разийи. В конечном счете это на­значение обернулось плачевно как для Разийи, так и для Джамал ад-Дина Якута.

Отдав своим войскам приказ о походе на Гвалиор, султан Разийя раздала войнам много денег и подарков. Кадий Гвалиора Минхадж ад-Дин Джузджани и малик ал-умара Дийа ад-Дин. Джунайди вместе с другими эмирами вышли из укрепленного города, и 1 шаабана 635 г.х. (19 марта 1238 г.) он был сдан султану27. Вер­нувшись в Дели, Разийя назначила бывшего кадий Гва­лиора, автора «Табакат-и Насири» (самого значитель­ного для нас источника), попечителем медресе «Насирийя» в Дели. В 637 г.х. (1239/40 г.) владетель Лахора Малик Изз ад-Дин Кабир-хан Айаз восстал против сул­тана Разийи. Она послала против него войска и сама тоже направилась к Лахору. Малик Кабир-хан, поняв, что не сможет устоять против войск Разийи, лично при­был к ней с предложением заключить перемирие. Со­гласно договоренности ему была передана область Мул­тан, находившаяся во владении Малика Ихтийар ад-Ди­на Каракуш-хана Айтегина. Завершив переговоры, Ра­зийя 19 шаабана 637 г. х. (15 марта 1240 г.) вернулась в Дели.

После этого не прошло и 20 дней, как восстал один из самых честолюбивых и завистливых тюркских эми­ров, владетель Табархинда Ихтийар ад-Дин Алтунийа, которого Разийя сразу же после восшествия на престол первым отметила наградами и почестями. Восстание Алтунийи поддержали некоторые эмиры и малики, в том числе и эмир-хаджиб Ихтийар ад-Дин Айтегин. Сул­тан Разийя снова вынуждена была выступить в поход 19 главе большой армии (3 апреля 1240 г.). Согласно рассказу Мирхонда28, на подходе к Табархинду тюркские эмиры внезапно напали на нее. Им удалось захватить и умертвить командующего султанскими войсками эмира Джамал ад-Дина Якута Хабаши. Затем восставшие малики схватили и бросили в темницу крепости Табархинд и своего султана Разийю, потерявшую самого верного своего слугу и лишившуюся поддержки эмиров29.

Как только до Дели дошел слух, что султан Разийя арестована и находится под надзором Малика Ихтийар ад-Дина Алтунийа, бывшие в столице эмиры возвели на трон одного из сыновей Илтутмуша — Муизз ад-Дин Бахрам-шаха. Возвратившиеся из Табархинда военачальники заявили о признании нового султана только при условии, что его регентом станет Ихтийар ад-Дин Айтегин. Это условие было принято. А чтобы еще больше укрепить свое положение, Айтегин женился на сестре Бахрам-шаха и даже стал претендовать на церемонии, подобающие только султанам: приказал отбивать у ворот своего дворца пятикратную султанскую наубу и постоянно держал для выездов слонов30. Попытка регента присвоить себе царские полномочия разгневала Муизз ад-Дина Бахрам-шаха, и в конце концов тот приказ казнить Ихтийар ад-Дина Айтегина прямо во дворце, а на его место назначил Бадр ад-Дина Сунгур Руми.

Не прошло и месяца со дня заточения султана Разийи, как владетель крепости Табархинд Ихтийар ад-Дин Алтунийа женился на ней. Это говорит о большой популярности Разийи, справедливо и законно управлявшей огромной страной и всегда готовой с луком и колчаном за спиной скакать от границ до границ своего государства, отбивая набеги индийцев и приводя в повиновение маликов и эмиров. Она постоянно заботилась лишь о возрождении справедливого и законного управления, как это было при ее отце Илтутмуше. Ее близость к Джамал ад-Дину Якуту Хабаши, уделявшему много внимания подрыву авторитета мятежных тюркских эмиров, можно объяснить только его верностью этой исключительной женщине. Характерно, что ревнивые эмиры считали подобные слабости естественными для себя и государей-мужчин, но у храброй и умной государыни Разийи они считались ненормальными и непростительными. В самое трудное время эмиры предали свою добросердечную государыню, от которой видели только бесчисленные милости.

Нестрашась никаких опасностей, Разийя, чтобы вторично овладеть престолом Делийского султаната, разо­слала во все стороны гонцов за помощью. Женившийся на ней Алтунийа считал теперь ее борьбу своей и пото­му возглавил поход на столицу. Вместе с эмирами хохаров, джатов и других племен им удалось собрать зна­чительное войско. Одновременно против султана Бах­рам-шаха восстали Малик Изз ад-Дин Мухаммед Сала-ри и Малик Каракуш. Они покинули Дели, и примкнули к армии Разийи. Разийя бросила эти силы на столицу. Навстречу ей Бахрам-шах выставил армию под руковод­ством Малика Тегина.

В ожесточенном бою войска Разийи были разбиты, и она отступила в Табархинд. Через некоторое время ей опять удалось объединить своих разбежавшихся сторонников и вновь выступить походом на Дели. Ее сводный брат султан Бахрам-шах собрал еще большую армию под командованием Малика Тегина. Обе армии сошлись у Кантхала, и тут некоторые эмиры предали Разийю и увели свои войска. Она снова потерпела поражение и попала в плен. 24 раби I 638 г. х. (13 октября 1240 г.) Алтунийа был схвачен на границе Мансурпура. 14 ок­тября 1240 г. оба они были казнены31.

Этим исчерпываются сведения о судьбе султана Ра­зийи, приводимые ее современником Минхадж ад-Дином Джузджани. Однако автор «Табакат-и Акбари» Ибн Баттута и более поздние историки утверждают, что она пала от руки индусов. По сообщению Ибн Баттуты, султан Разийя, потерпев поражение с армией, вы­ставленной против нее братом Бахрам-шахом32, чтобы не попасть в плен, бежала с поля боя. В своих стран­ствиях она терпела лишения и сильно страдала. В пути она попросила еды у одного пахаря и, съев кусок сухо­го хлеба, заснула, сморенная усталостью. Разглядывая ее, пахарь заметил под мужской одеждой расшитый дра­гоценными камнями кафтан. Он понял, что перед ним женщина, и, позарившись на богатый кафтан, убил Ра­зийю. Ее коня он прогнал, а труп зарыл прямо на своем поле. Затем, взяв часть ее одежд, он направился на рынок. Торговцы, увидя в руках нищего, индуса такую ценную и редкостную вещь, заподозрили неладное и потащили его к судье. На допросе этот безжалостный и бездушный пахарь признался, что убил Разийю, и показал место, где зарыл ее. Тело султана Разийи было извлечено из ямы и после совершения над ним религиозных обрядов вновь погребено в том же месте, а над могилой возведена гробница.

По другому преданию33, Разийю доставили к Бахрам-шаху и казнили. Ибн Баттута, путешествуя по Индии примерно через сто лет после гибели Разийи, посетил ее могилу на берегу реки Джамны. Гробница является местом паломничества.

На одной из монет, изготовленных в годы правления султана Разийи, выбито следующее: «Фи ахд ал-имам ал-Мустансир амир ал-муминин; ас-султан ал-азам Джалалат ад-Дунйа ва-д-Дин малика Илтутмуш ибнат ас-султан Нусрат амир ал-муминин» («В эпоху имама (халифа) ал-Мустансира [1226—1242], эмира верующих; Величайший султан Джалалат ад-Дунйа ва-д-Дин владычица Илтутмуш, дочь султана, Помощника эмира верующих»).

Так прочитал монету Разийи нумизмат Нельсон Райт34, однако слова «ибнат ас-султан» вернее было бы поместить не справа от имени Илтутмуш, а слева от него.

Кроме уже отмеченных нами воинских и административных способностей султана Разийи нельзя не отметить и ее немалый поэтический талант. Он ярко виден в стихах, подписанных псевдонимами Ширин Дихлави или Ширин Гури. Четыре бейта стихов, взятые нами из сборника «Перденешинан-и Сухенгуй», составленного Маге-и Рахмани, безусловно свидетельствуют о ее большом таланте:

Дар дахан-и худ дарам андалиб хуш илхан

Пиш-и ман сухангуйан заг дар дахан даранд

На устах моих сладкогласый соловей,

А предо мной все другие поэты держат во рту ворон.

Аз мает ки бар мает чи таксир дил-и зар

Ан кушта хамана зи гам-и бисабаб-й мает

Только мы сами [виноваты], обездоленное сердце тут при чем?

Тот несчастный умер, беспрестанно горюю о нас!

Кунам (барам) баракат-и па чарх-и тахт-и султани

Дахам ба бал-и хума хидмат-и максарани

Своими благословенными стопами я превращу небосвод в султанский престол,

А крыльям Хумай поручу разгонять [назойливых] мух.

Баз а Ширин маних дар рах-и улфат кам-и хиш

Хан вали нашнида баши кисса-йи Фархад ра

Вернись, Ширин, не ступай на дорогу своей привязанности.

Или ты не слышала, что случилось с Фархадом на этом пути?

В книге Али Акбара Мушири Салими (Зенан-и Суханвар. Т. III, с. 156) мы встречаем следующие стихи Разийи-хатун:

Надида рухаш чу мардум-и чашм

Кардми дарун-и дида джайш

И хотя не видела лика его, но, подобно

Зрачкам, я поместила его в сердце очей своих.

Ман нам-и ту-ра нашнида мидарам дуст

Надида ту-ра чу дида мидарам дуст

Не услышав твоего имени, я полюбила его,

Не видя твоего лика, люблю его как свет очей.

Галтидан ну-и рух-и хуршид джуз ин чи?

Бисмил шуда-йи тиг-и нигах-и газаб-и мает

Разве не означает трепет солнечных лучей,

Что они трепещут от страха перед нашим гневным взглядом?

Султан Разийя почти четыре года официально и фак­тически держала в руках управление огромной страной. Она была благодетельной, могущественной и примерной владычицей своего государства. Честолюбивые тюркские эмиры после Разийи вели себя неспокойно и в правле­ние Бахрам-шаха, и при Изз ад-Дине Балмане, и при Ала ад-Дине Масуд-шахе, и при Насир ад-Дине Махмуд-шахе. Как только перечисленные государи, подоб­но Разийе, начинали предпринимать меры по ликвида­ции коалиции этих эмиров, последние организовывали беспорядки в Делийском султанате. Они свергли с пре­стола двух султанов и убили их. В результате восстаний тюркских эмиров, монгольских нашествий и захвата индусами незащищенных областей государства династия Шамсийя пришла в упадок, нормальный ход жизни в стране был нарушен и власть перешла в руки гаремных евнухов. Террор евнуха Райхана в правление султана Насир ад-Дина Махмуд-шаха (1246—1265) до такой степени устрашил Дели, что даже кадий Минхадж ад-Дин Джузджани в течение полутора месяцев немог выйтииз дому. Ко времени прихода к власти династии Балбана границы государства сузились и от некогда огромного Делийского султаната остались одни воспоминания.

Таким образом, основываясь на сочинениях современников описываемых нами событий, мы постарались изложить здесь все, что было связано с личностью султана Разийи.

СУЛТАН ЕГИПТА

Шаджарат ад-Дурр

II

ШАДЖАРАТ АД-ДУРР

Среди женщин-государынь, законных держательниц власти в средневековом мусульманском мире, второй по времени (после Разийи) была жена айюбидского египётского султана Малика Салиха Шаджар (или Шаджарат) ад-Дурр (Жемчужное древо). И поскольку Шаджарат ад-Дурр, занявшая египетский престол, не происходила из султанского рода, интересно проследить, каким образом она смогла стать султаном могущественного государства в самом центре мусульманского мира, где считалось, что место женщины в гареме. Для этого будет уместным рассмотреть, как завершилось владычество династии Айюбидов в Египте, ибо Шаджарат ад-Дурр была посредницей при переходе власти от Айюбидов к мамлюкским султанам.

Наши рекомендации