Правовой статус воздушного судна и экипажа
Воздушное судно обладает национальной принадлежностью по факту его регистрации в каком-либо государстве. Принцип национальной принадлежности создает публично-правовую связь между государством и воздушным судном, которое пользуется защитой этого государства. Важное значение имеет деление воздушных судов на торговые (гражданские) и государственные (используемые на военной таможенной и полицейской службе) — ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г.
Члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца судна), который отвечает за действия экипажа. Командир воздушного судна несет ответственность за экипаж, воздушное судно и проч. Общие требования к экипажу перечислены в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции и Приложении I. Правовое положение экипажа регулируется национальным законодательством государства флага. По общему правилу в состав экипажа воздушного судна не могут входить граждане иностранных государств (это положение связано с борьбой против актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации).
Согласно Чикагской конвенции (ст. 25), каждое государство-участник обязано оказывать помощь воздушному судну, терпящему бедствие на его территории, разрешать собственнику судна или властям государства его регистрации оказывать такую помощь. Все государства должны сотрудничать в организации поиска пропавших судов.
Аналогичные положения содержатся и в других международно-правовых актах. Международная конвенция для унификации некоторых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания на море или помощи и спасания на море посредством воздушных судов 1938 г. закрепляет обязанность оказывать помощь аварийным воздушным судам, терпящим бедствие на море (ст. 2). Приложение XIII к Чикагской конвенции регламентирует оказание помощи воздушным судам.
Международно-правовая практика идет по пути регулирования оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие на море, на основе норм, содержащихся в международных соглашениях по морскому праву: Брюссельских конвенций 1910 г., Лондонской конвенции 1980 г., Женевских конвенций 1958 г., Конвенции по морскому праву 1982 г. Некоторые положения содержатся в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, 1949 г-(ст. 12), — понятие кораблекрушения включает в себя вынужденную посадку самолета в море или падение в море.
Основной межправительственной организацией в сфере сотрудничества государств в сфере воздушного права является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Организована на Чикагской конференции по вопросам гражданской авиации; ч. II Чикагской конвенции — это Устав ИКАО. ИКАО — правопреемница международных организаций в области гражданской авиации, действовавших в период между двумя мировыми войнами: Международной комиссии по воздушной навигации и Международного комитета юристов-экспертов по вопросам воздушного права.
ИКАО разрабатывает принципы и методы международной аэронавигации; содействует планированию и развитию воздушного транспорта; поощряет конструирование и эксплуатацию воздушных судов; предотвращает экономические потери, вызванные «неразумной» конкуренцией; содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил.
Одна из основных функций ИКАО — разработка проектов международных конвенций, принятие стандартов и оформление их в качестве приложений к Чикагской конвенции. 18 приложений к Чикагской конвенции содержат более 4 тыс. стандартов и рекомендаций. В рамках этой организации подготовлено около 20 проектов международных документов: Женевская конвенция о международном признании прав в отношении воздушных судов 1948 г., Римская конвенция о причинении ущерба иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли 1952 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. и др.
ИКАО занимается унификацией и стандартизацией национального законодательства в области развития гражданской авиации. Приложения к Чикагской конвенции составляют основу международных стандартов по воздушному праву: если государство-участник не заявило о своем несогласии со стандартом, последний становится для него обязательным (ст. 90 Чикагской конвенции).
Одна из функций ИКАО — это оказание помощи развивающимся странам: ежегодно 90 государств третьего мира безвозмездно пользуются помощью экспертов, получают возможность для подготовки специалистов и поставки аэронавигационного оборудования. Региональные бюро ИКАО находятся в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке.
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) — региональная международная межправительственная организация с консультативными функциями (члены — большинство европейских государств и Турция). Создана в 1954 г. Занимается изучением проблем европейского воздушного транспорта и его развития.
Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) была создана в 1960 г. Основная функция — организация сотрудничества европейских государств по обеспечению безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.
Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) создана в 1969 г. по образцу ЕКАК. Агентство по обеспечению безопасности в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) функционирует с 1959 г. с цельюобеспечения регулирования и безопасности полетов над территориями государств-членов.
Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) создана в 1973 г. для координации деятельности воздушного транспорта государств-членов. Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) действует с 1960 г. для организации обслуживания воздушным движением судов, принадлежащих государствам, юридическим и физическим лицам.