Роль международного права в предотвращении войны. Всовременном мире международное право стало опреде­ляющим в решении проблем устранения угрозы войны и ком­плекса задач частичного и всеобщего разоружения

Всовременном мире международное право стало опреде­ляющим в решении проблем устранения угрозы войны и ком­плекса задач частичного и всеобщего разоружения. Междуна-

Коллективная безопасность

Общая заинтересованность государств в деле сохранения ме­ждународного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.

Глава 18. Право международной безопасности

§ 3. Коллективная безопасность

Коллективная безопасностьпредставляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвра­щения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных дейст­вий государств включает -следующие элементы: 1) общепри­знанные принципы современного международного права, важ­нейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной це­лостности, невмешательства во внутренние дела; 2) коллектив­ные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и ак­тов агрессии; 3) коллективные меры по ограничению и сокра­щению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности— это действия невооруженного или вооруженного характера, со­вершаемые группой государств или региональными и универ­сальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности по­ложен принцип неделимости мира, содержанием которого явля­ется опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые на­рушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы кол­лективной безопасности: универсальную и региональную.

Универсальная система коллективной безопасности.Она была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. На­чало универсальной системы коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных стран, коали­ция представляла пример возможности широкого сотрудничест­ва государств с различными социально-экономическими систе­мами и идеологическими взглядами. К моменту разгрома гитле­ровской Германии (1945 г.) коалиция объединяла 47 государств.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН, основная задача ко-

торой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Система коллективных мероприятий, преду­смотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государ­ствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по ис­пользованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42).

Поддержание международного мира и безопасности строит­ся на базе общепризнанных принципов и норм международно­го права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддер­жанию мира. Их задача сводится к следующему: а) расследова­ние инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения; б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня; в) содействие поддержа­нию законности и правопорядка; г) предоставление гуманитар­ной помощи местному населению; д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдений или ввода ог­раниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы: 1) принятие Советом Безопасности решения о про­ведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на про­ведение операции; 2) добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сто­рон; 3) финансирование международным сообществом; 4) ко­мандование Генерального секретаря с предоставлением полно­мочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности; 5) беспристрастность сил и сведение к миниму­му применения военной силы (только для самообороны).

Региональные системы коллективной безопасности.Они пред­ставлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. Их зна­чение отнюдь не умаляется тем, что современные средства ве-Дения войны приобрели глобальный характер. Возможность

Глава 18. Право международной безопасности

§ 3. Коллективная безопасность

предотвращения любого локального конфликта, который мо­жет перерасти в полномасштабную войну, заставляет государст­ва объединяться на различных уровнях. Это положение закреп­лено в п. 1 ст. 52 Устава ООН, допускающем существование ре­гиональных соглашений или органов «при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целя­ми и принципами Организации». Эффективные региональные системы коллективной безопасности требуют участия в них всех государств данного региона, независимо от их обществен­ного и государственного строя. Они преследуют ту же цель, что и универсальный механизм коллективной безопасности, — поддержание международного мира и безопасности. Вместе с тем сфера их действия ограничена по отношению к универ­сальной системе коллективной безопасности. Во-первых, ре­гиональные организации не правомочны принимать какие-ли­бо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех госу­дарств мира или интересы государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам; во-вторых, участники регионально­го соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы госу­дарств соответствующей группы.

К компетенции региональных организаций относится преж­де всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами. Согласно п. 2 ст. 52 Устава ООН члены этих органи­заций должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения местных споров в рамках своих организаций до пе­редачи споров в Совет Безопасности, а последний в свою оче­редь должен поощрять такой метод разрешения споров.

Учитывая различия регионов и ситуаций, происходящих в них, Устав ООН не дает точного определения региональных соглашений и органов, чем обеспечивается гибкость мероприя­тий, осуществляемых группой государств для разрешения во­проса, подходящего для региональных действий. Такое положе­ние дает основание говорить о сложившейся модели отношений между региональными организациями и ООН и о формальном «разделении труда» по поддержанию мира.

Совет Безопасности может использовать региональные орга­низации для осуществления под своим руководством принуди­тельных действий. Сами же региональные организации не пол­номочны принимать никаких принудительных мер без разре­шения Совета Безопасности. Региональные организации вправе

применять принудительные меры только для отражения уже со­вершенного нападения на одного из участников региональной системы коллективной безопасности.

Другая важная задача региональных организаций состоит в содействии сокращению и ликвидации вооружения, и в первую очередь оружия массового уничтожения.

Созданию региональных систем коллективной безопасности в практической деятельности государств уделяется значитель­ное внимание. На Европейском континенте до Второй мировой войны, несмотря на усилия Советского Союза, создать систему коллективной безопасности не удалось. В послевоенный пери­од международные отношения в Европе строились на началах противоборства двух мировых систем. Западные страны в 1949 г. заключили Североатлантический договор. Ответным шагом социалистических стран стало подписание в 1955 г. Вар­шавского Договора.

В текстах обоих договоров содержались конкретные обяза­тельства сторон по поддержанию мира и безопасности: воздер­живаться от угрозы силой или ее применения, разрешать меж­дународные споры мирным путем. Но речь шла о данных обя­зательствах только в отношении государств — участников этих договоров. Что касалось отношений организаций друг к другу, то они находились в состоянии холодной войны. Нельзя не от­метить тот факт, что НАТО была оформлена в нарушение ос­новных условий заключения региональных соглашений безо­пасности, зафиксированных в гл. VII «Региональные соглаше­ния» Устава ООН: в него вошли страны, которые расположены в различных регионах.

В соответствии с договором целью НАТО является объеди­нение усилий всех ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Однако с этой целью не со­гласуются меры по созданию мощной военной структуры.

Принятие новых государств в НАТО свидетельствует о нару­шении ст. 7 Договора, которая предусматривает приглашение государств, а не принятие по их личному заявлению. Само рас­ширение НАТО на восток свидетельствует об увеличении воен­ной машины за счет новых членов, что не способствует евро­пейской безопасности. «Трансформация» НАТО, о которой за­являют ее руководители, также не соответствует ее целям. Проведение миротворческих операций и реализации програм­мы «Партнерство во имя мира» не предусмотрено Договором

^

Глава 18. Право международной безопасности

§ 3. Коллективная безопасность

1949 г. Роль, которую на себя возлагает НАТО на Европейском континенте, также выходит за пределы ее компетенции.

Создание в 2002 г. Совета Россия — НАТО (СРН) на Рим­ской встрече глав государств явилось новым поворотным пунк­том в отношениях между альянсом и Россией. Это событие произошло в тот период, когда в НАТО начали предпринимать мер.ы по трансформации Организации, связанные со вступле-ниием новых государств.

СРН собирается ежемесячно на уровне послов и военных представителей и дважды в год на уровне министров иностран­ных дел, министров обороны и начальников генеральных шта­бов. По мере необходимости могут также созывать совещание глав государств и правительств стран СРН.

Основы системы коллективной безопасности в Европе были заложены Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе. В подписанном в Хельсинки Заключительном акте (1975 г.) содержится свод принципов сотрудничества государств и их взаимоотношений, намечены конкретные меры в области разоружения, в том числе меры доверия в военной области, указаны практические шаги по обеспечению европейской безо­пасности. Отличительная особенность Заключительного акта как основы европейской системы коллективной безопасности заключается в том, что в нем не предусмотрено применение принудительных мер.

За время, прошедшее со дня подписания Заключительного акта СБСЕ (1975 г.), нормы, обеспечивающие стабильность безопасности в Европе, были приняты в последующих доку­ментах СБСЕ. Особого внимания заслуживают пакеты реше­ний, принятых на встречах глав государств и правительств госу­дарств — участников СБСЕ в Хельсинки 9—10 июля 1992 г. и в Будапеште 5—6 декабря 1994 г. В числе актов Будапештской встречи — Кодекс поведения, касающийся военно-политиче­ских аспектов безопасности. Заслуживает внимания тезис, со­гласно которому демократический политический контроль над военными и военизированными силами, силами внутренней безопасности, разведывательными службами и полицией расце­нивается как незаменимый элемент стабильности и безопасно­сти.

Принятые в рамках СБСЕ—ОБСЕ документы способствова­ли созданию новой формы отношений между европейскими го­сударствами, основанной на совместных подходах к вопросам

создания системы безопасности. Существенным итогом в этом процессе явилось подписание в марте 1995 г. в Париже Пакта о стабильности в Европе, который позже был передан Европей­ским союзом в ОБСЕ для доработки и проведения в жизнь в тесном сотрудничестве с Советом Европы.

Практике деятельности региональных организаций, в доку­ментах которых содержатся положения о коллективных мерах в случае вооруженного нападения против какого-либо из членов (ЛАГ, ОАЕ, ОАГ), известны случаи использования сил по под­держанию мира (например, создание в 1981 г. ОАЕ межафри­канских сил по стабилизации положения в Чаде).

Коллективная безопасность в рамках СНГ.Государства — участники СНГ в соответствии с Уставом СНГ, а также Уста­вом Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. взяли на себя обязательства проводить согла­сованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями и поддерживать безопасность в Содружестве.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких госу­дарств-членов либо международному миру и безопасности го­сударства приводят в действие механизм взаимных консульта­ций с целью координации позиций и принятия мер для устра­нения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании решения Совета глав государств Содружества вооруженных сил в поряд­ке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств — членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Договором предусмотрено обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными средствами (ст. 1). Принято обязательство не вступать в воен­ные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника, уважать независимость и суверенитет

Me;

ждународное право

Глава 18. Право международной безопасности

друг друга, консультироваться по всем важным вопросам меж­дународной безопасности, затрагивающим их интересы.

Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН (коллективная самооборона). Исходя из это­го Договор содержит и соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии. Он включает оказание военной по­мощи, а также взаимную поддержку. Использование вооружен­ных сил в целях отражения агрессии принимается исключитель­но главами государств — участников СНГ. Использование воо­руженных сил за пределами территории государств-участников может осуществляться только в интересах международной безо­пасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законода­тельством государств — участников настоящего Договора. Дого­вор не затрагивает право государств-участников на индивиду­альную и коллективную оборону от агрессии.

Договор носит сугубо оборонительный характер. Он открыт для присоединения всех заинтересованных государств, разде­ляющих его цели и принципы. Более того, он предусматривает стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе и Азии, от которой будет зависеть внесение необходи­мых изменений в настоящий Договор. На заседании Совета глав государств и правительств СНГ, которое состоялось 31 мая 2001 г., был принят перспективный план развития военного со­трудничества государств — участников СНГ до 2005 г. План значительно конкретизировал механизм взаимоотношений во­енных ведомств с целью поддержания коллективной безопасно­сти.

Решение о проведении операций по поддержанию мира в рамках СНГ принимается Советом глав государств с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враж­дебных действий.

Группы по поддержанию мира в рамках СНГ комплектуются в каждом конкретном случае на добровольной основе государ­ствами — участниками Соглашения, за исключением конфлик­тующих сторон.

Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Согла­шением от 20 марта 1992 г. незамедлительно информировать Совет Безопасности ООН и Совет СБСЕ (ныне — ОБСЕ) о ре­шении проводить миротворческую операцию.

§ 4. Разоружение и ограничение вооружений

Наши рекомендации