Формирование и развитие кластеров
На текущем этапе перед Мурманской областью открывается возможность внедрить комплексный подход к социально-экономическому развитию путем эффективной реализации региональной кластерной политики. Формирование и развитие кластеров выступает эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации экономической интеграции. Значение кластеров для Мурманской области состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной, социальной и социокультурной инфраструктуры, росту малого и среднего бизнеса.
При формировании и реализации кластерной политики в Мурманской области государство должно создавать институциональные условия активизации инвестиционного процесса; обеспечивать общественные интересы в регионе, включая защиту интересов национального бизнеса; формировать и поддерживать инфраструктурный каркас развития территории; обеспечивать софинансирование или государственные гарантии для значимых производственных и научных проектов; содействовать правовой защите российских и зарубежных инвесторов, безопасности и общественному порядку; улучшать условия для совместного с частным бизнесом устранения социальных и экологических проблем, ставших результатом ошибок, допущенных в предыдущий период при освоении пространств и ресурсов. В свою очередь деловые круги будут ориентированы на содействие экономическому благополучию территории; обеспечение высоких социальных стандартов работников предприятий, сохранение на них рабочих мест, развитие дополнительного социального, медицинского и пенсионного страхования; участие, в том числе на условиях софинансирования, в социально- и государственно значимых инвестиционных проектах; формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства за счет вертикальной диверсификации собственной деятельности; внедрение энергосберегающих и экологически совместимых технологий.
Специфика и типология кластеров на Кольском полуострове обусловлена специализацией и профилем региональной экономики, которые, как правило, формируются вокруг эксплуатации природных ресурсов или обширных неосвоенных пространств. Именно здесь создаются главные конкурентоспособные секторы экономики, в прямой зависимости от которых различаются типы кластеров. Для того чтобы в полной мере использовать высокотехнологичный потенциал стратегических проектов, масштабировать импульс развития, задаваемый ими, на территории Мурманской области в ближайшие годы предполагается начало формирования инновационной инфраструктуры:
технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике,
производственного и транспортно-логистического,
горно-химического и металлургического,
рыбохозяйственного,
туристско-рекреационного кластеров.
Особенность создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, в первую очередь внутрироссийский, рождаемый за счет разработки месторождений углеводородов на континентальном шельфе России в Арктике. После 2020 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности.
Рынок транспортных перевозок по Северному морскому пути только формируется, а рынок транспортных услуг и специализированных обеспечивающих, обслуживающих сервисов и шлейфовых производств[4] находится на начальном этапе своего становления. Страны и регионы, которые успеют первыми вступить на этот рынок, и, соответственно, будут участвовать в его формировании, приобретут дополнительные возможности повышения своей конкурентоспособности во всех экспортных и транзитных направлениях по Севморпути, как западных, так и восточных.
Наряду с ядром кластера (ОАО «НК «Роснефть», ООО «Газпром добыча шельф») он будет включать целый ряд компаний – поставщиков специализированного оборудования, услуг и технологий добычи на шельфе. Значительная часть заказов (морская техника, ее обслуживание и монтаж) будет размещаться на судоремонтных предприятиях Мурманской области. В рамках кластера предполагается укрепить позиции геолого-геофизических и поисково-разведочных предприятий региона. Необходимо использовать объем знаний об Арктике, накопленный за несколько десятилетий работы Кольским научным центром РАН и другими научными организациями. Во взаимодействии с поставщиками технологий добычи газа на шельфе и специализированного оборудования необходимо провести анализ потребностей, а также разработать и внедрить новые учебные планы по подготовке специалистов, требуемых для разворачиваемого кластера, в образовательных учреждениях региона, включая Мурманский государственный технический университет.
Центром «кристаллизации» кластера может стать учрежденная Правительством Мурманской области Ассоциация «Мурманшельф», которая объединяет более 200 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных организаций. Уже сейчас она в значительной степени выполняет функции координационного центра по подготовке предприятий и трудовых ресурсов к выполнению крупных инвестиционных проектов по шельфовой добыче в Арктике и выступает площадкой для трансфера шельфовых технологий.
Технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике представляет собой пространственно распределенный кластер с ядром в Мурманске, конфигурация которого во многом будет зависеть от принятия решений по локализации объектов обеспечения шельфовой добычи в Арктике.
Особенности формирования производственного и транспортно-логистического кластера заключаются в создании на основе Мурманского транспортного узла сервисного ядра по обеспечению мореплавания по трассам Северного морского пути и привлечении средств на основе принципа государственно-частного партнерства.
По сути, проект комплексного развития Мурманского транспортного узла представляет собой кластер, включающий действующие и вновь создаваемые логистические и транспортные компании, предприятия-поставщики оборудования и комплектующих, судоремонтные, производственные и стивидорные компании, владельцев грузов. Научно-образовательный модуль будет формироваться вокруг Института экономических проблем КНЦ РАН и Мурманского государственного технического университета.
Ядром производственного и транспортно-логистического кластера выступят территории побережья Кольского залива, при дальнейшем его развитии возможно развитие пространственно-распределенной сети, включающей в себя как уже существующие, так и планируемые портовые мощности и транспортно-транзитный потенциал Кандалакшского и Печенгского (в первую очередь в рамках интенсификации российско-норвежского сотрудничества) муниципальных районов.
Дальнейшее углубление сервисной составляющей созданного кластера, включая судоремонт, в среднесрочной перспективе открывает возможность выделения из него самостоятельного специализированного регионального морехозяйственного сервисного кластера,локализованного на приморских территориях и прибрежных акваториях Кольского залива и включающего в себя обеспечивающие и обслуживающие компании, базирующиеся в Мурманской области. При этом предприятия судоремонта выступают значимыми потребителями ресурсной базы (энергоресурсы, мазут, металлы и пр.), поставщиками рабочих мест и услуг для производственного, транспортно-логистического, шельфового, рыбохозяйственного кластеров региона.
Развитие горно-химического и металлургического кластера тесно связано с формированием редкометалльной и редкоземельной отраслей на основе местной сырьевой базы. В рамках кластера предполагается создание производства диоксида титана, редких и редкоземельных металлов и ториевого концентрата из перовскитового концентрата Африкандского месторождения. Планируется реализация проектов, направленных на развитие минерально-сырьевой базы для постоянного восполнения выбывающих мощностей и поддержания достигнутых показателей добычи. Деятельность обладающего высокой конкурентоспособностью кластера ориентирована на рынки Европы, Северной Америки и стран АТР. При формировании кластера обеспечивается создание производств, малых предприятий, нацеленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, с использованием продуктов и полупродуктов, получаемых на предприятиях региона.
Ядро горно-химического и металлургического кластера и основные производственные мощности будут сконцентрированы в пределах городских округов г. Апатиты, г. Кировск, Ковдорский район, г. Мончегорск, г. Оленегорск. Пространственная структура кластера будет расширена за счет включения южных территорий Ловозерского района («Федорова Тундра»). Основу кластера составляет сеть предприятий горнопромышленного комплекса Мурманской области.
С целью поддержки развития кластера необходимо создание технолого-сервисных парков в Апатитах и Кандалакше, а также индустриального парка в Мончегорске. При формировании кластера с учетом усложнения условий добычи отдельных полезных ископаемых (переход к добыче подземным способом) и повышения наукоемкости горного дела в Апатитах на основе НП «Технопарк-Апатиты» должен развиваться научно-образовательный модуль как на базе существующих организаций (КНЦ РАН, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, Апатитский филиал МГТУ), так и путем привлечения новых (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»). В рамках кластера будут найдены решения экологических проблем, связанных с горнодобывающей деятельностью: рекультивация земель и решение проблемы с существующими отвалами пустых пород и хвостохранилищами, внедрение принципа безотходных производств.
При развитии рыбохозяйственного кластера помимо осуществления модернизации рыболовецкого флота для океанического и прибрежного рыболовства предполагается строительство перерабатывающих цехов и инфраструктуры хранения, создание брендов и маркетинг готовой продукции на внутреннем российском и внешних рынках, в первую очередь АТР, Европы и США. Предполагается развитие комплекса мер по стимулированию инвестиций в аква- и марикультуру.
Основополагающим фактором повышения эффективности регионального рыбопромышленного комплекса становится обеспечение механизмов его инновационного перевооружения. Практической реализации инновационного потенциала Мурманской области будет способствовать создание технопарка морских технологий глубокой и безотходной переработки водных биоресурсов.
Рыбохозяйственный кластер имеет пространственно-распределенную структуру, включающую отчетливые ядра локализации в Мурманске (научно-инновационная и промышленная основа), Кольском и Печенгском (развитие аква- и марикультуры), Терском (марикультура, обеспечение спортивного и товарного лова) районах. Его ядро формируется вокруг Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна, рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих, сбытовых компаний, предприятий аква- и марикультуры с привлечением научных (ПИНРО, ММБИ КНЦ РАН) и образовательных организаций (МГТУ, в том числе Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева) и использованием потенциала Мурманского территориального рыбохозяйственного совета и ФГБУ «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов».
Общегосударственным стратегическим приоритетам в полной мере отвечает выделение в среднесрочной или долгосрочной перспективе из рыбохозяйственного кластера отдельного экспортно ориентированного продовольственного кластера с мощностями по производству, переработке и вывозу экологически чистой продукции. Имеющийся ресурсный потенциал региона в формировании индустрии продуктов питания сконцентрирован в двух важнейших традиционных видах деятельности – рыболовстве и оленеводстве. Именно они могут выступить действенными точками роста региональной экономики, появления новых производств глубокой переработки биологической продукции и производства конкурентоспособной пищевой (класса «премиум», а также недорогой, но биологически полноценной продукции) и фармакологической продукции с высокой добавленной стоимостью, проведения технологических инноваций, а также развития сопутствующей транспортно-логистической инфраструктуры.
Эффективность предлагаемых мероприятий напрямую зависит от формирования единой маркетинговой стратегии, обустройства эффективных каналов сбыта, формирования узнаваемого бренда продукции под маркой «премиум».
В Мурманской области формируется туристско-рекреационный кластер, который будет состоять из нескольких направлений: горнолыжный туризм, экологический туризм, рекреационное рыболовство, активный туризм (сплав и подъем по рекам, снегоходный, пеший и велосипедный туризм), этнокультурный туризм, круизный и деловой туризм в Мурманске. Региональный туристско-рекреационный комплекс будет ориентирован, в первую очередь, на активно формирующийся в России средний класс, а также зарубежных рекреантов. Вместе с тем на пути становления новых, высокодоходных видов услуг существует ряд принципиальных проблем, требующих безотлагательного решения, в том числе недостаточная развитость инфраструктуры (в первую очередь транспортной) и системы коммуникаций, венчурность этих видов деятельности, не позволяющая осуществлять надежное планирование. Кроме того, в перспективе при активном развитии туристско-рекреационного бизнеса в Мурманской области может возникнуть проблема недостатка высококвалифицированных специалистов в области менеджмента и маркетинга.
Туристско-рекреационный кластер имеет пространственно-распределенную структуру с ярко выраженными функциональными ядрами, отвечающими за прием и распределение туристского потока: основные локализованы в Мурманске (деловой и конгресс-туризм, туризм одного дня с последующей организацией туров по Мурманской области, стартовая точка круизного туризма) и в Кировско-Апатитском районе (активные виды туризма, в том числе горнолыжный туризм, в более долгосрочной перспективе – центр приема туристов для организации туров в Ловозерский район), вспомогательные в перспективе возникнут в Терском, Ловозерском и Печенгском районах.
Основные территории, которые обладают наиболее высоким аттрактивным потенциалом, расположены в Кировско-Апатитском (Хибинский горный массив), Ловозерском (места проживания саамов, сейды и сакральные места лопарей, почти нетронутая природа района обуславливают перспективность развития здесь этнографического, историко-археологического, познавательного, событийного, экологического и спортивного видов туризма), Печенгском (религиозный туризм на территорию Трифонов Печенгского монастыря, природный и приграничный туризм), Терском и Кандалакшском муниципальных районах (Кандалакшский заповедник, в том числе архипелаг Семь Островов, первые поселения поморов на Кольском полуострове, петроглифы Канозера). Реки с крупной и стабильной популяцией лососевых, живописная природа имеют потенциал для развития здесь широкого спектра туристических продуктов (морские прогулки, морские фото-сафари и экскурсии для наблюдения за морскими животными и птицами, «знакомство с бытом поморов» с плаванием на традиционных поморских судах, организация 3-5-дневных морских экскурсий «Кандалакша – Соловки» с заходом в поморские села Терского берега, рыболовные туры по принципу «поймал-отпусти», пешие маршруты, сплавы по рекам, рафтинг и их комбинации). Организационно-методический и координационный центры кластера предполагается создать на основе существующих специализированных ассоциаций туриндустрии Мурмана. Научно-образовательный модуль кластера должен обеспечиваться Институтом экономических проблем КНЦ РАН, МГТУ, Мурманским государственным гуманитарным университетом, Мурманской академией экономики и управления, Международным институтом бизнес-образования и другими научными и образовательными организациями.
Интенсивное развитие регионального туристско-рекреационного комплекса в свою очередь будет способствовать созданию в среднесрочной перспективе (на втором этапе реализации Стратегии) кластера северного дизайна и традиционных ремесел, деятельность которого будет ориентирована как на внутрироссийское потребление, так и на внешние рынки.
При своей ярко выраженной пространственно-распределенной структуре, обусловленной развитием индивидуального, ручного производства продукции традиционных ремесел, а также стилизованных или новых творчески смоделированных и уникальных видов продукции, формируемый кластер имеет ярко выраженный колорит и узнаваемость. Он будет локализован в местах компактного проживания саамов и старожильческого населения, в первую очередь в Ловозерском и Терском районах.
Кольский полуостров обладает благоприятными природными условиями для развития возобновляемой энергетики. Регион может позиционироваться как полигон для отработки технико-технологических решений в этой сфере, причем не только тех, которые к сегодняшнему дню выходят на стадию промышленной эксплуатации, но и существующих пока в виде моделей и экспериментальных установок, тем более что многие из последних разработаны региональными предприятиями, а также институтами КНЦ РАН. Развитие сети ветропарков, строительство Северной ПЭС в губе Долгая Баренцева моря, модернизация Кислогубской ПЭС и другие инвестиционные проекты обуславливают создание в Мурманской области в среднесрочной перспективе (на втором этапе реализации Стратегии) кластера новой энергетики (деятельность которого будет ориентирована в том числе и на частичное замещение невозобновляемых составляющих регионального топливно-энергетического баланса).
В Мурманскую область ежегодно завозятся значительные объемы горюче-смазочных материалов и угля. В связи с высоким транспортным плечом, повышенными издержками и расходами на топливо и его завоз тратятся значительные бюджетные средства. Особенности географического положения региона, сравнительно невысокая плотность населения, «точечная» система расселения, недостаточная инфраструктурная оснащенность обуславливают необходимость использования возобновляемых источников энергии. Их активное использование будет стимулировать реструктуризацию и повышение конкурентоспособности экономики Мурманской области, внедрение экологически чистых видов производства энергии. Деятельность кластера будет ориентирована на внутренний спрос, а также потенциальные рынки сбыта в Норвегии и Финляндии. Партнером Мурманской области в использовании в региональном масштабе ветровой, малой гидроэнергетики и энергии приливов может выступать ОАО «РусГидро». Для привлечения внебюджетных инвестиций к реализации проектов кластера целесообразно вовлечение средств международных институтов развития и финансовых организаций (например, северной экологической финансовой корпорации НЕФКО), включая использование Фонда поддержки проектов Арктического совета. Пространственно распределенная структура кластера новой энергетики будет обусловлена размещением производственных мощностей, при этом управляющую компанию кластера целесообразно разместить в Мурманске для реализации основных маркетинговых, финансовых и деловых функций.
Тенденции на глобальном рынке высоких технологий и значительный наукоемкий потенциал, накопленный в Мурманской области, обуславливают целесообразность создания здесь в среднесрочной перспективе инновационного кластера арктических технологий, ориентированного на адаптацию существующих и разрабатываемых технологий к условиям Арктики и доведение их до стадии коммерческой привлекательности и промышленной эксплуатации. В его рамках могут быть созданы и размещены международный образовательный и научно-координационный центр междисциплинарных арктических исследований; технопарк арктических технологий с поддержкой стартапов для разработки технологических решений, адаптированных к условиям арктических широт, с ориентацией на распространение природосберегающих и экологически совместимых технологий; фронт-офис экспортно ориентированного продовольственного кластера; создание технопарка технологий глубокой и безотходной переработки водных биоресурсов (включая недоиспользуемые и нетрадиционные виды гидробионтов, а также продукцию, получаемую вследствие развития марикультуры), морских генетических ресурсов (в том числе водорослей) и продукции традиционного оленеводства, ориентированного на выпуск товарной пищевой продукции, биоактивных веществ и добавок, ферментативных белковых гидролизатов, лечебно-профилактических средств и других товаров класса «премиум».
В составе технопарка арктических технологий на принципах «посевного» финансирования предполагается разместить реальные и виртуальные офисы компаний разного масштаба, обеспечивающих разработку передовой техники и технологий в северном исполнении. Проводимые технопарком ежегодные конкурсы на разработку технологических решений по наиболее актуальным направлениям развития АЗРФ позволят сформировать опережающий технологический задел России в области инновационного освоения пространств и ресурсов Арктики, а также уникальный информационный банк инновационно-технологических проектов. Создание в его рамках постоянно действующих площадок и экспозиций, наглядно демонстрирующих образцы техники и технологий, которые были разработаны и (или) апробированы в технопарке, позволит увеличить заинтересованность отечественных и зарубежных партнеров, а также будет способствовать развитию в регионе конгресс- и бизнес-туризма.
В рамках инновационного кластера арктических технологий целесообразно также формирование на базе АНО «Мурманский областной демонстрационно-образовательный центр энергосбережения и энергоэффективности» фронт-офиса инновационно-энергетического комплекса, а также создание пилотной демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности, в которой предполагается внедрение энергоэффективных и высокотехнологичных разработок и технологий в существующую инфраструктуру населенных пунктов. Ее практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования накопленной научно-практической базы для тиражирования передового опыта внедрения энергоэффективных и энергосберегающих разработок и технологий не только в Мурманской области, но и в других арктических и приарктических субъектах Российской Федерации. В целом деятельность кластера будет ориентирована на внутреннее потребление и европейские рынки высоких технологий.
Развитая образовательная сфера Мурманской области положительно влияет на инвестиционную привлекательность региона, создает базу для его технологического прорыва, стабильность и независимость социальной и социокультурной политики, обеспечивает переход от сырьевых источников дохода к воспроизводимым интеллектуальным ресурсам. В ближайшем будущем технологии high-tech будут уступать место технологиям high-hume, то есть технологиям управления предпочтениями, социальными стандартами, восприятием нововведений, формированием ожиданий. Перечисленными факторами объясняется необходимость создания государством адекватных институциональных условий, способствующих повышению социальной и пространственной мобильности, поиску демпферов снижения социальных позиций и общественного статуса, организации специализированных фондов, способных увеличить финансирование наиболее нуждающихся реципиентов социальной помощи, поддержание новых адресных социальных программ и социокультурных проектов, имеющих значительные мультипликативные эффекты и количественно измеримые результаты. Государство должно сконцентрироваться не на перераспределении финансовых потоков в интересах материальной помощи населению, а на формировании условий самореализации личности. Любой личности необходимо самоопределение, которое возможно только тогда, когда человек встроен в социальную систему, оценен и востребован людьми, его окружающими, что дает веру в себя и поднимает самооценку, а значит, предопределяет мотивацию действовать эффективно, что иногда важнее сугубо материальных стимулов. В этой связи в среднесрочной перспективе (на втором этапе реализации Стратегии) целесообразно создание в Мурманской областиобразовательного кластера, направленного на получение дополнительного образования и переквалификацию населения. Его деятельность в первую очередь будет ориентирована на внутренний рынок образовательных технологий.
Пространственно-распределенные образовательный кластер и инновационный кластер арктических технологий будут иметь схожую структуру локализации в основных научных и образовательных центрах области – Мурманске и Апатитах. Их ядро образуют институты КНЦ РАН, ПИНРО, МГТУ, многофункциональные центры прикладных квалификаций. Развитие инновационного кластера арктических технологий будет происходить в тесной координации с деятельностью государственных корпораций и институтов развития.
С целью координации региональных кластерных инициатив целесообразно создание в Мурманской области Центра кластерного развития (ЦКР). Такие центры создаются при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная цель деятельности ЦКР – создание условий для эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
В целом формирование пространственно распределенных кластеров будет способствовать рациональному формированию системы расселения, развитию ее опорных центров и инфраструктуры (рис.11).
Рисунок 11 – Пространственное развитие на основе кластерного подхода
В силу особого значения приморских территорий и прибрежных акваторий для развития Мурманской области, специфики социально-экономических взаимодействий, связанной с приморским и приграничным положением, а также усиливающихся конфликтов между отдельными видами морской деятельности и отраслями регионального морехозяйственного комплекса, возможно выделение отдельного морехозяйственного макрорайона, состоящего из побережья Мурманской области. Его по праву можно назвать полифункциональным и крайне перспективным с точки зрения развития практически всех видов морской деятельности, а также разработки нефтегазовых месторождений континентального шельфа. Координация действий, направленных на устойчивый рост различных видов морепользования и создание соответствующей обеспечивающей береговой инфраструктуры позволит преодолеть фрагментарность стратегического планирования социально-экономического развития приморских территорий, и послужит мощным толчком к повышению конкурентоспособности региона в целом.
С использованием результатов проведенного анализа построена матрица SWOT-анализа конкурентоспособности Мурманской области (табл. 1).
Таблица 1