Основные этапы становления и развития федеративного устройства РФ

Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, федерализм в официальных кругах никогда не признавался. Но элементы автономии можно было найти в статусе Финляндии и Польши до 1917 года (стали независимыми государствами, использовав свои права на самоопределение).

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 25.01.1918, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик.

Принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: Россия, и позже СССР на деле преимущественно были централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип унитаризма.

РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научному потенциалу. В не входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов. По Конституции РСФСР 1978 года Верховный Совет РСФСР был в 1990 — 1993 годах двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. Конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета министров РСФСР. Но края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом подчинялись центру. Если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшиеся у автономных республик, областей и округов, то можно сказать, что во всем остальном Россия оставалась унитарным государством.

Этапы современной история российского федерализма:

1 этап — июнь 1990—август 1991 — «Революция или парад суверенитетов» —

2 этап — сентябрь 1991—декабрь 1991 — «Распад СССР» — в результате событий августа 1991 сорвался процесс формирования союзных отношений был предложен союз по типу конфедерации

3 этап — декабрь 1991—март 1992 — «Федеративный договор — поиск компромисса» — работа над созданием Федеративного договора..

10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31.03.1992. Договором признается суверенитет республик в составе РФ. Субъектами РФ были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург. Существенно расширены права всех субъектов РФ.

4 этап — апрель 1992 — 12.12.1993 — «От конфедерации к конституционной федерации» — подготовка и принятие Конституции РФ.

5 этап - 12.12.1993 по настоящее время - «Укрепление российской государственности» — углубление и расширение межрегиональных связей в стране; начавшийся процесс десуверенизации (приведение законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ).

Особенности Российского федерализма:

· Россия была провозглашена федерацией в конституции

· Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной

· Россия создавалась как ассиметричная федерация

· Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам

· Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава

· Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

Правовая природа и конституционные принципы федеративного устройства РФ

Принцип государственной целостности означает, что Россия является единым государством, а не простым соединением ее отдельных частей. Территория каждого из 89 субъектов Федерации находится в составе Федерации, являясь ее неразрывной частью. Это исключает возможность расчленения территории Федерации. Последняя обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Принцип единства системы государственной власти — логическое следствие того, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов вытекает из конституционного разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти разного уровня осуществляется согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ посредством Конституции РФ, Равноправие в государственном устройстве как принцип государственного устройства означает равноправие, во-первых, народов, а во-вторых, субъектов Федерации.

Самоопределение народов является не только конституционным, но и принципом международного права. Такое качество придают ему Устав ООН, Международные пакты о правах человека. Все народы имеют право на самоопределение, т.е. право на свободное установление политического статуса и на свободное обеспечение экономического, социального и культурного развития.

Территориальный и национально-территориальный принципы Построения Российской Федерации. Одни субъекты Федерации (57) образованы по территориальному принципу. К этой группе относятся края (6), области (49), города федерального значения (2). Другие субъекты образованы по национально-территориальному принципу (32) и представляют собой ту или иную форму национальной государственности: республики (21), автономная область (1), автономные округа (10). Национально-территориальные субъекты в отличие от территориальных субъектов не только вместе с Федерацией обеспечивают самоопределение многонационального сообщества россиян, но и служат государственной формой самостоятельности титульных для них народов (народов, давших имя соответствующим субъектам Федерации). льно-культурных формах.

Наши рекомендации