Тема 1. объект, предмет и метод
ПОЛИТОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Екатеринбург
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
ГСЭ.Ф.05 Политология
Обязательный минимум содержания
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Утвержден Министерством образования Российской Федерации ГСЭ.Ф.05. 3 февраля 2000г.
Требования к знаниям, умениям, уровню
Подготовки дипломированного специалиста
Высшего образования
Иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества.
Знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические инструментальные компоненты политического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личного вклада в общественно-политическую жизнь.
Прежде чем приступить к содержательному изучению учебного курса «Политология», студент должен внимательно ознакомиться с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Политологии и составленной в соответствии с его требованиями Программой учебного курса. Главным требованием Главным требованием Государственного образовательного стандарта является, чтобы приобретаемые по «Политологии» знания не были бы абстрактно-отвлеченными, а носили предметно-содержательный характер. При этом особое внимание должно быть обращено на выяснение теоретического, прикладного, аксиологического (ценностного) и инструментального аспектов каждой проблемы. Только при таком подходе студент окажется в состоянии найти практическое применение своим политологическим знаниям. Обязательный минимум содержания, зафиксированный в стандарте, определяет то, что студент должен знать к моменту завершения изучения учебной дисциплины «Политология».
Государственный образовательный стандарт служит своеобразным ориентиром, «компасом» организации самостоятельной работы и аудиторных занятий, но не дает (и не должен давать) подробной содержательной разработки поставленных в нем фундаментальных проблем курса, составляющих своеобразные «блоки» с разветвленным содержанием. Здесь на помощь студенту приходит Программа учебного курса, разработанная, как было отмечено, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа учебного курса – основной учебно-методический документ, построенный по определенной логике и носящий научно-методический, концептуальный характер. Программа разработана по известному принципу «куклы-матрешки». Каждая тема, отвечающая определенному требованию Государственного образовательного стандарта, содержит в себе набор вопросов, раскрывающих ее содержание.
Студенту значительно легче организовать свою самостоятельную работу, если он понимает логику курса, последовательности освоения тем. В рамках такого методического подхода одно естественно «вытекает» из другого, в силу чего перестановка тем становится нелогичной и нецелесообразной. Давно методически известно, что отсутствие ясной, продуманной концептуальной логики изучаемой учебной дисциплины снижает эффективность самостоятельной работы студента. Имея это в виду, данная Программа построена по логико-концептуальному принципу.
Приступая к изучению курса «Политологии», студент прежде всего должен запастись определенным учебником, учебным пособием или курсом лекций. Их ценность в том, что они в той или иной доступной форме дают основные первоначальные знания. Совсем еще недавно испытывался «голод» в подобной литературе.
Ныне ситуация диаметрально противоположная. Нарастает поток издания самой разнообразной учебной литературы по «Политологии». Но, к сожалению, пока качество не соответствует растущему количеству. Нелегко в этом многообразии найти то, что соответствовало бы высоким стандартам учебной литературы. Кафедра считает наиболее заслуживающим внимания следующие учебники, учебные пособия, курс лекций.
Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Наука, 1994.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995.
Пугачев В.П., А.И. Соловьев. Введение в политологию. М.: Аспект «Пресс», 1996.
Мухаев Р.Т. Политология. М.: «Приор», 1997.
Курс политологии М.: 1998. Финансовая Академия.
Политология. М.: «Гардарики», 1999.
Политология. Курс лекций. М.: «Зерцало», 1999. МГУ.
Барис В.В. Политология. М.: 2000. Изд. АТиСО.
Сабиров Х.Ф. Теоретико-исторические предпосылки западной политологии. М., 1997. Изд. АТиСО.
Политология М.: 1999. Изд. «Норма», под редакцией В.Д. Перевалова.
Естественно, студент воспользуется доступной ему учебной литературой, возможно, и не вошедшей в данный перечень. Практически, нет учебника, учебного пособия, курса лекций, которые охватили бы все проблемы Государственного образовательного стандарта, Программы учебного курса. Студенту ответы на ряд тем придется искать в других учебных материалах или же обращаться к научно-популярной, научной литературе, в особенности к журнальным статьям. У немалого числа студентов возникает желание углубить свои политические знания по всему учебному курсу или по отдельным проблемам. Исходя из этих соображений, кафедра разработала список литературы по всем темам Программы для более глубокого изучения курса или отдельных его тем. Этот список постоянно обновляется. С ним можно ознакомиться на кафедре или в научной библиотеке УрГЭУ.
Кроме того, студент может разыскать нужную литературу по доступным библиографическим справочникам и каталогам.
Тематический план
№ | Тема | Часы | ||
лекции | семинары | |||
Мир политики как объект политической науки | ||||
История политических учений как предыстория политической науки | ||||
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика | ||||
Предмет, основные проблемы и методы исследования современной политической науки | ||||
Власть, господство, летальность, легитимность | ||||
Политические элиты | ||||
Политическое лидерство | ||||
Политическая система общества | ||||
Политический режим | ||||
Гражданское общество и власть | ||||
Государство как политический институт | ||||
Политическая культура | ||||
Политическая идеология | ||||
Политический процесс | ||||
Политический конфликт | ||||
Мировая политическая система международные отношения | ||||
Политическое моделирование и прогнозирование | ||||
ИТОГО: | ||||
Примечание: | объем часов для всех форм обучения 110 часов; часы самостоятельной работы составляют 74 часа | |||
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Шерпаев В.И.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, исходит из того, что выпускник юридического вуза не может политически неграмотным. Статус юриста как самодеятельного субъекта, способного принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей, требует глубоких знаний в области политической сферы жизни общества. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание политологии в качестве обязательной учебной дисциплины.
Согласно ныне действующему Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от 3 февраля 2000г. политология входит в число общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента.
Знание политологии позволяет ориентироваться в сложном и противоречивом мире политики, понимать и оценивать политические явления и процессы, отличать истинные цели и намерения субъектов политики от видимых и выдаваемых за действительность.
Основная цель курса – освоение будущими юристами комплекса всех знаний о возникновении и развитии идей о политике, изучение основ политической теории, усвоение категориально-понятийного аппарата и закономерностей политологии, формирование умений и навыков использовать политологические знания в процессе будущей профессиональной деятельности.
Учебно-содержательная цель курса заключается в том, чтобы помочь студентам освоить современную систему актуальных и востребованных во всех сферах жизни и деятельности политических знаний, придав им инструментальный характер и обратив при этом внимание обучаемых на научную природу политологического знания, политической истины.
Учебно-развивающая цель курса состоит в формировании у студентов реализма и рационализма мышления, умений и навыков самостоятельного анализа сложившейся в современной России системы политических явлений и процессов.
Воспитательная цель политологии заключается в формировании студента-юриста как высоконравственного и патриотически ориентированного гражданина России.
К задачам курса относится изучение:
природы и сущности политики как целостного социального феномена, обладающего единой общественной сущностью и различающегося по формам проявления во внутренней и внешней сферах;
эволюции политических теорий и их роли в становлении и развитии цивилизации с точки зрения истории и современности;
теоретических основ политической жизни как обобщения всех явлений и процессов политического характера;
общей характеристики и всего многообразия особенностей политической системы общества как особой сферы жизни и деятельности людей, вязанной с властью и властными отношениями;
содержания и особенностей основных политических идеологий и их носителей, многообразием которых характеризуется политическая жизнь в современной России;
механизмов и процедур выражения и реализации политических интересов различных слоев нашего общества, проявляющихся в ходе подготовки и проведения выборов, разрешения социальных конфликтов и других политических процессов, обеспечения политической стабильности и поступательного движения российского общества по пути демократизации и утверждения общечеловеческих ценностей.
ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.
Функции политологии
Предмет и содержание политологии. Понятие современной политической науки. Общественная потребность в политологии. Предмет политологии. Политология как элемент гуманитарного образования, наука, ориентированная на политическую практику. Характер и содержание политического знания. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками. Система закономерностей политической науки. Политология и идеология.
Система категорий политологии: общенаучные категории, «смежные» категории и собственные категории (специфические). Политика и власть как центральные категории политологии. Методы, используемые политической наукой, их многообразие. Функции политологии: методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, идеологическая, преобразовательная, аксеологическая, воспитательная.
Политическое знание в системе социально-гуманитарных знаний. Знания о политике, ее целях, задачах, приоритетах, принципах, нормах, противоречиях – обязательное условие компетентности и профессионализма современного специалиста. Место и роль политологии в системе подготовки квалифицированных юристов.