Глава 7. Женские движения и пропаганда

По закону современные американские женщины имеют равные с мужчинами права. Впрочем, это не означает, что они занимаются теми же видами деятельности, что и мужчины. Большинство женщин не только стремится к экономической независимости и голосует, но и по-прежнему сохраняет специфические интересы и занимается характерной женской работой.

Наиболее сильное влияние оказывают женщины, собранные в единую организацию и вооруженные пропагандой. Собравшись и вооружившись таким образом, они успешно воздействуют на муниципальные советы, законодательные органы штатов и национальные конгрессы, для чего назначают специальных исполнителей, проводят политические кампании и воздействуют на общественное мнение как на местном, так и на государственном уровне.

Сегодня американские женщины имеют гораздо больший вес и влияние, будучи объединены в организации, в то время как в области лидерства их успехи более скромны, они не слишком часто реально участвуют в политике или занимают какие-либо значащие выборные должности. До сих пор женщины, ставшие профессиональными политиками, имели мало влияния, да и прочие женщины не считали политику важнейшей составляющей вопроса. В конце концов, Ма Фергюсон была всего лишь орудием в руках своего мужа, отставного губернатора; а Нелли Росс, бывшего губернатора Вайоминга, вряд ли можно считать настоящим государственным деятелем или человеком, способным формировать общественное мнение.

Каковы бы ни были результаты суфражистской кампании, одно можно сказать наверняка: именно благодаря ей стали очевидные возможности, даруемые пропагандой для достижения тех или иных целей. Сегодня женщины используют пропаганду, добиваясь выполнения своих программ в Вашингтоне и в различных штатах. В Вашингтоне появился Законодательный комитет четырнадцати женских организаций, среди которых можно упомянуть Лигу женщин-избирателей, Ассоциацию молодых христианок, Женский союз христианского терпения, Федерацию женских клубов и т.д. Эти организации разрабатывают законодательную программу, а затем, с помощью современных технологий пропаганды, добиваются ее включения в государственное законодательство. Успехов они успели достичь в самых разных областях. Именно женщинам мы обязаны значительной частью законов о социальном обеспечении. Им принадлежит закон о восьмичасовом рабочем дне. Сухой закон и его принудительное исполнение (если, конечно, расценивать это как достижение) – тоже их рук дело. То же самое можно сказать и о билле Шепарда-Таунера, обязывающем государственное правительство поддерживать проводимую правительством штатов деятельность по охране материнства. Этот билль не был бы принят, если бы не дальновидность и проницательность в вопросах политики, проявленная такими женщинами как миссис Вандерлип и миссис Митчелл.

Законопроекты федерального уровня, под которыми подписались участницы первой конференции Национальной лиги женщин-избирателей, являются типичным примером деятельности женских организаций в области социальной защиты. Их интересы достаточно обширны: охрана

детства, образование, жилье, высокие цены, работа женщин на высокооплачиваемых должностях, здравоохранение и нравственность, сохранение независимости и гражданских прав замужних женщин и т.д.

Для пропаганды этих принципов Национальная лига женщин-избирателей выпускала массу разнообразной печатной продукции: бюллетени, календари, буклеты на тему выборов, – вела заочные курсы, посвященные вопросам государства, проводила демонстрационные занятия и организовывала школы гражданственности.

Вероятно, эффективное участие женских организаций в американской политике можно объяснить двумя причинами: во-первых, появился целый класс профессиональных исполнительных секретарей и ассистенток по юридическим вопросам, обученных в ходе суфражистских кампаний, когда для воздействия на упрямое большинство использовались все известные пропагандистам методы; во-вторых, вопросами мирной деятельности занялись многие известные женщины, игравшие главные роли во время суфражистских кампаний, работавшие с общественностью и с движениями, оказывавшими влияние на массы, в дни войны. Среди них можно упомянуть миссис Фрэнк Вандерлип, Элис Эймс Винтер, миссис Генри Московии, миссис Флоренс Келли, миссис Джон Блэр, миссис О.Х.П. Белмонт, Дорис Стивене и Элис Поул.

Я уделяю так много внимания женским победам на политическом поприще лишь потому, что они представляют собой особенно впечатляющий пример хитроумного использования новой пропаганды для привлечения внимания к идеям меньшинства и для продвижения этих идей. Забавно, но факт – новички на политической арене должны спешно осваивать и использовать новейшее оружие убеждения, чтобы компенсировать недостаток опыта в том, что называется красивым эвфемизмом «прикладная политика». Вот пример такой новой техники. Несколько лет назад Женский комитет потребителей в ходе борьбы с тарифом «американской наценки» снял на Семьдесят пятой авеню в Нью-Йорке пустое помещение магазина и организовал там выставку товаров, указав текущую цену на каждый из них и цену, которая была бы назначена после принятия тарифа. В результате эта область деятельности комитета была поддержана сотнями посетителей выставки.

Существуют, впрочем, и не относящиеся к политике области, в которых женщины могут повлиять и уже влияют на общественные процессы. Для достижения поставленных целей в этих областях женщины используют принцип группового лидерства.

Во Всеобщей федерации женских клубов состоит 13 000 организаций. Их можно примерно разбить на такие группы как гражданские и городские клубы, клубы матерей и домохозяек, клубы любителей искусства, музыки или литературы, деловые и профессиональные женские клубы и женские клубы вообще, работающие с теми или иными аспектами городской жизни или жизни сообщества, либо сочетающие в себе другие перечисленные области интересов.

В целом женские клубы эффективно работают в области медицинского просвещения; знакомят массы с искусством; поддерживают законы, защищающие женщин и детей; занимаются строительством детских площадок и благоустройством парков; повышают стандарты социальной или политической этики; действуют в сфере домоводства, семейных финансов, образования и т.д. В этих областях женские клубы занимаются вопросами, которые обычно остаются за пределами внимания существующих учреждений, и также зачастую инициируют и поддерживают различные начинания во благо общества.

Клуб, члены которого интересуются в первую очередь домоводством и прикладными искусствами, может организовать школу кулинарии для девушек на выданье. Доказательством искреннего интереса женщин к этой области образования может послужить школа кулинарии, устроенная газетой Herald Tribune в Нью-Йорке – занятия проходили в здании Карнеги-холла, и их посещало почти три тысячи человек. В дни занятий в здании не осталось ни единого свободного места, по многочисленности аудитории школа могла, пожалуй, потягаться с Маккормаком или Падеревским; кроме того, успех занятий самым решительным образом опроверг мнение, что-де в крупных городах женщины не интересуются хозяйством.

Движение за раздачу молока в государственных школах, создание пункта педиатрической помощи в управлении по вопросам здравоохранения – подобные инициативы найдут путь к сердцу членов клуба, целью которого является защита матерей и детей.

Музыкальный клуб может расширить свою сферу деятельности и послужить обществу, помогая местной радиостанции повысить качество музыкальных программ. Борьба с плохой музыкой может

быть ничуть не менее воинственным занятием и требовать ничуть не меньшей сноровки в управлении обширными ресурсами, чем любая политическая схватка.

Клуб искусств может приглашать в город передвижные выставки, самостоятельно организовывать передвижные выставки работ своих членов или демонстрировать художественные работы в школах или университетах.

Литературный клуб может разорвать зачарованный круг из лекций и выступлений маститых авторов и занять важное место в образовательной сфере. Например, он может учредить конкурс среди учащихся государственных школ, предложив награду за лучшее эссе об истории города или о жизни его самого известного уроженца.

Как правило, женские клубы не ограничиваются задачами, ради которых создавались, и обычно бывают готовы инициировать или поддержать любое начинание, несущее благо обществу. Еще важнее то, что клуб является организацией, благодаря которой женщины могут заявить о себе как о важной составляющей общественного мнения.

Точно так же, как женщины дополняют мужчин в семье, так они будут дополнять мужчин и в общественной жизни, концентрируя организованные усилия на задачах, которые мужчины склонны игнорировать. Существует огромная область, в которой женщины могут стать создателями и активными сторонниками новых идей и новых методов политического и социального хозяйствования. Объединяясь и раскрывая в себе способность влиять на окружающий мир, женщины могут воспользоваться своей новообретенной свободой для того, чтобы всеми доступными средствами сделать этот мир лучше.

Глава 8. Пропаганда и образование

Широкие массы не слишком активно интересуются вопросами образования. Система государственных школ получает всю требуемую материальную и финансовую поддержку. Имеется выраженное стремление к получению образования в объеме колледжа, а бесчисленные курсы и лекции свидетельствуют о некотором стремлении к культуре. Общественность не осознает всей ценности образования и не понимает, что образование как общественный фактор не получает того внимания, какого можно было бы ожидать в демократическом государстве.

Считается, к примеру, что газеты должны больше писать об образовании; что компетентное обсуждение образования в настоящее время практически отсутствует; что образование привлекает к себе активный интерес публики лишь по таким поводам как создание системы Gary School или дискуссия, развернувшаяся вокруг решения Гарвардского университета создать школу бизнеса.

Причин тому множество. Во-первых, работников образования учили пробуждать мысль у учеников на уроке, но не учили просвещать широкую общественность.

В демократическом обществе работнику образования следует не только учить, но и поддерживать постоянные и плодотворные отношения с широкой общественностью. Эти люди находятся вне круга его непосредственных профессиональных обязанностей, однако можно сказать, что именно они обеспечивают его всем необходимым для жизни, поддерживают морально и создают общий культурный фон, на котором ему приходится работать. В области образования мы видим ту же картину, что и в политике, и в других областях – развитие специалиста не поспевало за развитием общества, и нынешний специалист не владеет инструментами, которые современное общество создало для распространения идей. Если это так, то соответствующее обучение специалистов, работающих в системе образования, следует начинать со школы, с внесения в школьное расписание всего, что необходимо для расширения кругозора. Для того чтобы общество поняло, какое отношение имеют академические идеи к широким массам, необходимо, чтобы это понимал в первую очередь учитель.

Обычная школа должна подготовить работника образования к тому, чтобы он понял, что его работа будет иметь две стороны: он будет представлять сферу образования как учитель и как пропагандист.

Вторая причина того, что сегодня образование не пользуется вниманием и интересом публики, заключается в отношении педагогов – от учителя младших классов до университетского профессора

– к миру за пределами школы. Здесь имеет место сложная психологическая проблема. Учитель видит, что в окружающем его мире учитываются лишь те объективные цели и достижения, которые одобряются американским обществом. Учителю платят мало или очень мало. Оценивая себя по

общепринятым стандартам, он не может ощущать некую неполноценность, поскольку его собственные ученики постоянно сравнивают своего наставника с успешным бизнесменом и с успешным лидером из мира за стенами школы. Таким образом, наша культура подавляет и принижает работников образования. Изменить ситуацию извне при текущем положении дел невозможно – для этого требуется, чтобы общественность изменила свои критерии успешности, однако в ближайшем будущем подобное маловероятно.

И все же ситуацию могут изменить сами работники образования. Для этого им придется разобраться не только в том, каким образом их работа связана с личностными отношениями с учеником, но и понять ее социальное значение, ее влияние на широкие массы. Работники сферы образования в силу специфики своей профессии имеют полное право вести неприкрытую пропаганду, просвещать общественность и громко говорить о своих особых отношениях с обществом, которому они служат. Однако мало рекламировать отдельных представителей профессии; работники сферы образования должны добиться повышения популярности профессии педагога. Сфера образования должна сама вытянуть себя за волосы из болота, в которое угодила – в противном случае она быстро перестанет привлекать талантливых людей.

Пропаганда не может изменить все неприятные аспекты текущей ситуации. На статус профессии, безусловно, влияют такие факторы как низкие учительские зарплаты и пенсии. Однако с помощью грамотного воздействия на текущую позицию общественности можно изменить сложившееся отношение к профессии учителя. Первым шагом на пути к переменам станет осознание необходимости повышения зарплаты представителям этой профессии.

Американские образовательные учреждения решают проблемы финансирования по-разному. Одни колледжи и университеты получают гранты от законодательного собрания своего штата. Другие существуют за счет частных пожертвований. Встречаются и иные виды образовательных учреждений, например, финансируемые религиозными организациями, однако подавляющее большинство наших высших учебных заведений относится к одной из двух основных названных групп.

Университет штата получает финансирование в виде грантов от граждан штата; гранты выделяет местное законодательное собрание. Теоретически уровень финансирования университета зависит от его популярности среди избирателей. Положение университета тем лучше, чем большей поддержки он способен добиться от жителей штата.

Таким образом, университет штата находится в невыгодной позиции, за исключением случаев,

когда его глава является одновременно выдающимся пропагандистом, способным привлечь
всеобщее внимание к вопросам образования. Однако в этом случае, если университет будет

выстраивать стратегию работы, ориентируясь на одобрение законодательного собрания, может пострадать его образовательная деятельность. У преподавателей может возникнуть желание добиться привлекательности в глазах общественности за счет реальной или воображаемой работы на общественных началах, оставив обучение отдельных студентов на откуп им самим. Руководство может заняться образованием граждан штата в ущерб собственным студентам. Результаты могут быть самыми печальными, вплоть до того, что университет превратится в политический инструмент

в руках представителей правящей политической партии. Если же глава университета сумеет управиться и с общественностью, и с профессиональными политиками одновременно, может случиться, что его личность перевесит реальные функции университета.

Не менее сложна и проблема колледжа или университета, существующего за счет пожертвований. Такой колледж зависит от поддержки, оказываемой, как правило, известными представителями бизнеса и промышленности, имеющими вполне конкретные и ограниченные задачи

в социальной и экономической областях, причем эти задачи зачастую могут не иметь никакого отношения к чистой науке. Успешный бизнесмен критикует крупные университеты за излишнюю академичность, в то время как упреки в излишней практичности можно слышать крайне редко. Было бы логично предположить, что видные фигуры, поддерживающие наши университеты, хотели бы, чтобы те занимались в основном прикладными науками, практическими вопросами бизнеса или эффективности производства. Нередко может быть и так, что требования, предъявляемые потенциальными жертвователями к нашим университетам, идут вразрез с интересами науки и культуры в целом.

Возникает странная ситуация: колледж пытается с помощью пропаганды получить деньги от людей, вовсе не заинтересованных в деятельности, которую им предлагают финансировать. Люди,

которые по нынешним стандартам американского мира расцениваются как неудачники или почти неудачники (педагоги) пытаются убедить других, крайне успешных людей (коммерсантов) дать им денег на цели, которых жертвователи не разделяют. Те, кто в силу приниженного положения презирает деньги, пытаются добиться содействия от тех, кто деньги любит.

Вполне возможно, что в будущем университеты и колледжи, существующие за счет пожертвований, будут стремиться уравновешивать ту и другую силы, тщательно учитывая как академический аспект, так и аспект финансирования, и таким образом добиваясь результатов.

Колледжу необходима поддержка широких масс. Если потенциальный жертвователь проявит равнодушие, убедить его поможет активная позиция общества. Если жертвователь стремится недолжным образом влиять на образовательную политику учреждений, общественное мнение может поддержать колледж в его намерении должным образом выполнять свои функции. Если какой-либо из двух этих факторов получит несправедливый перевес, то может возникнуть ситуация, когда ту или иную группу будут уламывать с помощью демагогии или высокомерия.

Однако существует и иное решение проблемы. С помощью пропаганды образования, направленной на повышение сознательности граждан страны, можно добиться повышения социальной сознательности влиятельных лиц как класса и получить новых Джулиусов Розенвальдов, В. Эвериттов Мейси, Джонов Д. Рокфеллеров-мл. и Уиллардов Стрейтов.

Многие колледжи уже ведут тонкую пропаганду, направленную на создание и поддержание активных связей с общественностью. В ходе работы с общественностью возникла особая техника, воплотившаяся в создании собственных информационных агентств колледжей. Объединившись между собой, эти агентства превратились в ассоциацию, члены которой каждый год встречаются для обсуждения своих проблем. Обсуждаемые вопросы могут быть связаны с распространением информации среди выпускников и с влиянием агентства на общественность вообще и на некоторые ее группы в частности; распространением информации среди будущих абитуриентов с целью их привлечения в конкретный колледж; поддержанием чести мундира с тем, чтобы колледж не ставил на первое место спортивные победы своих питомцев; распространением общей информации о ведущихся колледжем исследованиях с целью привлечения внимания тех, кто может им содействовать; формированием понимания целей учреждения и ведущейся в нем работы с целью привлечения пожертвований на конкретные задачи.

Семьдесят пять таких агентств ныне состоят в Американской ассоциации информационных агентств колледжей, в которую вошли также агентства колледжей Йеля, Уэллсли, Иллинойса, Индианы, Висконсина, Уэстерн Резерв, Тафтса и Калифорнии. Раз в два месяца выходит бюллетень, содержащий новостную информацию для членов ассоциации. Ассоциация ставит перед собой задачу поддержания этических стандартов своей профессии и стремится к плодотворному сотрудничеству с прессой.

Другие общества, такие как Национальная ассоциация просвещения, занимаются пропагандой более общих вопросов, связанных с образованием. Одна из целей этой пропаганды заключается в планомерном повышении престижа и благосостояния преподавателей. Случай Макэндрю позволяет привлечь внимание общественности к тому факту, что в некоторых школах учителя практически лишены свободы действий, а в ряде сообществ отбор преподавателей зависит не от их личных качеств, а от политических или религиозных факторов. Если информация о происходящем будет донесена с помощью пропаганды до общественного сознания и получит резонанс на уровне страны, это, несомненно, повлечет за собой улучшение тенденции.

Проблемы отдельных колледжей отличаются большим разнообразием и запутанностью, чем можно было бы предположить. Фармацевтический колледж при университете обеспокоен тем, что аптека перестала быть просто аптекой и превратилась в первую очередь в кафе, закусочную, книжный магазин и место продажи любых товаров, от канцелярских товаров до радиодеталей. Руководство колледжа понимает, что владельцу аптеки выгодно иметь место под закусочную, однако это приводит к снижению престижа древнего и почтенного искусства составления лекарств.

Университет Корнелла испытывает недостаток частных пожертвований. Почему? Да потому, что люди считают его государственным учреждением, получающим финансирование от штата.

Многие ведущие университеты Америки справедливо считают, что результаты их научной деятельности должны не только попадать в библиотеки и научные доклады, но и в популярной форме доводиться до сведения общественности. К числу таких университетов относится, например, Гарвард. «Недавно на первые страницы газет попал некий Гарвардский профессор, – рассказывает на

страницах Personality Чарльз А. Меррилл. – В течение нескольких дней в крупных городах нельзя было найти газеты, которая не написала бы о профессоре и о его открытии.

Он вернулся из научной экспедиции, проводившейся в Юкатане. Там ему удалось раскрыть тайну венерианского календаря древних майя. Ключ к загадке о том, каким образом майя вели отсчет времени, отыскался в их записях об астрономических явлениях. Сравнив эти записи с данными современной астрономии, профессор обнаружил, что временной отсчет этого индейского племени полностью совпал с данными о расположении планеты Венеры в VI веке до н.э. Цивилизация, существовавшая две с половиной тысячи лет назад в Западном полушарии, достигла небывалых высот, а современный мир вплоть до сегодняшнего дня и не подозревал об этом.

Интересно проследить путь, которым открытие профессора попало в популярные издания...

Если бы дело было пущено на самотек, эта информация могла бы и не появиться в печати, за исключением научных изданий, а понять объяснения профессора простому человеку было бы так же сложно, как если бы они были записаны иероглифами майя.

Сведения о древней цивилизации дошли до нас благодаря деятельности юноши по имени Джеймс У. Д. Сеймур... Кого-то это может удивить и шокировать, но самые старые и почтенные оплоты американской науки сегодня заводят пресс-секретарей, уподобляясь тем самым железнодорожным компаниям, всякого рода братствам, кинопродюсерам и политическим партиям. Факты неумолимы ... в стране едва ли найдется колледж или университет, который, с благословения руководства и профессорско-преподавательского состава, не обзавелся бы агентством по связям с общественностью. Агентства эти имеют собственного директора и штат ассистентов, а задачей их является установление плодотворных отношений с газетами, а через газеты – с публикой... Это идет вразрез со всеми существующими традициями. Самые старые образовательные учреждения лишь недавно решились на подобный шаг, резко контрастирующий с воззрениями старых научных сообществ. В течение многих веков занятие наукой было связано в первую очередь с затворничеством, закрытостью. Колледжи стремились сохранить свою изолированность от мира...

Колледжи никогда не одобряли интереса, который могли проявлять к их работе посторонние. Они еще кое-как, со скрипом допускали репортеров на церемонию присуждения степеней, но на том все и заканчивалось...

Если же сегодня репортер хочет взять интервью у профессора Гарварда, достаточно будет позвонить пресс-секретарю университета. Должность директора по связям с прессой в Гарварде пока не решаются учредить, но на практике секретарь с длинным обозначением должности выполняет именно эту функцию. В современном Гарварде этот человек играет важную роль».

Президент университета беспокоится о том, какой образ имеет его организация в глазах общественности – небывалое дело! И все же президент обязан следить за тем, чтобы университет занимал должное положение в обществе и в общественном сознании и достигал заданных целей, как в культурном, так и в финансовом смысле слова.

Если университет не производит на людей должного впечатления, причин может быть две: либо выбраны неподходящие или плохо используемые каналы связи с общественностью, либо что-то не так с самим университетом. Общественность получает однобокое впечатление об университете – значит, необходимо изменить его образ; либо же впечатление верно, а значит, весьма вероятно, что изменить нужно деятельность университета. В обоих случаях поставленная задача лежит в поле деятельности консультанта по связям с общественностью.

Недавно в Колумбийском университете было выстроено здание Casa Italiana, на открытии которого присутствовали представители правительства Италии. Здание символизировало высокий уровень изучения латыни и романских языков в этом университете. За много лет до того Гарвардский университет построил собственный музей Германии, который был торжественно открыт принцем Генрихом Прусским.

Во многих колледжах проводят различные открытые курсы, благодаря которым общественность может познакомиться с результатами работы колледжа. Конечно, о существовании этих курсов следует оповещать как можно большее число людей. Но возьмем другой пример, если курс неудачен с точки зрения отношений с общественностью, если он излишне абстрактен или сложен, результат его может быть совершенно противоположен желаемому. В этом случае консультанту по отношениям с общественностью следует не распространять информацию о проведении курса, а, прежде всего, позаботиться о том, чтобы курс был изменен и производил требуемое впечатление, соответствуя при этом научной позиции колледжа.

Принято считать, что деятельность университета или колледжа на 80% состоит из исследований в рамках подготовки к диссертации. Подобное мнение не способствует проявлению интереса со стороны общественности. Оно либо верно, либо неверно. Если оно неверно, значит, следует исправить ситуацию, обратив внимание общественности на работу по обучению студентов.

Если же 80% деятельности университета действительно сводится к подготовке диссертаций, из этого факта следует извлечь максимум. Президент должен проследить за тем, чтобы общественность узнала об открытиях, вызывающих наибольший интерес в массах. Организованная университетом экспедиция в библейские места может быть малоинтересна с научной точки зрения, однако, если в результате ученые смогут пролить свет на те или иные отрывки из Библии, экспедиция пробудит невероятный интерес в широких массах. Сотрудники биологического факультета могут охотиться за какой-нибудь неведомой бациллой, не имеющей ни малейшего отношения к человеческим болезням, но сам факт охоты за бациллой уже может быть преподнесен публике как нечто увлекательное.

Сегодня многие университеты охотно позволяют своим сотрудникам участвовать в исследованиях, представляющих интерес для общественности. Так, профессор Уилкокс из Корнелла помогает правительству подготовиться к переписи населения, а профессор Ирвин Фишер из Йеля приглашен на роль консультанта по вопросам денежного обращения.

Что касается этики, то ситуация с пропагандой в образовании обстоит так же, как с пропагандой в бизнесе или политике. Ею можно злоупотребить. С ее помощью можно излишне широко разрекламировать то или иное учебное заведение и внушить публике искусственно созданные ценности. Гарантировать, что этого не произойдет – невозможно.

Наши рекомендации