Принцип разделения властей как важнейший элемент функционирования правового, демократического государства.

Принцип разделения властей обязателен для демократического государства, так как он позволяет гарантировать суверенитет народа и защищает его от узурпации власти (незаконного использования) со стороны государственного аппарата.

Принцип разделения властей направлен против опасности концентрации власти в руках высших руководителей государства. Поэтому принцип разделения властей предполагает закрепление за высшими государственными органами строго определенного объема правомочий и строго определенного предмета ведения, чтобы ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могли бы самостоятельно выступать (отдельно от всех остальных) от имени государства как целого.

Разделение властей - это система организации и функционирования государственной власти, в которой функции законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляются различными государственными органами.

Принцип разделения властей был впервые сформулирован французским просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью.

Статья 10 Конституции РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

По вертикали - это разделение на федеральные, региональные и местные.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местным самоуправлением.

По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с действующей Конституцией РФ на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

- Президент РФ (является главой государства);

- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации (является представительным и законодательным органом Российской Федерации);

- Правительство РФ (исполнительная власть в Российской Федерации)

- суды Российской Федерации.

Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. При этом Президент РФ хотя и назван первым среди органов, осуществляющих государственную власть в России, тем не менее не входит ни в одну из ее ветвей.

РОЛЬ СМИ

Четвёртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».

Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа

Как уже отмечалось выше, большое значение для реального разделения властей имеет существование "четвертой власти". Конституция 1993 года закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена."(29 ст.).



  Президент РФ: Администрация Президента РФ (Совет Безопасности РФ)
Исполнительная власть Законодательная власть Судебная власть Государственные органы не наделенные властными полномочиями  
Федеральный уровень 1.Министерства, службы и агентства,подотчетные Президенту РФ(военно-политический блок): МИД России, ФСО России, Минобороны и др. 2. Правительство РФ(блок социально-экономического развития): а) министерства, службы и агентства РФ: * отраслевые (Минкультуры России, Минтруда и соцзащиты России,Минприроды,Минсельхоз и др.) * межотраслевые(ФМС России и др.) б) министерства РФ: *региональные министерства: - Министерство РФ по развитию Дальнего Востока; - Министерство РФ по делам Северного Кавказа; - Министерство РФ по делам Крыма Федеральное Собрание РФ: -верхняя палата: Совет Федерации Федерального Собрания РФ(Матвиенко В.И.);   -нижняя палата: Государственная Дума Федерального Собрания РФ(Нарышкин С.Е.) Верховный суд РФ Конституционный суд РФ
Система федеральных судов общей юрисдикции: -республиканские; -автономий; -краевые; -областные; -городские; -районные; -военные суды; -специальные суды     Система федеральных арбитражных судов:   -окружные суды; -апелляционные; -субъектов РФ; -специальные Система конституционных (уставных) судов:     1.Конституционные суды республик РФ.   2.Уставные суды: -автономий; - краев; -областей; - Москвы, Спб,Севастополя. Генеральная прокуратура РФ; - Государственный совет РФ: - Следственный комитет РФ; - Счетная палата РФ; -Уполномоченный по правам человека; -Центральная избирательная комиссия РФ
Региональный уровень 1.Главы субъектов РФ (Аппарат) 2. Правительства субъектов РФ в составе: - министерств, служб, агентств субъектов РФ ИЛИ -администрации субъектов(управления,департаменты,отделы, службы) 3.Москва: - Мэрия(Правительство Москвы); -префектуры; -управы Законодательные собрания субъектов РФ Примеры: -Московская городская дума -Московская областная дума -Хурал Республики Татарстан -Законодательное собрание Ставропольского края и др. Мировые суды    
Счетные палаты законодательных собраний субъектов федераций
 
Местный уровень Принцип разделения властей как важнейший элемент функционирования правового, демократического государства. - student2.ru Принцип разделения властей как важнейший элемент функционирования правового, демократического государства. - student2.ru -муниципальные округа; Принцип разделения властей как важнейший элемент функционирования правового, демократического государства. - student2.ru Принцип разделения властей как важнейший элемент функционирования правового, демократического государства. - student2.ru -муниципальные образования(городские, районные); -муниципальные поселения(городские, районные, сельские)
               

Наши рекомендации