Расчистить фронт культуры от осколков пережитков разгромленного национализма
Т.Жургенов
«Надо иметь в виду, что рост < … > Советского государства будет усиливать сопротивление последних остатков умирающих классов. Именно потому, что они умирают и доживают последние дни, они будут переходить от одних форм наскоков к другим , боле резким формам наскоков6 апеллируя к отсталым слоям населения и мобилизую их против Советской власти. Нет такой пакости и клеветы, которую бы эти бывшие люди не возвели на Советскую власти вокруг которых не попытались бы мобилизовать отсталые элементы. На этой почве могут ожить и зашевелится разбитые группы старых контр - революционных партии во-вров меньшевиков, буржуазных националистов центра и < … >, могут ожить и зашевелиться осколки контрреволюционных оппозиционных элементов из троцкистов и правых уклонистов. Это, конечно не страшно. Но все это надо иметь в виду, если мы хотим покончить с этими элементами быстро и без особых жертв». («Вопросы ленинизма», изд. 10-ое, стр. 510)
Это тональное указание товарища Сталина, сделанное в начале 1933 г., сохранило свою исключительную актуальность и условных позной победы социализма, в условиях Сталинской Конституции.
Факты последних лет в сочню понизили, что фашисты нашли себе вернейших псов в лице троцкистско-чокаевских мерзавцев и бандитов. Факты последних лет ясно показали что разгромленные наголову буржуазные националисты, сомкнувшись троцкистской нечистью, вкупе и влюбе с нею, по указке фашистских хозяев, идут на всякие пакости против Советского Союза, против цветущих национальных республик. Они продались интервентам и по их прямым заданием ведут подрывную работу путем диверсий, шпионажа, утонченного и оголтелого вредительства в промышленности, сельском хозяйстве на идеологическом фронте.
Достаточно привести пример троцкистского мерзавца Кельмантона, вредительствовавшего в цветной металлургии вкупе и влюбе с националистом Бекарисовых агентом белого эмигранта небезызвестного предатели казахского народа Мустафы Чокаева, чтобы отчетливо видеть, до какой пакости и мерзости доходит этот оголтелый сброд в своей борьбе против возрожденного казахского народа6 против социалистической Родины7Но надо забывать, что, вербуя себе кадры диверсантов, шпионов и.т.д., троцкистско-чокаевские бандиты всячески отравить сознании, молодежи ядом контрреволюционного национализма и таким путем захватить ее в свой сети.
Преобразование Казахстана в Союзную республику послужить титанским рычагом для нового, еще более мощного подъема и расцвета национальной социалистической культуры казахского народа. И нам надо быть особенно бдительным для того, чтобы национальная по форме культура росла и дальше, как культура дополнило социалистическая по содержанию как культура все более и более утверждающая и укрепляющая завоеванное великое интернациональное братство народов, ленинско-сталинской интернационализм.
Два слова об истории националистического вредительства на идеологическом фронте.
Тов. Мирзоян в своей речи на ІХ съезде Советов Казахстана приводил разговор тов. Сталина с Букейхановым. Он говорил: «Летом т. Сталин рассказывал, что у него в 1919 г. был один из лидеров казахской буржуазно-националистической партии – некто Букейханов. Этот Букейханов пришел к тов. Сталину и начал говорить о том, что, мол, казахский народ обречен на гибель и вымирание, это – народ, у которого нет перспектив и роста он не может и не будет. И на вопрос тов. Сталина: «Почему вы так думаете?» - он ответил: «Вы представляете себе, у этого народа даже в лексиконе нет слова «движение». Англичанин, например, когда говорит, что через каждые два слова произносит – иду делать. Это, говорит, англичанина характеризует, как человека дела. А у нашего народа, у казахов, нет этого слова». Тов. Сталин его высмеял и сказал, что если бы пролетарская революция не победила, если бы скажем, буржуазный строй еще продлился бы лет 50-60, то, несомненно, что господства буржуазии привело бы к вымиранию казахского народа но при советском строе этого быть не может. Наоборот, при советском строю обеспечен расцвет этой национальности, расцвет казахского народа».
Блестяще оправдалось гениальное сталинское предвидение! Казахский народ не только освободился от ужасов вымирания, нот руководимый партии Ленина-Сталина за короткий период организовал строительства социализма и создал свою национальную социалистическую культуру.
Болтовня Букейхана о, якобы, бесперспективности казахского народа не оригинальна. Все без исключения деятели антинародных движении, которые когда-либо были в казахской степи, сходились на этой, по их мнению, аксиоме, все они не верили в возможность самостоятельного развития казахов. И эти люди, не краснея, называли себя «друзьями народа».
Деятельность этих «друзей» выражалась в намеренной задержке развития экономики и культуры народа, в посильной помощи царизму подавлять все живое в казахской степи. Они поддерживали всю колонизаторскую политику самодержавия. Не лишне напомнить, что «основоположник» «плен» бесперспективности казахского народа Чокан Валиханов неоднократно выполнял роль царского шпиона в Западном Китае.
История контрреволюционной алаш-орды является сгустком всех отвратительных, мерзких, предательских традиции феодальной верхушки аула. Разбитые в открытом бою алаш-ординцы стали после победоносного окончания гражданской войны прибегать к тактике подрывной работы внутри советского аппарата к двурушничеству.
Руководство т. Голощекина проявляло беззаботность в отношении различных проблем культурного строительств. Его не интересовало такие, например, «детали», как искусство, казахский литературный язык, аульная школа. Этим воспользовались алаш-ординцы. Отдельные участки культурного фронта оказались у них на откупе. Своей вредительской работой контрреволюционные националисты пытались сорвать братское сотрудничество казахских трудящихся с русским пролетариатом.
«Сезонные» выкрики по адресу алаш-ординцев, чем кичились в свою время руководители того периода, напоминали по сути делу позу знаменитого крыловского повара. Это было пустое махание руками, в то время, когда «Васька», завладевший отдельными участками культуры, «слушал, да ел».
* * *
«Организация» мероприятий по созданию казахского национального искусства была поручена в 1926 – 28 г.г. сподвижнику Закии Валидова и Муствфы Чокаева шпиону, некоему Дильмухаммеду Адилову. Этот субъект был первым директором первого казахского театра. Вплоть до своего ухода в бандитскую шайку (за что был расстрелян) он «руководил» национальным искусством. Какие только неслыханные вещи не творили националисты, завладевшие этим участком!
Отдельные элементы национального искусства по образу и подобию этих реакционных националистических элементов искажались до неузнаваемости. Они передавались в злостно и нарочито перевранном виде. Это же лжеискусство становилось в их руках орудием дискредитации советской культуры.
Чтобы понять – каких чудовищных размеров достигла тогда вредительская работа националистов, достаточно привести такие примеры:
Всему культурному миру теперь известно огромное богатство казахского фольклора, музыки, песня. Это богатство – не только содержания, но и богатство форм, оттенков, стили. Скрыть этого нельзя было никакими < … >, а тем более дырявым покрывалом националистов. А скрыть это им хотелось. И вот они прибегают к хитрому способу. Под прикрытием «левацких» выкриков – они не просто коверкали содержание и форму народного творчество и образцов классическая искусства, а коверкали так, что народное творчество дискредитировалось.
Так же обстояло дело и с «переработкой» и «переводами» образное классической поэзии. Всем известна, например, замечательная ария и оперы «Евгении Онегин» - «Любви всю возрасты покорны». Такие же соответственно вещи из казахской классической поэзии «осовременивались» буквально следующим образом: «Колхозам все покорны, порывы совхозов благотворны». В таких издевках над классиками и злопыхательства в отношении совхозов и колхозов классовый враг «отводил» свою душу.
Решительный и смелый шаг в области развития национального искусства, сделанный в последние годы, с невиданной еще силой поднял творческие возможности казахского народа в области создания своего советского искусства.
Но националистические попытки задержать его в оковы национальной ограниченности – дают о себе знать и теперь. Больше того! - По своему истолковывая преобразование Казахстана в Союзную республику, эти темные силы кой-где даже активизируются.
Успехи казахского искусства, достигнутые за последние годы, ставят перед нами новые задачи. Наряду со всемерных углублением и расширением работы по освоению культурного наследия народы, мы должны энергичной работать над развитием народного творчества, над тем чтобы сделать достоянием масс искусство братских народов нашей социалистической Родины, над искренним овладением высотами мирового искусства.
< … >
< … >
Или еще один казались быть маленький штрих. Витя < … > враги казахского искусства – националисты, для своей < … > работы выбирают и такую тактику – пытаются воскресить < … >врегительные приемы ханств и байств, жертвой которых в свою время < … > талантливый певец Амре Кошаубаев, затянутый в < … > бытового разложения. Они таскают отдельных неискушенных артистов по домам на вечеринки, захватывают, вовлекают, которые еще не распознали, что враг этими «действиями» хочет всадить нож в самый плодотворный корень распускающего свои листья казахского советского искусства, погубить его кадры.
* * *
Подрывная работа националистов в организации просвещении идет прежде всего, по вопросам терминологии, языка и школы.
Националисты и по сей день делают все, чтобы задержать развитию казахского языка, чтобы направит его по ложному пути, добиваясь и здесь отрыва казахского народа от общего хода пролетарской революции, отрыва казахской культуры от великой социалистической культуры русского народа.
Мы в свое время подробно разбирали националистические контрреволюционные проделки в области терминологии, языка и литературы. В данном случае нет надобности поэтому останавливаться еще раз на всех подробности. Надо предупредить, что и сейчас еще есть факты вредительства на этих участках.
Задача наша и в первую очередь Наркомпроса, состоит в том, чтобы расчистить фронт школы от тех учебников, где националисты тихой < … > протащили свои установки в отношении терминов, языка, истории казахского народа, литературы и.т.д.
В учебнике Ахмедова (учебник казахского языка в русских школах) слово «демонстрация» переведено как «забастовка». В учебнике биологии те, или – «окрашивание» переведен как – «запустить». Эти примеры можно умножить ы десятки раз и за счет ряда других учебников.
Заслуживает специального внимания вопрос об издании учебников казахской литературы. Виднейшие представители алаш-орды, как «языковеды» и «литераторы». Под их дудочку многие наши работники, особенно в период 1929-1933 гг., в своих ответственных выступлениях зачастую освещали историю казахского народа и алаш-ординском толковании, указывая, например, что алаш-орда, якобы, играла прежде (и даже в 1916г.) прогрессивную роль известно немало националистических попыток классическое наследие казахской литературы или подлинное народное творчество отождествить с ханским, байским, алаш-ординским «творчеством».
Попытки протаскивания националистических взглядов в оценке прошлого, в истории казахского народа имели место и в последнее время. Именно этот вопрос стоял, когда шел разговор о снятии со сцены казахского театра пьесы «Хан Кене». Об этом говорят и ошибки отдельных преподавателей на уроках истории казахской литературы. Преподаватель школы № 12 в г. Алма-ата Касымов на уроке в VІ классе выбрал для разбора стихотворение одного нашего писателя, написанное им до Октябрьской революции, и трактовал его так, что совершенно замазывалось героических участие казахских масс в борьбе за советы. Вместо того, чтобы рассказать казахским детям об Амангельды Иманове и других героях гражданской войны, проповедовались троцкистско-алаш-ординские клеветнические «теории».
Из трудов казахской литературе, кроме хрестоматий для V-VІІ классов и учебника для VІІ класса, имеется 2-3 исследовательских работы, в которых немало искожений. В этом смысле особо выделяется «учебник по казахской литературе ХІ, Х веков» для VІІ класса, составленный Жолдыбаевым и другими. (Издан Казиздатом в 1933 г.). Здесь литературный материал так подобран, что он называет огульное отрицательное отношение ковсем литературным явлениям и деятелям прошлого, за исключением разве шовинистических высказываний придворного певца Хан-Кене, которые прославляются. Зато учебник старается вывести чистеньким даже такого писателя, как Шантирей – писателя царедворца. А о поэте Махамбете, который в своих произведениях отражают борьбу в казахской степи против ханства и ханского строя, учебник пишет, что он, якобы, был представителем реакционного класса.
Известно, какое место занимают в казахской литераторе предетавители, так < … >, мусульманской школы. Они, прежде всего, поддвизалсь, как агитаторы ислама, мистики, последователя Суфи. Отсюда понятио, какого тщательного разбора требует оценка каждого представителя этой школы в отдельности и творчество их в целом. Одним из крупных представителей этой школы является видный писатель, поэтмистик мулла Аубакир. Учебник знакомние читателя с Аубакиром, как с представителем «маленького класса (!), который не имеет еще определенного места в истории». (стр. 102) Так политически безграмотно освещают авторы целую полосу в истории мусульманства!
В хрестоматии для VII класса без всякого разбора и критики приводится произведение Аубакира, в котором выражено (все мракобесие средневековья и роторов перекликается теперь с фашистами человеко-ненамиистическим бредом.
Само собой ясно, какое «воспитание» может получить отсюда учащийся! Националистическая литература в учебнике оценивается, как литература, которая, якобы, призывала казахскую общественность к национально-освободительному движением трудящихся.
К сожалению, этот и многие подобные ему учебники и поныне находится на книжных лодках библиотек, в вузах, школах.
Нельзя не отметить и того, что здесь, так сказать, «на помощь» учебникам приходит и некоторые маститые казахские писатели, который издают полные собрали своих произведений с заключением в них всех своих ошибочных и часто вредных статей и рассказов, целеком перепичатывая даже все то, что было написано ими < … >октябрьские годы.
Весною 1935 года крайком BKП (б) вынес решение о казахской литературе, в котором дается резко отрицательная оценка отдельных пособии и учебников. Перечисляя эти ошибки крайком указал, что блогодоря им «учащиеся, вместо должного ознакомления с казахской литературой и правильного представления об отдельных этапах ее развития, отличают извращенное понятие, объективно способствующее идеализации носителей алаш-ордынской идеологии в литературе и культуре».
Это решение крайкома представило перед нами задачу дать научный марксистской учебник казахской литературы. Этот труд должен, был быть написан. К сожалению, ни один из товарище, которым это дело было поручено, не потел дальше переделки старых учебников и хрестоматий. Не понимают или не хотят понять эти товарищи, что за задержка составления этого учебника объективно способствует распространению националистических взглядов в области казахской литературы.
Плохо не только с учебниками по литературе. Мы не имеем порядочных учебников и по казахскому языку, не имеем разработанной грамматики казахского языка. Это наносит огромный ущерб нашей школе.
Некоторые из существующих учебников неправильно ориентируют в вопросах языковедения и принципов построения и развития казахского языка, распространял отметенные марксистским языковедением старые антизвучные и контр революционные теории.
В этих условиях понятно, какую услугу объективно оказывают контрреволюционному национализму те товарищи, которые не называют своих обязательств на составлению учебников и грамматики казахского языка.
Отдельные научно-исследовательские учреждения и научные работники мало занимаются разработкой вопроса казахского языка и национальной культуры. Отчасти это происходит и потому, что далеко не нажита в наших научных учреждениях затхлан система отношении к труду и работников друг к другу, система, которая прикрывается круговой порукой, нежеланием кого-нибудь тронуть, задеть, нежеланием «выносить сор на избы».
При существовании нормальной школы все другие области культуры получают правильное развитие. Школа здесь важнейшее звено.
Вредительская работа националистов в этой области заключалась и заключается до сих пор в попытках навязать аулу «самобытные» школы отличные от структуры советской школы и тем самым отрывающие школу Казахстана от системы народного образования в Союзе. Нужно признать, что националисты действовали здесь не безуспешно. Мы имеем в виду организацию и упрочнение в 1929-1933 гг. так называемых школ двухлеток, последние которых тяготеет над нами и до сих пор.
Система школ двухлеток была перенята алаш-ордынуами от старой царской системы «образования < … >». Пресловутая двухлетка неизбежно приходила к диспропорции между потребностями вузов и наличием подготовленных людей к приему в них.
Известное решение крайкома «Об упорядочении структуры школ Казахстана и выращивании казахской средней школы» - направлено на окончательную ликвидацию последствий ошибок в области школьного строительство. В результате мы имеем сейчас в Казахстане 48 средних казахских школы, 237казахских неполных средних школ: число казахских одно и двухлеток сократилось до 14против 41,9 проц. в 1934-35 г., число же полнокровных 4 классных казахских начальных школ поднялось до 42,1проц. Против 13 проц. Но и это, конечно, только начало. Фронт школы – отстающий у нас участок.
Начавшийся подъем школьного дела в Казахстане, достигнутый за последние годы, во многом объясняется и организацией ряда мер, диктуемых специфическими условиями аула, которые игнорировались прежде. Мы имеем в виду, например, организацию школ-интернатов в животноводческих районах. Понятен яростный характер этих националистов против школ-интернатов.
В укреплении школы решающую роль играет улучшение состава наших педагогических кадров. Известно, что в свое время учительские кадры крайне засорились националистическими элементами. Остатки этих элементов кое-где еще сохранились.
В < … > разоблачены факты извращении учебной и воспитательной работы в школах, разоблачены контрреволюционные троцкистские и националистические элементы, несущие одновременное с собой и все реакционные пережитки прошлого.
Эти < … > школьного фронта являются, например, организаторами женитьбы на малолетних. Директор средней школы имени Карла Маркса, Кувского района, Алпысбаев женился на своей малолетней ученице и организовал в отделах школы на глазах всех учащихся дикую пьянку.
Такие факты мы имеем и в других районах там, где в среду учительства пролезли муллы, бывшие переводчики и другие вражеские силы.
Враги народа и революции – троцкисты, алаш-ордынцы – ведет кое-где ничем неприкрытую вредительскую работу. Учитель Нурмашев, на уроках в жана-талаской школе, Кзыл-тусского района «проповедовал» отожествление марксизма... с исламом. В актюбинском учительском институте открыто провоцировалось межнациональная рознь между студентами. Учитель кунгараленской школы, Октябрьского района, Мирзахметов систематически разучивает между детьми националистические алаш-ордынские стихи. Этого «учителя» удалось обнаружить и выгнать. А сколько еще необнаруженных таких прохвостов!
Казахская советская школа должна воспитывать людей в духе ленинско-сталинского интернационализма, беззаветной любви к Родине, людей, страстно стремящихся овладеть наукой, людей, жизненное поведение которых определяется великими идеями Сталинской Конституции. Нечего рассказывать, что для этого необходимо беспощадно очистить школу от троцеистско-алаш-ордынской мрази.
* * *
Велики достижения возрожденного гением Сталинаказахского народа во всех областях хозяйства и культуры. Новые ярчайшие горизонты открыты перед нами Сталинской Конституцией и преобразованием республики в Союзную. Но нельзя забывать, что разгромленный враг еще не < … >оқылмайды , что, сомкнувшись с фашизмом, действуя по его заданиям, троцкистско – националистическая мразь идет на любую мерзость и подлость на культурном фронте троцкистско-чокаевская агентура выступает в качестве реставраторов самых диких, варварских черт средневекового мракобесия, пытается отварит молодежь ядом контрреволюционного национализма. Эта контрреволюционная сволочь непрочь по своему истолковать и использовать и такое гигантское наше завоевание, как преобразование Казахстана в Союзную республику.
Быть на-чеку на всех участках! Быт на-чеку на фронте культуры. Удесятерить бдительность! Расчистить! Расчистить фронт культуры от осколков и пережитков национализма! В этом задача дня.
«Казахстанская правда», 1936, декабрь.