Инкорпорация нормативных правовых актов: понятие, виды и их характеристика.

Инкорпорация (от лат. incorpore) – это такая форма систематизации, когда нормативные правовые акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).

Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержании помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных правовых актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие, а также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. При подготовке таких сборников обычно сохраняются реквизиты нормативных актов, нумерация статей, их частей и т. д.

Примеры издания разного рода официальных сборников и со­браний законодательства в истории права довольно многочислен­ны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана как основной ис­точник римского права представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период норм. Ныне изданы и постоянно под­держиваются в контрольном состоянии своды (собрания) законо­дательства в США, ФРГ и ряде других государств.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное инкорпарированное издание. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 1980-х годах Свод законов РСФСР.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация – издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 1960-х годах.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, отдельными лицами, т. е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания и сборники нормативных правовых актов и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.). Неофициальные инкорпарированные издания не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По характеру расположения материала все инкорпарированные издания нормативных правовых актов можно разделить на хронологические и системно-предметные.

В хронологических собраниях нормативные правовые акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в Собрании законодательства РФ, газетах «Парламентская газета», «Российская газета», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов). В таких изданиях текст каждого нормативного правового акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт.

В системно-предметных собраниях нормативные правовые акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержа­ния, причем в каждом разделе акты располагаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т. е. по отраслям права, их институ­там, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, образование, оборона страны, уголовная ответственность и т. д.). В такого рода инкорпарированных изданиях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юри­дической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных правовых актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Наши рекомендации