Правительство Российской Федерации: правовой статус, компетенция и порядок формирования.
Конституционно – правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Правительства РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.
Конституционный статус Правительства РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти, обусловливает необходимость рассмотрения его связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ.
Наличие широких полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах. В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
1) Председателя Правительства назначает Президент с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, которые утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);
3) Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей (ст. 32 Закона о Правительстве);
4) по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ); 5) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);
6) Президент принимает решение об отставке Правительства (ст. 117 Конституции РФ);
Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерациипроявляются в следующем:
1) Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ);
2) Правительство пользуется правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);
3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);
4) Правительство представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ);
5) Государственная Дума вправе выразить недоверие Правительству. Председатель Правительства вправе по собственной инициативе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству (ст. 117 Конституции РФ);
Представительство является постоянно действующим органом, образованным с целью совершенствования законопроектной деятельности Правительства, обеспечения его взаимодействия с палатами Федерального Собрания, субъектами права законодательной инициативы, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектных работ.Взаимоотношения Правительства РФ и органов судебной власти. Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета, обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия и исполнение судебных решений (ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь, органы судебной власти осуществляют судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Взаимоотношения Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ
Основной формой деятельности Правительства как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ 6. Все члены Правительства обязаны лично участвовать в его заседаниях, поскольку лишь они имеют право решающего голоса. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Правительства. В состав Правительства РФ входят: Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Определение основных направлений правительственной деятельности происходит путем выбора Председателем Правительства главных участков работы, на которых должны быть сосредоточены усилия Правительства в рамках целей и приоритетов внутренней и внешней политики, определяемой Президентом РФ. Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии с распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов. Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства. В состав Правительства входит также руководитель Аппарата Правительства, имеющий ранг министра РФ. Понятие "федеральный министр" распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других федеральных ведомств, если этот ранг был им присвоен Президентом. Президиум. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению его Председателя может образовывать Президиум. Состав Президиума Правительства определяется не законом или указом Президента, а самим Правительством. В соответствии с Постановлением Правительства от 1 октября 1998 г. № 1145 в него входят 12 членов Правительства: Председатель Правительства, 5 его заместителей, 6 федеральных министров: финансов, обороны, иностранных дел, государственного имущества, внутренних дел, экономики и торговли.
2.Место современной России в мировой экономике. Специализация страны на мировом рынке и перспективы ее изменения с течением времени.
Россия занимает в мировой экономике особое место. В чём-то её положение сходно с положением «бедных гигантов» Китая и Индии, но в гипертрофированно-обостренной форме.Россия по своим объективным экономическим показателям является страной-середняком. При доле в мировой численности населения, равной 2,25 %, она производит 2,5 мирового ВВП, являясь 10 страной мира по этому показателю, однако по уровню ВВП на душу населения она находится на 65 месте. Данное положение имеет место при измерении ВВП по паритетам покупательной способности валюты (ППС), при использовании официального курса рубля показатели существенно скромнее.Наиболее выразительный социальный показатель, уровень младенческой смертности, отводит России 63 место с коэффициентом 15,39 ‰. В целом по всему комплексу из 5 качественных показателей наша страна занимает 62 место, а с учетом ВВП — 49-е.Двойственно и место России в международных экономических отношениях. По величине экспорта она занимает 19 место в мире, и её доля по этому показателю составляет 2,1 % от мирового уровня. По величине импорта Россия в мире 23 с показателем в 1,1 % от мирового импорта. В российской экономике сложился огромный профицит внешней торговли, практически равный величине импорта, что, безусловно, не является положительной характеристикой. Что касается структуры экспорта, то по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 году нефть и нефтепродукты составляли около 58 % стоимости вывозимых из России товаров, металлы, драгоценные камни и изделия из них — 20,3 %, машины и оборудование 7,8 %, продукция химии и нефтехимии — 6,6 %. Россия является третьей нефтедобывающей страной мира после Саудовской Аравии и США и вторым поставщиком нефти на мировой рынок, а также крупнейшим мировым производителем и экспортером природного газа.Модель экономики России определить невозможно, так как она находится в процессе преимущественно стихийного формирования.
Доля российской экономики в мировом производстве высокотехнологичных товаров по самым благосклонным оценкам составляет не более 1 %.Внешний долг Российской федерации в 2004 году составил по данным Русского экономического общества около 211 млрд долларов. По этому показателю она намного уступает США и ряду других развитых стран, занимающих первые строчки в списке должников. В то же время внешняя задолженность перед Россией составляет около 120 млрд долл.
В российской экономике сохраняется очень высокая по сравнению с развитыми странами инфляция — около 11 % в 2004 году.
С другой стороны, Россия находится в числе лидеров по ряду важнейших характеристик. В мире насчитывается всего 7 стран, официально являющихся обладателями ядерного оружия, и лишь 2 страны — США и Россия — являются бесспорными лидерами в этой области. Такая же ситуация и в области исследования космоса. Здесь представлено 6 стран, осуществляющих собственные запуски, и только 3 страны — США, Россия и Китай, а также Евросоюз, осуществляют полномасштабные космические программы, и они же конкурируют на рынке коммерческих запусков. Что касается пилотируемой космонавтики, то здесь Китай пока не может составить конкуренцию США и России, которые долгое время вообще соревновались в одиночку и вполне на равных. К сожалению, в исследовании дальнего космоса Россия в последние 2 десятилетия по всем направлениям уступает США и объединенной Европе.Россия является вторым (по другим оценкам — третьим) поставщиком вооружений на мировой рынок, при этом российские производители весьма заметны в таких высокотехнологичных областях, как авиастроение, ракетная техника, производство танков и боевых кораблей различных классов. По оценкам отечественных ученых, национальное богатство (НБ) России (НБ — сложный и не вполне объективный показатель, в котором суммируются производственные мощности, потенциал рабочей силы, природные ресурсы и ряд других характеристик) намного превышает национальное богатство развитых стран.Двойственное положение Российской Федерации выражается также и в характере её членстве в ряде международных организаций. С одной стороны, она примыкает к «Большой семерке» наиболее развитых стран мира, а с другой — не является её полноценным членом, так как как приглашается к обсуждению далеко не всех экономических проблем.
Руководство страны и ведущие российские экономисты не могут окончательно определиться с членством России в ВТО. Хотя намерение вступить в эту организацию высказано однозначно, до сих пор не утихают споры аналитиков о том, компенсируют ли открывающиеся перспективные проникновения на новые рынки возможные потери от обострения конкуренции внутри страны со стороны иностранных фирм, проникновение которых в нашу экономику также значительно облегчится. В отношения с Парижским клубом стран-кредиторов Россия вступает и как кредитор, и как заемщик.