Численность административного персонала
Правительство стремилось сократить численность административно-управленческого персонала в народном хозяйстве СССР. И до войны, и после нее Совнарком специальными постановлениями запретил производить какие-либо реорганизации управленческого и хозяйственного аппарата, создавать новые организации и учреждения, изменять должностные наименования и должностные оклады без разрешения Государственной штатной комиссии (ГШК). Этот специально созданный государственный орган при правительстве СССР проводил большую работу по пересмотру штатов учреждений, организаций и предприятий всех общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, что позволило сократить численность управленческого и подсобного персонала в J947 г. на 778 тыс. человек, в 1948 г. - на 441 тыс. человек. Одновременно пересматривались штаты управленческого аппарата организаций республиканского и местного подчинения. В 1946 г. специальным постановлением Совмина СССР аннулировал вакантные должности управленческого персонала, в результате чего было закрыто в целом по стране 730 тыс. должностей.
Еще одним способом борьбы с ростом низового бюрократического аппарата было введение типовых штатов: если до войны действовало только три типовых штата, то в начале 1950 г. - 357. Штаты массовых организаций (больниц, роддомов, поликлиник, школ, библиотек, машинно-тракторных станции и пр.) были почти полностью типизированы.
Если нижние этажи учрежденческого организма народного хозяйства страны можно было сравнительно легко очищать от излишка бюрократической массы, то в центральном аппарате министерств и ведомств дело обстояло по-иному. Во-первых, их руководящий состав сам входил в основную номенклатуру ЦК КПСС, т.е. по существу, они являлись проводниками политики партии (директив Центра) в жизнь. Следовательно, они были неуязвимы как основной с точки зрения управления социальный слой; перемещения и увольнения, касавшиеся отдельных (пусть даже высших) фигур, не затрагивали их интересов как правящего социального слоя. Их перемещали - в сталинское время нередко вплоть до физического устранения, - но их же растили и берегли. Во-вторых, верхушка госаппарата имела собственную номенклатуру должностей, что давало им серьезные шансы в борьбе с очередным «крестовым походом» Центра против бюрократии. Иными словами, борьба с бюрократией проводилась руками самой же бюрократии и потому не могла иметь победного завершения. В докладе заместителя председателя ГШК Кузина «О работе по усовершенствованию и удешевлению государственного и хозяйственного аппарата», направленном Сталину в феврале 1950 г., отмечалось, что общая численность штатов центрального аппарата министерств и ведомств СССР составляла 101,5 тыс. человек (без МВС, МВД и МГБ) против 87 тыс. человек в довоенный период, т.е. увеличилась на 17% за десять лет.
Несмотря на рост образовательного уровня в стране, советским народным хозяйством по-прежнему управляли люди, не имевшие соответствующей профессиональной подготовки: по данным 31 министерства и ведомства СССР, из 18,4 тыс. экономистов и инженеров, работавших в центральном аппарате к январю 1950 г., половина не имела высшего образования.
Идеологическая подготовка кадров
Задача профессиональной подготовки и переподготовки чиновников воспринималась как очень актуальная. Особо серьезное значение придавалось руководством страны идейно-политическому (идеологическому) воспитанию партийно-советских работников государственного аппарата. Всего к 1950 г. в системе партийного просвещения занималось около 5 млн коммунистов и свыше 2,5 млн беспартийных. Среди работ, обязательных к изучению, были «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография». Общий тираж первой книги составил за 1938-1953 гг. 43 млн экземпляров на 67 языках, а второй - 17 млн экземпляров. «Краткий курс», согласно партийному постановлению, представлял собой «официальное, проверенное толкование основных вопросов марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований». По мнению главного партийного идеолога тех лет А.А. Жданова, «Краткий курс» должен был способствовать тому, чтобы «овладели большевизмом не только кадры пропагандистов, но и кадры советские, кадры хозяйственные, кооперативные, учащаяся молодежь...которые имеют непосредственное отношение к управлению государством».
В министерствах и ведомствах действовали, как правило, краткосрочные курсы переподготовки, на которых изучались та кие общественные дисциплины, как история ВКП(б) и политэкономия, диалектический и исторический материализм. Хотя нередко обучение носило для многих чиновников формальный характер, оно достигало своей главной цели - массированной, постоянной идеологической обработки населения, в том числе государственного аппарата, служащих.
2 августа 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников», в котором ставилась задача в три—четыре года охватить партшколами и курсами по переподготовке партийных и советских работников основные руководящие республиканские, краевые, областные, городские и районные партийно-советские кадры. Для работников областного, краевого и республиканского масштаба организовывалась Высшая партийная школа (ВПШ) на базе действовавшей Высшей школы парторганизаторов при ЦК ВКП(б). Для подготовки теоретических кадров партии образовывалась Академия общественных наук (АОН) при ЦК ВКП(б) с 3-годичным сроком обучения аспирантов, а также девятимесячные курсы для переподготовки преподавателей общественных наук.
Успехи Сталина в борьбе с аппаратом и бюрократией казались таковыми лишь на первый взгляд. Политические идеалы вождя, воплощенные в его последних работах и практических делах, принуждали советское общество решать нереальную задачу. Борьба СССР за роль мирового лидера все больше разводила в разные стороны народ и власть. Последняя не могла справиться даже со своими внутренними проблемами: ликвидация Сталиным многих крупных фигур из своего ближайшего окружения вела к постепенному «осереднячиванию» правящей элиты. Сохранялась довоенная модель экономического развития страны, основанная преимущественно на принуждении, ручном труде, количественных методах, непрофессионализме управленцев, число которых непрерывно росло. Особым свойством системы было то, что любое начинание в разных областях жизни страны сопровождалось (а часто только этим и ограничивалось) непременным ростом бюрократического аппарата. Так было в годы «культурной революции», когда особенно быстрыми темпами рос административный персонал социально-культурных учреждений, и в годы сплошной коллективизации, когда руководящий персонал на селе вырос почти в пять раз по сравнению с годами НЭПа. Так было и после войны, когда в ходе восстановления народного хозяйства происходил рост числа предприятий и Государственная штатная комиссия только за два года утвердила штаты административно-управленческих работников, почти 40 тыс. новых предприятий и организаций.
Как один из главных создателей советской государственной машины, Сталин реально представлял механизм ее функционирования, знал ее сильные и слабые стороны. Он имел полную информацию о людских и материальных ресурсах, их потерях, связанных с войной, о расшатанной финансовой системе и невиданном со времен НЭПа росте рыночной торговли в стране, которая угрожала основам советской экономики, знал об огромных размерах административного аппарата и укоренении системы кормленчества во всех его звеньях, что грозило системе невиданным социальным взрывом, знал о настроениях населения и надеждах на смягчение режима. Тем не менее он сделал ставку не на реформы, а на дальнейшее укрепление государственной машины. Он избрал репрессии в качестве главного средства воздействия на людей.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите исторические причины, которые обусловили господствующую роль КПСС в системе высших органов государственной власти и управления СССР.
2. Перечислите основные особенности советского политического режима и государственного управления после войны, раскройте их на конкретных исторических примерах.
3. Объясните, в чем заключались сильные и слабые стороны вождизма Сталина.
4. Дайте обобщающую характеристику партийно-советского государственного аппарата, отдельных советских деятелей послевоенного времени.
Рекомендуемая литература
Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952.
Каганович Л.М. Памятные записки. М., 1996. Микоян А.И. Так было: размышления о минувшем. М., 1999. Хрущев Н.С. Воспоминания: избранные фрагменты. М., 1997. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991. Историко-биографический справочник.М.,1999.
Куманев Г.А. Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства. Встречи, беседы, интервью, документы.М., 1999.
Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 1998.
Чернев А.Д. 229 кремлевских вождей. Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК Коммунистической партии в лицах. М., 1996.
©Попов В.П.,2003
Глава 14
ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ СССР
(1953 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 70-х гг.)
1. Начало реформ
Попытки проведения радикальных реформ управления. В послевоенный период в стране сохранялась без каких-либо серьезных изменений та система государственного управления, которая сложилась в 30-е гг. Между тем произошли существенные изменения как в положении СССР в мире, так и в его внутренней жизни. Советский Союз стал военной сверхдержавой, победителем во Второй мировой войне, обладателем ядерного оружия. Внутри страны нарастали противоречия между быстро развивавшимся промышленным сектором экономики, в особенности тяжелой промышленности, и сельским хозяйством. Послевоенные репрессии вызывали плохо скрываемое недовольство в среде партийной, государственной и военной элиты.
Смерть Сталина 5 марта 1953 г. повлекла за собой реформы различных сфер государственного управления. Эти события были предопределены существовавшей три десятилетия особой ролью Сталина как главы государства в партии. В новых условиях требовались иные организационно-управленческие подходы. Реформы затронули все важнейшие управленческие системы.
На совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, собравшемся в Кремле в последние минуты жизни Сталина, состоялся передел власти в пользу представителей той части высшей партийно-государственной номенклатуры, которые выдвинулись в 30-е гг. Главой государства, Председателем Совета Министров, стал Г.М. Маленков. Его первыми заместителями стали Л.П. Берия, получивший одновременно пост министра внутренних дел, Н.А. Булганин, получивший пост военного министра, В.М. Молотов, вернувший себе после смерти Сталина пост министра иностранных дел, Л.М. Каганович. Пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР получил К.Е. Ворошилов.
Особая роль представителей «старой сталинской гвардии» была закреплена изменениями в составе Президиума ЦК КПСС. Вместо прежнего, утвержденного после XIX съезда КПСС численностью в 25 человек, новый насчитывал 11 членов и 4 кандидатов в члены Президиума. Членами Президиума стали Маленков, Берия. Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Каганович, Микоян, Сабуров, Первухин. Кандидатами в члены Президиума - Шверник, Пономаренко, Мельников, Багиров. Секретарями ЦК стали С.Д. Игнатьев, П.Н. Поспелов, Н.Н. Шаталин.
Принципиальный характер имелипопытки четко разграничить полномочия высших государственных и партийных учреждений.14 марта - на девятый день после смерти Сталина — состоялся Пленум ЦК КПСС. На Пленуме было принято решение о нецелесообразности «совмещения функций Председателя Совета Министров СССР и секретаря ЦК КПСС». Глава Совета Министров Маленков, таким образом, не мог быть секретарем ЦК. Однако было бы преждевременно сделать отсюда вывод об ослаблении позиций Маленкова в руководстве. Следующими пунктами этого постановления было записано: «2. Председательствование на заседаниях Президиума ЦК КПСС возложить на тов. Г.М. Маленкова. 3. Руководство Секретариатом ЦК КПСС и Председательствование на заседаниях Секретариата ЦК КПСС возложить на секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н.С.».
Будучи главой исполнительной власти, Г.М.Маленков одновременно возглавил деятельность высшего политического института страны — Президиума ЦК КПСС. Работой аппарата ЦК КПСС должен был руководить Н.С.Хрущев, ставший секретарем ЦК и членом Президиума ЦК КПСС. В отличие от своих коллег он не получил никаких государственных должностей. Вместе с тем очевидно, что Хрущев, секретарь КПСС, оказывался в подчиненном положении по отношению к Председателю Совета Министров СССР – Маленкову. На этом этапе истории управления в СССР влияние государственного аппарата было выше, чем аппарата ЦК КПСС. Специальным постановлением Совета Министров СССР были расширены права министров СССР.
Свидетельством начавшихся серьезных перемен в политическом руководстве стало изменение отношения к памяти Сталина. Пропаганда по инерции еще призывала навечно сохранить память о Сталине — генеральном вожде и учителе, великом продолжателе дела Маркса — Энгельса — Ленина. Однако уже на следующий день после похорон, 10 марта, Маленков, выступая на Президиуме ЦК КПСС, подверг критике советскую печать, потребовав обязательно «...прекратить политику культа личности». П.Н. Поспелову, секретарю ЦК по пропаганде, было поручено контролировать прессу, а Хрущеву следить за материалами о Сталине, которые собирались публиковать. Были решительно свернуты попытки создать музей Сталина, остановлено издание его собрания сочинений. Решением Президиума ЦК КПСС было запрещено нести портреты «вождей» на первомайской демонстрации 1953 г.
Изменения в составе министерств и ведомств. Радикальные изменения были намечены и частично реализованы по отношению к министерствам и центральным ведомствам. Уже 15 марта 1953 г. произошло резкое сокращение числа министерств (количество министерств резко сократилось с 51, существовавших в 1952 г., до 25, образованных в 1953 г.). Оно затронуло главным образом связанные между собой отрасли оборонной промышленности и машиностроения. В Министерство машиностроения СССР вошли министерства: автомобильной и тракторной промышленности, машиностроения и приборостроения, станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения. В другое сохранившееся Министерство транспортного и тяжелого машиностроения вошли Министерство тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения, строительного и дорожного машиностроения, судостроительной промышленности. Новое Министерство оборонной промышленности включило в себя два из нескольких оборонных министерств — вооружения и авиационной промышленности.
Пересмотр карательной политики. Уже в первые недели после смерти Сталина были проведены масштабные акции по прекращению политических репрессий, направленных прежде всего против представителей элиты. В первых числах апреля 1953 г. «дело врачей» было официально отменено, ответственность за незаконные аресты была возложена на прежнее руководство Министерства госбезопасности. За этим последовали оправдания репрессированных деятелей авиационной промышленности и командования ВВС, конструкторов артиллерийской техники, партийных работников, пострадавших по «Ленинградскому делу», деятелей «Еврейского антифашистского комитета» и др. Эти решения были тем более важны, что они давали представителям партийно-государственной элиты известную гарантию от практики повторения массовых репрессий в будущем.
Были приняты меры по возвращению на родину людей, «незаконно выселенных с территории Грузинской ССР» на основании решений Особого совещания МГБ СССР. По предложению Берии готовились также предложения в ЦК КПСС о положении немцев, граждан СССР, высланных в годы войны в спецпоселения.
Наряду с реабилитацией обвиненных по отдельным политическим процессам Берия предложил внести ряд изменений в существовавшую тогда судебную систему. Он выступил с инициативой ограничения полномочий внесудебного органа - Особого совещания, проведения амнистии в стране. Из 2,5 млн заключенных были амнистированы около 1 млн человек, осужденных на срок до 5 лет за должностные преступления, престарелых, женщин, имевших детей до 10 лет, несовершеннолетних, тяжелобольных.
Из состава МВД СССР был передан в гражданские министерства целый ряд предприятий и строек: Дальспецстрой на Колыме, спецуправление Енисейскстрой, Главное управление горно-металлургической промышленности и др. Это привело к прекращению существования «великих строек коммунизма», обеспеченных практически бесплатным трудом узников ГУЛАГа. Среди них - железные дороги Салехард - Игарка, Байкало-Амурская магистраль, Красноярск — Енисейск, тоннель, который должен был связать материк с островом Сахалин, многочисленные гидросооружения — от Главного Туркменского канала до Волго-Балтийского водного пути. Им же была предпринята попытка передать ГУЛАГ — исправительно-трудовые лагеря и колонии с лагерным аппаратом и военизированной охраной в ведение Министерства юстиции СССР.
В первые месяцы после смерти Сталина определилось соперничество между тремя лидерами - Маленковым, Хрущевым и Берией. За последним не было поддержки партийного и государственного аппаратов. Внутри самого МВД продолжалось соперничество между двумя частями аппарата, унаследованными от МВД и МГБ. В этой среде не пользовались поддержкой мероприятия Берии по прекращению прежней карательной практики. Другим раздражавшим фактом для номенклатуры были его настойчивые попытки повысить удельный вес представителей «коренной национальности» в органах управления союзных республик. Участие Берии в репрессиях против военных стало причиной плохо скрываемого недовольства в рядах генералитета. Кроме этого, действия Берии воспринимались его «соратниками по руководству» как потенциальная угроза. Есть свидетельства того, что Берия готовил компрометировавшие материалы против Маленкова и Хрущева.
26 июня 1953 г. Берия был арестован прямо на заседании Совмина СССР. Его осудили по ст. 58 «за измену Родине и действия в интересах иностранного капитала» и расстреляли.
Налоговые реформы в сельском хозяйстве. Одной из острейших проблем начала 50-х гг. была острая нехватка продовольствия. Послевоенная колхозная деревня потеряла миллионы своих тружеников на фронтах Великой Отечественной войны. Работа в колхозах оплачивалась плохо. Крестьяне жили за счет своих подсобных хозяйств, но эти хозяйства были обложены высокими налогами. Неэффективность колхозного производства и непомерные налоги на личные подсобные хозяйства приводили к острой нехватке продовольствия. Даже в Москве существовали проблемы с обеспечением населения самыми необходимыми продуктами — хлебом, картофелем, овощами.
На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС были признаны серьезные проблемы в сельском хозяйстве. Пленум констатировал «нарушение в сельском хозяйстве принципа материальной заинтересованности работников в развитии производства». Он признал неоправданно высокими налоги, собиравшиеся с приусадебных участков, и указал на связь между этими налогами и снижением числа коров, свиней и овец в хозяйстве колхозников. В решениях Пленума были предусмотреныналоговые льготы, которые должны были способствовать восстановлению поголовья скота в подсобных хозяйствах. С колхозников, рабочих и служащих списывалась задолженность по обязательным поставкам продуктов животноводства.
Решения Пленума были оформлены соответствующими законами. В 1954 г. отменены налоги на владение коровами и свиньями, в 1958 г. - обязательные поставки продуктов сельского хозяйства с личных приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих. Были значительно повышены закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерновые. В период 1952-1958 гг. они выросли: на крупный рогатый скот - в 12 раз, на пшеницу — в 6 раз. Выросли и денежные доходы колхозников. Эти меры позволили несколько улучшить положение с продовольствием, способствовали развитию частного производства мяса, молока, овощей, молочных продуктов в крестьянских хозяйствах, непосредственно облегчили жизнь миллионов граждан СССР в городах и деревнях, создали благоприятные условия для ведения личного подсобного хозяйства по всей стране. Двенадцатого марта 1954 г. Маленков, выступая перед избирателями, сделал ряд важных заявлений. Он предложил изменить систему приоритетов в экономике и усилить финансирование легкой промышленности. Это означало попытку разорвать давнюю традицию преимущественного развития тяжелой промышленности, ее оборонных отраслей. Характеризуя международное положение страны, он заявил, что «Советское правительство стоит за дальнейшее ослабление международной напряженности, ... решительно выступает против политики холодной войны, ибо эта политика есть политика подготовки новой мировой бойни, которая при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации». Положение о том, что мировая война с применением ядерного оружия не будет иметь победителей и приведет к гибели человечества, было совершенно новым и противоречило военным доктринам, принятым в наиболее развитых странах мира о возможности победы в ядерной войне, в том числе и в СССР. Эти шаги политического руководства, отождествлявшиеся в сознании широких слоев населения с деятельностью Маленкова, сделали его в 1953—1955 гг., пожалуй, самым популярным человеком в стране.
Нарастание противоречий между высшими эшелонами государственной и партийной ветвей власти. Со второй половины 1953 г. обострилась борьба за власть между Хрущевым и Маленковым, за которой скрывалось противостояние государственной и партийной частей аппарата управления.
Первый секретарь ЦК Хрущев с начала 1954 г. предложил свой вариант решения продовольственной проблемы в стране. Если меры Маленкова по снижению налогового гнета стимулировали развитие частных подсобных хозяйств, то Хрущев решил осуществить программу создания «агрогородов», рабочие которых должны были работать на государственных предприятиях — в совхозах. Другой его инициативой стало «освоениецелинных и залежных земель» на востоке страны — в Казахстане, Западной Сибири, в Оренбургской, Курганской, Омской областях. Были вспаханы и засеяны 60 млн га земли, прежде использовавшиеся по преимуществу в качестве пастбищ. Многие тысячи людей переехали «на целину». Строились поселки, дороги, зернохранилища. После первых успешных лет земледельцы столкнулись с быстрым истощением почвы, с пыльными бурями. Потребовались специальные сельскохозяйственные технологии для ведения зернового хозяйства в таких условиях. Сельское хозяйство, которое за всю историю России и СССР всегда было источником инвестиций для государства, само превращалось в источник получения средств из бюджета, становилось дотационным.
Год за годом тема Сталина и участие его соратников в репрессиях все больше становились оружием в политической борьбе. Инициативу здесь захватил Хрущев, ставший из «просто» секретаря ЦК - Первым секретарем ЦК, раньше других понявший силу партийного аппарата. На январском Пленуме (1955) Хрущев обвинил Маленкова в организации «ленинградского дела». Благодаря этому Хрущеву удалось снять Маленкова с должности Председателя Совета Министров. На его место был назначен Н.А. Булганин. Первый секретарь ЦК Хрущев получил право вести заседания Президиума ЦК КПСС, большая часть которого состояла из заместителей Председателя Совмина и руководителей крупнейших министерств. Тем самым позиции партаппарата в системе управления страной укрепились.
В июле того же года объектом критики за прошлое, за следование в фарватере сталинской политики стал Молотов. Он был снят с поста министра иностранных дел и заменен Д.Т. Шепиловым, которого считали ближайшим помощником Хрущева. «Проблема Сталина» приобретала особый политический смысл и актуальность. И не Сталин в этот момент интересовал Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, а соратники Сталина и его, Хрущева, соперники. Впрочем, критика соратников была тайной. Однако логика политической борьбы требовала следующего шага — сказать об этом вслух. Борьба за власть толкнула Хрущева к его знаменитому выступлению на XX съезде. Заметим, что Хрущев выступал со своим «секретным докладом» перед делегатами съездауже после официального окончания съезда. Люди, писавшие Хрущеву проект его доклада (секретарь ЦК Поспелов, заместитель председателя Комитета партийного контроля Комаров, секретарь ЦК Аристов и кандидат в члены Президиума ЦК Шверник), сделали все, чтобы свести вопрос о репрессиях ко временам 30-х гг. Виноватыми объявлялись Сталин и наркомы внутренних дел Ежов и Берия. Тщательно обходился вопрос об участии в репрессиях Маленкова, Молотова, Ворошилова, Кагановича и, конечно, самого Хрущева.
Редактируя и переделывая проект доклада, Хрущев сделал главными «антигероями» советской истории не только Сталина, Ежова и Берию, но и своих коллег по Президиуму ЦК Маленкова, Молотова, Кагановича. Он настоял на том, чтобы текст доклада прочитали во всех партийных организациях, во всех крупных предприятиях. Повсеместно стихийно начиналось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии, кто, кроме Сталина, ответствен за преступления недавнего прошлого, кто из тогдашних политиков должен был отвечать за это. По всей стране прокатились митинги студентов — от Иркутска и Томска до Ленинграда. В Грузии, где доклад был воспринят как нападки на великого грузина Сталина, 5-9 марта 1956 г. прокатились беспорядки в Абхазии, вылившиеся в столкновения грузин и мингрелов с русскими, армянами и абхазами. В Тбилиси пик беспорядков пришелся на 9—10 марта. «Секретный доклад» повлиял на «лагерь социализма», подтолкнул проявления массового недовольства в Польше и Венгрии.
Власть заметалась. От планов углубить критику «периода культа личности», провести летом специальный Пленум (с резко антисталинским докладом должен был выступить маршал Г.К. Жуков) перешли к постановлению ЦК 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», построенному по незамысловатому принципу: «с одной стороны» — великий революционер, «с другой стороны» — некоторые ошибки.
В этих условиях пошатнулись позиции и самого Хрущева. Он становился все более опасным для старых членов Президиума — Маленкова, Молотова, Ворошилова, Кагановича и др., последовательно выдавливая их из власти. Более молодых членов Президиума тревожила склонность Хрущева к авантюрам в управлении государством. Было и активное неприятие и опасение последствий антисталинской риторики Первого секретаря ЦК КПСС.
Противники Хрущева в Президиуме ЦК КПСС, являвшиеся в большинстве своем заместителями Председателя Совмина СССР, подготовили попытку его смещения с поста Первого секретаря ЦК КПСС 18 июня 1957 г. Неожиданно для Хрущева было собрано заседание Президиума. Большинство его членов - Маленков, Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин — потребовали отставки Хрущева. Однако Хрущеву удалось затянуть процедуру отставки. Аппарат ЦК КПСС вызвал в Москву первых секретарей обкомов партии и других членов ЦК КПСС. Генералитет во главе с маршалом Жуковым потребовал от членов Президиума немедленного созыва Пленума ЦК. 22—29 июня 1957 г. на Пленуме Хрущеву удалось заручиться поддержкой армии и местного партийного аппарата. Маршал Жуков, а следом за ним и сам Хрущев смогли убедить членов ЦК, что возвращение к власти Маленкова, Кагановича, Ворошилова — главных исполнителей, а часто и инициаторов репрессий — приведет к возобновлению террора и его жертвами могут стать секретари обкомов. Кроме того, осуществление планов заговорщиков - отменить пост Первого секретаря ЦК КПСС - могло привести к ликвидации постов первых секретарей обкомов.
Итогами неудавшегося заговора стало:
— повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат. Первый секретарь ЦК Хрущев стал в феврале 1958 г. Председателем Совмина СССР;
— отставка в октябре 1957 г. Жукова, обвиненного на Пленуме ЦК КПСС в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. Отставка Жукова означала устранение армии из политической жизни страны и установление всевластия партийного аппарата;
— ослабление влияния таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, КГБ СССР; повысило роль отделов аппарата ЦК КПСС;
— установление в политической практике определенных гарантий для представителей высшего слоя партийно-государственной номенклатуры; отказ от применения в широких масштабах террора как способа управления.
Совнархозы. Попытка сократить число министерств, предпринятая весной 1953 г., оказалась неудачной. Их количество продолжало увеличиваться. В конце 1956 г. на декабрьском Пленуме ЦК КПСС обсуждалась проблема, как укрепить централизованное планирование промышленности, централизованный контроль над ней. Этот курс в руководстве КПСС связывался с деятельностью члена Президиума ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совмина СССР М.Г. Первухина. Однако к декабрю 1956 г. стало ясно, что составленный под его руководством амбициозный пятилетний план, принятый XX съездом КПСС, оказался нереалистичным.
В начале следующего, 1957 г. Н.С. Хрущев направил в Президиум ЦК КПСС записку «Об улучшении руководства промышленностью и строительством». Была создана комиссия, куда вошли члены Президиума, секретари ЦК, секретари обкомов партии, министры. Предложения Хрущева были вынесены на февральский (1957) Пленум ЦК. В высшей степени радикальные, они меняли весь прежний порядок управления промышленностью. «В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства, — сообщалось в тезисах доклада Хрущева на Пленуме, — необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях ... следует перейти от прежних ... форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления могут быть, например, советы народного хозяйства (совнархозы)». Предложения Пленума были утверждены в форме Закона «О дальнейшем совершенствовании организации промышленности и строительства» от 10 мая 1957 г. Верховным Советом СССР, узаконившим переход от вертикального управления — через министерства — к территориальному, через специально созданные совнархозы. Значительное число союзных ведомств упразднялось.
Ключевым звеном становилисьсоветы народного хозяйства экономических административных районов. Совнархоз - это, во-первых, территория, объединенная единством управления экономикой. Границы этой территории в Российской Федерации совпадали с автономными республиками, краями и областями. В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине - 11, в Казахстане - 9, Узбекистане — 4, по одному - во всех других союзных республиках. Во-вторых, совнархоз — это коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на этой территории. В структуре этого учреждения, кроме самого Совета народного хозяйства -руководящего органа — были еще производственно-отраслевые управления, создаваемые по отдельным отраслям промышленности, и функциональные отделы — транспорта, финансовый и некоторые другие. Централизованное управление оставалось только для наиболее наукоемких и важных отраслей военной промышленности. При этом по-прежнему осуществлялось централизованное планирование. Госплан СССР был не только сохранен, но и расширен.
Экономические последствия создания совнархозов уже в первые годы были положительными. Уменьшились затраты на транспортировку сырья и продукции, усилились кооперационные связи предприятий, расположенных на одной территории. Сложнее и противоречивее оказались социальные последствия организации совнархозов. Конечно, эти реформы вызвали негодование столичной бюрократии. Рушились складывавшаяся десятилетиями управленческая вертикаль наркоматов-министерств, а вместе с ней и рабочие места министерской номенклатуры. Перспектива покинуть Москву, чтобы работать в совнархозах, была и нежелательной, и не слишком реальной — там были свои кандидаты на руководящие должности. В то же время местные партийные, хозяйственные элиты видели в ликвидации министерств расширение своих собственных возможностей. В выигрыше оказывались производственники. Непосредственно в руководство совета народного хозяйства входили председатель совнархоза, его заместители и начальники управлений и отделов совнархоза. В апреле I960 г. Совмин СССР принял постановление, по которому в состав руководства совнархозов входили также директора крупнейших предприятий и строек. Заметим, здесь не было представлено места партийному начальству обкомов партии. Конечно, связи между совнархозами и обкомами существовали, но они нормативно не предусматривались. Возникала ситуация, когда хозяйственники оказывались относительно самостоятельными по отношению к обкомам.
2. Нарастание проблем в управлении страной в конце 50-х ~ первой половине 60-х гг.
Политика в области сельского хозяйства. Весной 1957 г. Хрущев провозгласил главной задачей страны в области сельского хозяйства«догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла надушу населения». Хрущев не скрывал, что победа в таком соревновании станет одним из решающих условий доказательства исторической неизбежности победы социализма. «Это будет нашим большим завоеванием, - говорил он. — Ведь сейчас США действуют на психику людей всего западного мира своим объемом производства. Отсталые в экономическом отношении страны просто трепещут и даже не помышляют о том, что они могут сравниться с Америкой. А вот Советский Союз, народы в прошлом отсталой России, взявшие власть в свои руки, построили хозяйство на социалистических основах ... и получили возможность поставить вполне реальную задачу - догнать и превзойти США по уровню производства на душу населения». Этот лозунг «персонифицировал» политику Хрущева. Отсюда лихорадочные попытки любыми путями увеличить производство хлеба, мяса и молока. Порой эти реформы были не лишены смысла, могли бы оказаться даже полезными, однако они проводились в спешке, без всякой подготовки, сопровождались принятием противоречивших друг другу решений и поэтому не только не улучшили, но, напротив, ухудшили положение деревни.
4 июня 1957 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об отмене сельскохозяйственных поставок хозяйствами колхозников, рабочих и служащих» с 1 января 1958 г. Оно вполне соответствовало прежним решениям о снижении налогообложения крестьян, принятым после сентябрьского (1953) Пленума ЦК КПСС. Однако уже 20 августа 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Следствием этого стало резкое сокращение поголовья скота в стране; миллионы семей, прежде сами обеспечивавшие себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов.
Хрущев пытался внедрять в сельское хозяйство новые сельскохозяйственные культуры, агротехнические приемы, удобрения, часто совершенно не считаясь ни с конкретными условиями ведения сельского хозяйства на просторах огромной страны, ни с традициями местного насе